<<
>>

ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Переболевшие сопровождается стойким и длительным иммунитетом, который может передаваться потомству с АТ молозива. Иммунитет у переболевших животных длится не менее 1,5-2 лет, однако у животных-реконвалесцентов, имеющих АТ, состояние абсолютной иммунности бывает редко, и их следует рассматривать как потенциальный источник инфицирования других животных.
Даже выраженный гуморальный иммунитет не предотвращает персистенции вируса. В случае реинфекции вновь происходит размножение и выделение вируса, хотя болезнь протекает без видимых клинических признаков. При возникновении повторного заболевания трудно бывает отличить реинфекцию от реактивации персистирующе- го вируса. Поэтому всех животных, имеющих АТ к ИРТ, следует считать носителями вируса, находящегося в состоянии латенции (5).

Слизистые оболочки респираторного и генитального трактов больных животных продуцируют IgA и интерферон. АТ в сочетании с комплементом ограничивают, но не исключают распространения вируса ИРТ в организме. В подавлении инфекции клеточный иммунитет при ИРТ более эффективный, чем гуморальный и в основном связан с Т-лимфоцитами и макрофагами. Инактивация ТК-гена снижает способность вируса (1-го типа) вызывать аборты у привитого КРС (31).

Живые вакцины. Живые вакцины при ИРТ отличаются большим разнообразием. Только в США применяют 14 вариантов живых вакцин (51). Большинство из них - штаммы вируса, аттенуированные длительным пассированием в первичных культурах и перевиваемых линиях клеток. В Бельгии и Японии применяют ts-мутанты. Живые вакцины при ин- траназально-внутримышечном применении обусловливают хороший локальный иммунитет и защиту животных от клинического проявления инфекции. При вакцинации живыми вакцинами необходимо использовать такие штаммы, которые не способны к персистенции, ибо не исключается возможность возникновения рекомбинантных вариантов при взаимодействии аттенуированного и вирулентного штаммов вируса.

В качестве живой вакцины предложен дефектный по ТК иммуногенный мутант, способный персистировать в организме привитых телят не менее 3-х мес и передаваться телятам без перехода в ТК-генотип (22).

В РФ и странах СНГ для профилактики ИРТ применяют живую вакцину ТК-А (ВИЭВ). Её вводят подкожно в дозе 2105 ТЦД50/МЛ. Иммунитет у привитых животных наступает на 5-

7-й день после вакцинации и сохраняется не менее одного года. Широко применяют также живую бивалентную вакцину “Бивак”, содержащую 2 вакцинных штамма: ПГ-3 и ИРТ. Вакцина “Бивак” производится биофабрикой, она безвредна, иммуногенна (7,10).

Персистенция и экскреция аттенуированного штамма вируса обнаружены также при применении других живых вакцин. Особенно часто и длительно вакцинный штамм вируса ИРТ выделяется со спермой привитых быков (19). Введение живой вакцины во время эст- рального периода может сопровождаться поражением яичников (28), а вакцинация в ранний период стельности прерыванием беременности (30).

Считается, что интраназальная вакцинация более эффективна, чем подкожная или внутримышечная. При интраназальном введении вакцинный вирус быстро - в клетки верхних дыхательных путей и глоточного кольца, а при генитальном введении проникает в эпителиальные клетки влагалища или препуция. Размножаясь в указанных клетках, вирус может выделяться во внешнюю среду в течение 2-х нед. Преимущество интраназальной вакцинации состоит в том, что при этом усиливается синтез IgA и локальное образование интерферона. Считается, что сухая вакцина для парентерального или интраназального (генитального) применений должна содержать не менее 105 и 104 ТЦД50/МЛ (15).

Патентуется живая поливалентная вирус-вакцина из 5 типов аттенуированных вирусов наиболее широко распространенных в Японии и других странах: вирус ИРТ, ВД-БС, ПГ-3, PC-вирус и бычий аденовирус 7-го типа. Все компоненты приготовлены в клеточных культурах. Поливалентность препарата усиливает эффективность вакцинации КРС (73).

Рекомбинантные вакцины. В ген gill аттенуированного вакцинного штамма ИРТ (NY) dltk была встроена мономерная вставка эпитопов белка Р1 вируса ящура.

Полученная модифицированная живая вакцина защищала телят от ИРТ и ящура. Получен также рекомбинант вируса ИРТ, экспрессирующий димерную (голова - к хвосту) вставку эпитопов вируса ящура. Возможно получение рекомбинантов с 3-валентными вставками эпитопов вируса ящура серотипов О, А и С (23). Получена генно-инженерная вакцина из мутанта вируса ИРТ с делециями в генах минорных гликопротеинов (55).

Инактивированные ‘вакцины. По степени разрушения АГ детерминант инактиванты располагаются следующим образом: Уф облучение, нагревание (56°С), р-пропилактон, формальдегид и димерэтиленинин. В РФ применяется инактивированная димерэтиленими- новая вакцина из эпизоотического шт. 4016, в которой в качестве адъюванта используется аэросил. В Чехословакии используется формолвакцнна с масляным адъювантом из вируса с исходным титром 10* ТЦД50/МЛ. Препарат применяется двукратно в дозе 2 мл с 4-нед интервалом. У вакцинированных животных формируются гуморальные (1:128 - 1:256) и секреторные (1:2-1:8) АТ. Наблюдалась корреляция между уровнем сывороточных АТ и устойчивостью телят к заражению. Однако вакцинация серонегативных телят не предупреждала у них постинфекционной латенции вируса, но препятствовала ей у ранее перенесших спонтанную инфекцию (39). Колостральный иммунитет длился 4-5 мес. Вакцинация телят индуцировала сероконверсию лишь тогда, когда уровень материнских АТ у них был очень низким (15). Применение инактивированной вакцины против ИРТ среди 100% серопозитивных коров способствовало снижению числа случаев патологических состояний, ассоциированных с инфекцией этим вирусом. Отмечено также и улучшение некоторых показателей воспроизводства: повышение процента рождаемости, снижение количества случек, необходимых для оплодотворения, уменьшение числа спонтанных абортов. Уже после однократной вакцинации у коров и стельных нетелей обнаружено повышение титра АТ к ИРТ (6-9 1о&) независимо от тира АТ до вакцинации (16). Инактивированные вакцины, как и живые, применяют двукратно с 2-3-нед интервалом. Эффективность инактивированных вакцин против ИРТ зависит от концентрации АГ н природы адъюванта (5). Для оценки иммуногенности вакцины против ИРТ можно использовать кроликов в качестве лабораторной модели. По титрам накопления ВНА у привитых внутримышечно кроликов судят о качестве вакцины (4, 53). Высокоиммуногенной оказалась инактивированная вакцина против ИРТ с двухкомпонентным масляным адъювантом ВНИЯИ и ГОА-сапоннновым адъювантом (2).

Субъединичные вакцины. Показано минимальное размножение вируса ИРТ в организме животных, иммунизированных гликопротеином gIV, который может быть использован в качестве субъединичной вакцины в сочетании со свободным от вируса лизатом инфицированных клеток (38). Субъединичную вакцину готовили в виде иммуностимулирующего комплекса (ИСКОМ) нз вирулентного штамма вируса герпеса типа 4 КРС. Очищенный вирус обрабатывали 1%-ным l-o-h-октил-глюкопиранозидом в течение нескольких часов при 4°С, затем центрифугировали в ступенчатом градиенте сахарозы. После диализа осадок растворяли в фосфатном буфере. Препарат в дозе 50 и 100 мкг вирусных компонентов дважды вводили внутримышечно 4-мес телятам с интервалом в 4 нед. Через 2 нед после второй вакцинации животных заражали интраназально вирулентным вирусом ИРТ. Все животные, иммунизированные ИСКОМ вакциной не заболели, вирус в носовом секрете не обнаруживался, титр ВНА составлял 1:3500 и выше. У телят, иммунизированных коммерческой вакциной, наблюдали подъём температуры и наличие вируса в носовом секрете (56). При испытании на телятах не было выявлено корреляции между титром сывороточных ВНА и устойчивостью к заражению. Запатентован метод получения субъединичной вакцины на основе полипептидов герпесвнруса КРС 1-го типа (54). В качестве кандидата в вакцину использовали мажорный гликопротеин gIV вируса ИРТ КРС. Опытных животных вакцинировали дважды с 3 нед интервалом. Препарат индуцировал ВНА в сыворотке крови и в слизистой носовых путей. Иммунизация приводила к предупреждению развития клинических признаков заболевания при экспериментальном заражении разрешающей дозой вируса (63,75). Сравнение иммуногенности субъединичной и инактивированной вакцины с масляным адъювантом дало сходные результаты. Титр гуморальных АТ у КРС после 1- и 2 кратного применения субъединичной вакцины был выше, чем при прививке инактивированной вакциной. Секреторные АТ формировались лишь после 2 кратной вакцинации и были равнозначными у животных, привитых обоими препаратами. В ФРГ имеется хороший опыт сочетанного применения живой и инактивированной вакцины против ЙРТ. Живую вакцину вводили двукратно с интервалом в 6 нед сразу после установления диагноза. Спустя 7 мес 2 кратно с тем же интервалом вводили инактивированную вакцину. В результате такой вак- цинопрофилактики новых случаев заболевания не регистрировали. Спустя 4 г. после прекращения вакцинации животные оказались серонегативными. Авторы (13) оценили предложенную ими схему применения живой и инактивированной вакцин как эффективную для оздоровления поголовья от ИРТ.

Поскольку вирус ИРТ может приживляться и длительно персистировать в организме вакцинированных животных, трудно однозначно ответить на вопрос о значении специфической профилактики в оздоровлении хозяйств от ИРТ или точнее - можно ли путем систематического применения вакцин освободить хозяйство от носительства полевых штаммов вируса. Имеются сообщения о том, что полного оздоровления можно достичь лишь в результате систематического (4-летнего) применения в хозяйстве инактивированной эмульгированной вакцины (18).

Связь уровня антител с резистентностью животных. Полной связи меяоду титрами гуморальных АТ и невосприимчивостью к вирусу нет. Даже низкий уровень АТ может защитить животное от заражения. Эго кажущееся противоречие можно объяснить тем, что в устойчивости организма к инфекции большое значение имеют местные (секреторные) АТ и другие факторы иммунитета. Вирус ИРТ в организме индуцирует синтез интерферона, который препятствует размножению вируса в клетках. Интерферон в высоких титрах обнаруживается в течение 7 дн при внутривенном введении вируса. Установлено н локальное образование интерферона в дыхательных путях при интраназальном и интратрахеальном заражениях. Вакцинный вирус также обладает высокой интерфероногенной активностью. Наступление ранней невосприимчивости у вакцинированных телят связано с появлением интерферона. Видимо, выявление специфических АТ в сыворотке крови не является точным индикатором иммунитета, хотя остается критерием при иммунологической оценке. Большинство авторов считают, что ВНА в титре 1:2-1:4 защищают животных от заражения. Телята, имеющие индекс нейтрализации сыворотки крови 2,4 и 2,83±0,9 н титр АТ в РНГА 1:232, клинически не реагировали на введение вирулентного вируса (6,8).

Связь титров антител с вирусоносительством и вирусовыделением. Иммунизация животных живыми вакцинами против ИРТ снижает, но не предотвращает латентной инфекции у КРС. Со временем титр поствакцинальных АТ при ИРТ снижается, но так как вирус в организме переболевшего и вакцинированного животного может реактивироваться из комплекса вирус-антитело, то содержание АТ колеблется. По-видимому, этим и обусловлено выделение персистирующего вируса. Даже у животных с высоким титром АТ вирус ИРТ был выделен из миндалин и лимфоузлов. В качестве профилактичских мер рекомендуют регулярное исследование проб сыворотки крови от быков-производителей на наличие АТ, а материала из препуция - вируса.

Серологическая оценка поствакцинального иммунитета. Изучением иммуногенных свойств вирус вакцины против ИРТ на коровах установлено, что при 1 кратном введении препарата максимальный уровень АТ отмечали через 1-2 мес после вакцинации. Через 6 мес титр АТ в РНГ А снижался вдвое, а через 9 мес он был на уровне иммунного фона. Динамика ВНА имела такую же закономерность. Однако ВНА на высоком уровне удерживались дольше. Повторная иммунизация приводила к повышению титра гуморальных АТ. У телят, полученных от вакцинированных коров, титр гуморальных АТ был выше, чем у их матерей. Пассивно передающиеся АТ в сыворотке крови телят и секретах из носовой полости появлялись уже в 1 дн после потребления молозива. Тигр их в секретах НОСОВОЙ полости в большинстве случаев не превышал 1:8 в первые 15-20 сут после рождения (6,7).

Длительность циркуляции поствакцинальных антител. У коров через 9 мес после прививки живой вакциной в РНГА с сывороткой крови АТ не выявлялись. Колостральные АТ сохранялись в крови телят в достаточно высоком титре до 30 дн с последующим снижением к 60-му дн. Эффективность вакцины против ИРТ в Венгрии долгое время определяли в тесте нейтрализации с сывороткой вакцинированных телят. В настоящее время предложен более чувствительный метод (21). Коэффициент корреляции между титром в PH и ELISA составлял 0,789.

Серопрофилактика. Для серопрофилактики ИРТ, ПГ-3 и аденовирусной инфекции ги- периммунные поливалентные сыворотки удается получать на лошадях, которых иммунизируют АГ, инактивированными электрическим полем или лазерным излучением. АГ применяют с масляными адъювантами (3). Поливалентные сыворотки до настоящего времени применяют в промышленных комплексах по доращиванию и откорму молодняка КРС (9).

Меры борьбы. Меры борьбы обстоятельно изложены в нормативно-технической документации, утвержденной Департаментом ветеринарии МСХП Российской Федерации. Проведение мероприятий, изложенных в наставлении по борьбе с ИРТ, где предусмотрены надежная, систематически проводимая диагностика (включая исследование спермы быков- производителей на племенных станциях), строгий контроль за перемещением скота и активная профилактика обеспечивает создание устойчивого благополучия хозяйства в отношении ИРТ. Это подтверждается фактами из зарубежной ветеринарной практики. Так, первая вспышка ИРТ в Швейцарии была искоренена полностью. Для обеспечения безинфекционно- го стада КРС в Венгрии проводится регулярное серологическое тестирование и удаление из стада инфицированных животных, вакцинация, дезинфекция и борьба с грызунами (34).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Глотов А.Г. и др. Матер, н. конф. ВНИВВИМ, 1992 :192. 2.Жестерев В.И. и др. Тез. докл.

и.-пр. конф. ВНИИЗЖ, 1995 :124. З.Жерносян И. А. и др. Совр. аспекты проф. бол. молодняка, 1989 :55. 4.3акутский Н.И. и др. Матер, н. конф. ВНИВВИМ, 1992 :142. 4а.3акутский

Н.И. и др. Тез. докл. н.-пр. конф. ВНИИЗЖ, 1995 :90. 5.3акутский Н.И. и др. Матер, н. конф. ВНИВВИМ, 1992 :143. 5.Сергеев В.А. - Вирусные вакцины. Киев, Колос, 1994. 5а.Крюков H.H. и др. Ветеринария, 1982, 9 :16. б.Сюрин В.H., Фомина Н.В. Част. вет. вирусология. М., Колос. 1979. 7.Сюрин В.Н. и др. - Мет. лаб. диагн. вир. бол. жив. М., Колос, 1986.

8.Сюрин В.Н. и др. Диагн. вир. бол. жив. М., Агропромизд, 1991. 9.Сюрин В.Н. и др. Вет. вирусол., М., Колос, 1991. Ю.Фомина Н.В. и др. Вирусы животных. Уч. пособие, MBA, 1991 :319. П.Чевелев С.Ф. Пат. анат. диагн. вир. бол. жив., М., Колос, 1984 :66. 12.Babinik L.A. Acta microbiol, 1991, 38, 3:163. 13.BolIe H. et.al. Tierarztl Umsch, 1986, 3 :167. 14.

Bielanski A. et.al. Theriogen. 1988, 30, 4 :649. 15.Bognar K. et.al. Magy allatow lapja 1986, 41 :647. l?.Gistet I. et.al. Lucrlnst Cerc Vet si bioprepr Posteur 1991, 19 :23. 17.Deak J. et.al. Acta micr. 1991, 38, 3 :186. 18.Durand M.P.et.al. Bull Acad Veter FR. 1984, 57 :455. 19.Gregersen J.P. et.al. Zbl Vet med. 1985, 32 :354. 20.Homan E.J. et.al. Am J Vet Res. 1980, 41, 8:1212. 21JuhaszT. et.al. Acta micr hung. 1991, 38 :3. 22.Kit S. et.al. Arch Virol. 1985, 86:63. 23.Kit Molon et.al. Prev AIDS: Conf Cold Spring Harbor N.Y.Gold 1991 :327. 24.Kita Jerzy et.al. Med Vet, 1991, 47, 10 :457. 25.Lasassiere S. et.al. J Gen Virol, 1992, 73, 11 :2941. 26.Liang X. et.al.. J Virol. 1991, 65, 3 :1124. 27.Ludwig G. et.al.. J Virol. 1987, 6110 :3292. 28.Maaten M.J. et.al.. Amer J Vet Res. 1985, 46 :1996. 29.Miller J.M. et.al.. Am J Vet Res. 1988, 49, 10 :1653. ЗО.МШег J.M. et.al.. Amer J Vet Res, 1989, 50 :551. 31.Miller J.M. et.al.. Amer J Vet Res, 1991, 52, 7 :1038. 32.Rodriguez M. et.al. Am J Vet Res, 1989, 50, 5 ; 619. 34.Tanyi J. et.al. Acta Vwt hung. 1992, 40, 3 :165. 35.Trepanier P. et.al. Veter Microb, 1988, 18, 3/4 :219. 36.TrybotaE. et.al. Med Vet, 1992, 48, 8 :345. 37.Ungar-Waron H. et.al. Vet Microb, 1991,

28, 1/2 :53. 38.Van Drunen L. et.al.. Vaccine 1990, 8, 4 :358. 39.Zuffa F. et.al. Veterinar- med. 1985, 32 :724. 40.Lesko J. et.al.. Acta Virol. 1993, 37, 1 ;73. 41Л1ажко Ж.А. и др. Тез. докл. н.-пр. конф. ВНИИЗЖ, 1995 :115. 42.Scott N.A. et.al. Vet Microbiol, 1988, 16 :109, 43.Trepanier P. et.al.. Vet Microbiol, 1988, 18 :219. 44.Taylor H.R. et.al. J Virus Res, 1985, 3,1 : 115. 45.Yughes G. et.al.. Arch Virol, 1988, 103 :47. 46.VanDrunen L.H. et.al. Vaccine, 1990, | :358. 47.Liang et.al.. J Virol, 1991, 65 :1124. 48.Marschall R.L. et.al.. Vaccine, 1988, 6 :343. 49.Moormann R.I. et.al. Gen Virol, 1990, 71 :1591. 50.Kit M. et.al. Патент 116197, опубл. 12.02.91; МКИ; 435/235-1. 51.Potel H. et.al.. J Clin Microbiol, 1990, 29, 2 :410.i 52.Saurez H.A. et.al.. J Vet Med, 1993, 40, 2 .125. 53.3акутский Н.И. и др. Матер, н. конф< ВНИИВиМ, 1992 :145. 54.Baliuk L. et.al. Пат. 5151267 США МКИ5, А61, К39/12, с07 KS 7/06. 55.Leung Tack P. et.al. Пат. Франция 9207930, 1994, опубл.01.14.94. 56.MerzaM. et.al.j J Vet Med, 1991, 38, :306. 57.Thiiy E. et.al.. Am Med Vet, 1992, 136, 8 :617. 58.Морозов И.А; и др. Мол. генет., микроб., вирус. 1991, 4 :29. 59.Морозов И.А. и др. Мат. н. конф. с-х био* техн., Целиноград, 1991 :134. бО.Колосов Ю.В. и др. Физ. химия, 1991-65, 10 :20. 61.Ba«j сильев A.B. и др. MBA, 1989 :53. 62.Tekes L. et.al. Magy allatorv Lap, 1991, 46, 4 :215j 63.VanDrunen L. et.al.. Virology 1996, 206, 1 :413. 64.Rocha etal. Agr brxs med vet zootecnj 1994,

6 :737. 65.Van Drunen L. et.al. Virol., 1995, 206, 1 :413. 66.3акутский Н.И. и др. Teil докл. н.-пр. конф. ВНИИЗЖ, 1995 :140. 77.Vanderplasschev A. et.al. Vet Res, 1994, 25, 6; :555. 78.Vilcek S. Vet Med, 1994, 39, 11 :687. 79.Глотов A.T. и др. Тр. ИЭВ Сибири и ДВ, Новосибирск, 1995 :172. 70.Fukuyama S. et.al. Div Micr Kyoto Biken Lab Ivc-№93117518.6,i 71.0решков С.Ф. и др. Вопр. вирусол., 1995, 40, 6 :279. 72.Andino R.H. et.al. Amer J Vet ResJ 1987,

48 :984. 76.Giavedoni L.D. et.al. J Vet Med, 1988, 35 :280. 77.Dann D.C. et.al. Amer| Vet Res, 1987, 47 :740. 78.Van Drunen L. et.al. Vaccines'94, Cold Spring Harbor, 1994 :321. J

<< | >>
Источник: Сюрин В.Н., Самуйленко А.Я., Соловьёв Б.В., Фомина Н.В.. Вирусные болезни животных. - Москва, ВНИТИБП, 928 с, ил.. 2001

Еще по теме ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА:

  1. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  2. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  3. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  4. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  5. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  6. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  7. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  8. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  9. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  10. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  11. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  12. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  13. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  14. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  15. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  16. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  17. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  18. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
  19. ИММУНИТЕТ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА