<<
>>

Эволюционное учение и практика сельского хозяйства

Часто акклиматизация животных и интродукция растений проводятся без достаточного учета возможных эволюцион-ных последствий. Деятельность человека ведет к изменению животного и раститель-ного мира целых континентов и географиче-ских районов.
Кролики в Австралии, воро-бьи в Северной Америке, элодея и ондатра в водоемах Евразии, не говоря уже о большом числе не так бросающихся в глаза неспе-циалистам форм, стали фоновыми, опреде-ляющими видами в течение всего лишь не-скольких десятилетий. Сельскохозяйственное освоение больших территорий с широким распространением монокультур привело к уничтожению целых природных комплексов и массовым, невиданным размножениям многих видов «сорняков» и «вредителей» На наших глазах происходят уничтожение, дестабилизация и дезинтеграция многих биогеоценозов — естественной основы устойчивости биосферы. Непредвиденные эволюционные по-следствия могут иметь и результаты исполь-зования новейших методов биотехнологии — генной и клеточной инженерии. Бла-годаря разработке методов гибридизации ДНК, клонирования и переноса генов, слия-ния ядер в протопластах и т. п. появились технические возможности создания живых организмов с самыми неожиданными при-знаками и свойствами. Исследователь не может при этом заранее сказать, какими свойствами будет обладать существо, «соб-ранное», скажем, из ДНК гороха, свиньи и лягушки. Такое существо (предположим, что это микроорганизм) может выйти из ла-боратории и, не пройдя эволюционной «притирки» в экосистемах, оказаться убий-ственным для естественных экосистем. Результаты биотехнологических работ способны существенно повлиять на живую природу, и поэтому необходима разработка жестких норм и методов, которые гарантировали бы безопасность экосистем при подобной деятельности. Трудно преувеличить значение эволюционного учения для практики. В основу научной селекции должен быть положен эволюционный подход, поскольку только он в состоянии служить основой крупномасштабного планирования направлений селекционной работы, в частности для повышения биологической продуктивности биосферы нашей планеты.
Население Земли увеличивается примерно на 3% в год, а современные методы хозяйствования, включая селекцию новых, более продуктивных сортов и пород, явно отстают от демографического взрыва. Выход из этого положения заключается только в широком, эволюцион- но грамотном подходе к природе. Разумное изменение природы — управляемая эво-люция — должно коснуться не только соз дания новых пород и сортов (на основе от даленной гибридизации и полиплоидии) и введения в культуру новых групп микроор-ганизмов, растений и животных из огромно-го (пока) числа диких видов, но и перехода от монокультур в сельском хозяйстве к по-ликультурам. Все это будет означать теоре-тически наиболее дальновидную форму управляемой эволюции в области сельско-хозяйственного производства, в которой должны быть интегрированы достижения таких отдельных этапов овладения эволю-цией, как прогнозирование эволюции от-дельных видов, управление равновесным состоянием сложных систем и др. Серьезным направлением практически важных эволюционных работ ближайшего будущего представляется и перевод потенциально богатых рыбных, лесных, зверобойных, охотничьих и других промыслов на рельсы хозяйства путем изменения генотипического состава популяций в желаемом направлении (например, посредством воздействия на элементарные эволюционные факторы). Эти и другие мероприятия, осуществляемые в живой природе на широкой эволюционно-грамотной основе, способны заметно повысить биологическую продуктивность биосферы нашей планеты. Окуль турирование растений и доместикация жи-вотных справедливо рассматриваются как часть неолитической революции (см. 1980 1985 а О 4 4 и о =: о S гг1 1920 1960 196519701975 Годы P и с. 21.1. Возрастание числа видов насекомых и клещей, поражающих сельскохозяйственные культуры и ставших устойчивыми к применяемым пестицидам в результате бессознательного отбора (по А.В. Яблокову, С.А. Остроумову, 1991) 18.3). Она способствовала решительному изменению отношения человека к природе. В процессе окультуривания и доместикации происходят частичная утрата естественной приспособленности растений и животных, закрепление дистелеологических (нецеле-сообразных с точки зрения общей жизне-способности) признаков в интересах чело-века.
Такие формы сохраняются только благодаря постоянной заботе человека. Одной из целей методического отбора является достижение генетического единообразия сорта или породы. Однако такое генетическое однообразие оказывается благоприятной средой для массового распространения видов, которые нам приходится потом называть «сорняками» и «вредителями». Борясь с «вредителями», «сорняками», инфекциями и паразитами, мы заставляем их вырабатывать различные приспособления, делающие нашу борьбу малоэффективной. В соответствии с учением Дарвина случайно оказавшиеся устойчивыми особи размножаются и гены устойчивости быстро распространяются в подавляемой нами популяции. Сейчас таких резистентных видов к одному или даже нескольким применяемым пестицидам в мире более 500, в том числе около 200 в нашей стране (рис. 21.1). 21.3.
<< | >>
Источник: Яблоков А.В.. Эволюционное учение: Учеб. для биол. спец. вузов. 2006

Еще по теме Эволюционное учение и практика сельского хозяйства:

  1. О ПРИМЕНЕНИИ МОЧЕВИНЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ [5]
  2. Заключение Философия многообразия пробуждает интерес к сельскому хозяйству
  3. ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ЖИДКИХ АЗОТНЫХ УДОБРЕНИИ [16]
  4. Глава VII АЭРОИОНИФИКАЦИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
  5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БОЛОТ И ТОРФА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
  6. К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ТОРФО-МИНЕРАЛЬНЫХ АММИАЧНЫХ УДОБРЕНИЙ [17]
  7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОРФА И ПРОДУКТОВ НА ЕГО ОСНОВЕВ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ В.              Г. Сычев, О. А. Шаповал, Г. Е. Мерзлая, И. П. Можарова
  8. Эволюционное учение и религия
  9. Эволюционное учение — теоретическая основа развития биологии
  10. Яблоков А.В.. Эволюционное учение: Учеб. для биол. спец. вузов, 2006
  11. Биологическая концепция вида и практика систематики
  12. Практика и традиции выделения сообществ макробентоса
  13. ЭКСПЕРТИЗА ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В СУДЕБНО-СЛЕДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
  14. Практика беспахотного земледелия: просто, быстро, эффективно
  15. Занятия по исследованию почвенных животных,рекомендуемые во время летней практики студентов
  16. ДАРВИНИЗМ —ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ И ДЕЙСТВЕННОЕ ОРУДИЕ ЕЕ ПЕРЕДЕЛКИ
  17. 3.4. УЧЕНИЕ О              БИОГЕОХИМИЧЕСКИХ ПРОВИНЦИЯХ
  18. УЧЕНИЕ О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ