10-9. Макросистема эволюционная и нефилогенетическая


Далее предложена макросистема, в которой указание места на схеме задает уровень организации и основную жизненную форму таксона; внутри таксона форма системы не предрешается, т.е. может быть древом, сетью и пр.
Исторический аспект отражен дважды: уровни организации возникают последовательно, а на каждом уровне каждый таксон тоже эволюирует.
Макросистема опубликована мною в 1986 году, и была верно охарактеризована как развитие эко-морфологического подхода Уиттекера - Заварзина (ШафрановаЛ.М. //ЖОБ, 1990, № 1).
Открытия последующих лет не вызвали потребности существенно изменять ее, и в этом видится довод в пользу ее естественности. Она представляется мне более эволюционной, нежели чахлое “бескорневое древо всех организмов" и прочие филогенетические крайности. Ее объяснение, предназначенное для методологов, см. в книге [Чайковский, 1990], а удобное для преподавателей см. БШ, 1998, № 6, где даны и две ее цветные схемы: на одной - структура царств, а на другой - уровни организации; см. также БШ, № 4 за 1999 год.
Co времен Линнея до сих пор в биологии царством называется часть живой природы, занимающая определенное место в «экономии природы». По Линнею, растения производят, а животные потребляют. К этим двум царствам в XX веке пришлось добавить (точнее, выделить из царства растений) еще два - грибы и прокариоты. Оснований для этого много, но я назову одно: кроме производства и потребления органики, ее еще надо включать в геохимические круговороты, о которых шла речь в главе 7, - это и делают представители вновь выявленных царств.
Что касается прокариот, то они могут исполнять функции трех других царств и к тому же только они могут включать элементы из неорганической природы в круговороты живого (например, усваивать азот из воздуха). Очевидно, что прокариоты - более чем царство: их экологическая роль выше, чем всех трех эвкариотных царств вместе. Поэтому говорят, что в природе есть два надцарства - прокариоты и эвкариоты. Надцарство прокариот состоит из одного царства, поскольку разделить уверенно прокариоты на царства не удается - из-за того, что их свойства свободно комбинируются. Их проще делить на три нечетких подцарства - бактерии, актиномицеты и цианеи (т.е. сине-зеленые водоросли).

Наоборот, надцарство эвкариот довольно четко делится на 3 царства по типу питания, причем слова «довольно четко» означают, что в каждом из них основная часть видов образует чётко определимое ядро. Нечёткие виды образуют сравнительно небольшую периферию; основную ее часть составляют виды одноклеточных организмов, поэтому не раз возникала мысль объединить их в пятое царство (протисты), но оно никогда не бывало общепризнанным.
Причина в том, что данному “царству” не удается дать приемлемый диагноз, а без диагноза нет таксона [Шипунов].
Точнее, если задать протист как «одноклеточные эвкариоты», то попадут в разные царства близкие виды (например, водорослей), а то и один вид, поскольку одинаковые по строению клетки могут как жить порознь, так и входить в состав примитивных организмов. Если же задать «царство протист» как-то иначе (описывая свойства клеток и их комплексов), то границы, как их ни проводи, будут устраивать одних систематиков и не устраивать других, а значит, будут недолговечными. Причина объективна: у одноклеточных и близких к ним многоклеточных свободно комбинируются их основные свойства. Подробнее см. [Чайковский, 1990, п. 6.5].
Однако нельзя и попросту пренебречь одноклеточным уровнем при классификации, поскольку у одноклеточных очень много общего. Например, у них очень высоко разнообразие митозов и митохондрий (тогда как у многоклеточных они достаточно однообразны), и в этом можно видеть их главную тенденцию, а царства, как мы видели в п. 6-2 и позже, определяются имено через тенденции. Выход видится в том, чтобы признать периферийный характер групп многих одноклеточных: они примыкают к соответствующим группам примитивных многоклеточных, т.е. образуют набор периферий эв- кариотных царств. И эти периферии пересекаются.
Далее, таксон принято понимать как общность происхождения, а это на уровне царств совсем бессмысленно: ведь древнейшие организмы тоже образовывали экосистему, т.е. жили одновременно, и нет оснований говорить, что все растения (все животные) когда-то были одним видом.
Учтя всё это, макросистему будем строить путем рассечения множества типов, до которых подымается объединяющая систематика (п. 10-8).
Наивысшим таксоном, для которого есть нечто вроде определения, является тип (филум, отдел). Для него можно указать план строения - именно так понимают тип со времен Кювье (п. 1-15). Каждый биолог знает, что такое план строения хордовых, моллюсков или цветковых. Царство, наоборот, единым планом строения не обладает. Другими словами, тип (и более низкий таксон) может быть определен как морфологическое целое, а царство - только как экологическое и функциональное целое. 
<< | >>
Источник: Чайковский Ю.В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции.. 2006

Еще по теме 10-9. Макросистема эволюционная и нефилогенетическая:

  1. 10-8. Логика макросистемы
  2. 9** Уровни развития и макросистема
  3. 9* Макросистема как парк
  4. Популяция — элементарная эволюционная единица
  5. Эволюция эволюционных механизмов
  6. Истоки эволюционной биохимии
  7. Сравнительная и эволюционная фитофизиология
  8. Архитектор эволюционного сообщества
  9. Сравнительная и эволюционная физиология j
  10. Глава IV ЭВОЛЮЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
  11. Эволюционная систематика
  12. Вид — качественный этап эволюционного процесса
  13. Элементарное эволюционное явление — изменение генотипического состава популяции
  14. Ю-2*** Какую же систему считать эволюционной?
  15. КАК РАСТУТ «ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ДЕРЕВЬЯ»?
  16. Эволюционное учение и практика сельского хозяйства
  17. Методы эволюционной биохимии
  18. Глава 18. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ
  19. На подступах к эволюционному синтезу
  20. Эволюционное учение и религия