Религия в любой форме (христианство, буддизм, ислам и любая другая из десятка «больших» религий и сотни малых) — область веры. Эволюционное учение — область науки. В проблеме соотношения веры и науки есть, по крайней мере, три аспекта.
Во-первых, можно просто изумляться разнообразию и совершенству адаптаций в живой природе и в восторге от этого славить мудрость Творца, не задавая никаких вопросов. Во-вторых, можно, веря, что все мироздание создано высшей силой (творцом), считать, что, открывая закономерности эволюции, мы познаем лишь бесконечную глубину божественного помысла. В-третьих, можно, шаг за шагом познавая природу, накапливая данные в области генетики, физиологии, биохимии, палеонтологии, геологии, астрономии, антропологии и десятках других наук оказывается возможным без привлечения божественных сил объяснить, как возникло это замечательное разнообразие живой природы, восстановить пути возникновения особенностей строения, физиологии или поведения, возникновения самых совершенных адаптаций живой природе. Co сторонниками первого подхода спорить просто неинтересно: они верят, что целесообразность в природе от бога, и не утруждают себя вопросами. Впрочем, они часто пытаются представить дело таким образом, что у современной науки нет фактов и доказательств естественного происхождения живого. В последнем случае они просто игнорируют научный материал, либо выдают какие-то частные нерешенные вопросы за принципиальные непреодолимые трудности. Важное отличие последовательно религиозного подхода к природе — его пассивность. Если мы хотим как-то повлиять на природу, сделать ее лучше, или, напротив, предупредить какие-то нежелательные изменения, мы волей-неволей приходим к необходимости понять, как возникло это разнообразие живой природы, как оно может развиваться дальше. 18-3011 Религиозные сторонники второго подхода (среда них было немало крупных ученых, например, физиолог И.П.
Павлов, ихтиолог и зоогеограф Л.С. Берг), не пытаясь совместить религию с эволюцией, верят в бога и исследуют эволюционный процесс. В энциклике «Происхождение человека» (1950) римский папа Пий XII вынужден был провозгласить: «Учение церкви не запрещает эволюционному учению в соответствии с современным состоянием человеческой науки и теологии быть предметом исследований... специалистов до тех пор, пока они производят исследования о происхождении человеческого тела из уже существующей живой материи, несмотря на то, что ка-толическая вера обязывает нас придержи-ваться взгляда, что души созданы непосред-ственно Богом» . Эволюционное учение оказывается и действенным оружием в борьбе против со- циал-дарвинизма, пытавшегося объяснить социальные пороки современного общества лишь действием биологических сил, в первую очередь естественного отбора неприспособленных. Социал-дарвинизм логически переплетается с расизмом, антинаучная сущность которого ясна (см. 18.6). Эволюция в целом выступает как результат борьбы противоположностей, разрешения противоречий между важно-стью сохранения уже существующего и не-обходимостью его изменения под влиянием новых условий. Непрерывность движения и всеобщность связей и противоречий характерны для эволюции живого. Закономерный процесс развития органического мира' покоится на объективно случайных явлениях; спонтанно возникающие наследственные изменения вводятся в определенное русло естественным отбором. Изменчивость как неизбежный и закономерный процесс на молекулярно-генетическом уровне стано-вится случайной на уровне индивидуальных вариаций и гибели особей в борьбе за существование и вновь переходит в закономерность в направлении всего процесса эволюции. Глубоко диалектично в эволюционном учении понимание самого процесса развития как постоянной смены постепенных и количественных изменений (например, на уровне вида), изменений резких и качественных (возникновение нового вида). Каждая вновь возникшая форма в эволюции — новый этап того или иного масштаба, скачок в эволюционном процессе.
Теория эволюции с успехом объясняет неизбежность образования ступенчатого многообразия органических форм, иерархичности и дискретности системы живых организмов, непрерывности и прерывности всего про-цесса эволюции. Движущие силы эволюции содержатся внутри каждой из развивающихся систем: для вида — внутри вида, для популяции — внутри популяции, для биогеоценоза — внутри биогеоценоза. Весь процесс эволюции как нельзя более убедительно иллюстрирует процесс саморазвития, идущий посредством постоянного возникновения и снятия противоречий, перерывов постепенности и развития с возвращением, казалось бы, к уже пройденному, но возвращением на ином уровне, на следующем витке спирали. В наше время, время активного изменения биосферы Земли человеком, эволюционное учение приобретает характер одной из самых валсных биологических дисциплин. Именно теория эволюции дает нам возможность понять оптимальную стратегию взаимоотношения человека и окружающей живой природы, позволяет ставить вопрос о разработке принципов управляемой эволюции (И.И. Вавилов). Отдельные элементы такой управляемой эволюции уже сегодня просматриваются, например, в создании устойчивых и продуктивных агроценозов, в попытках не простого промыслового использования, а хозяйственного управления эволюцией отдельных видов животных и растений. Ho для перехода к настоящей управляемой эволюции биосферы еще очень много предстоит выяснить. Для сознательного проведения интересных с теоретической и практической точек зрения исследований необходимо знание не только достижений современной теории эволюции, но и ее нерешенных проблем. 8. Обоснуйте положение: «эволюционное учение — теоретическая основа биологии». 9. Как шло внедрение эволюционного подхода в интересующую вас область биологии (биохимия, генетика, физиология и т. п.) и каковы перспективы в этом направлении? 10. Перечислите основные проблемы классического дарвинизма, все еще актуальные для биологии и нуждающиеся в разработке. 11. В чем причины современных дискуссий в эволюционном учении и каково их отношение к прежним дискуссиям? 12. Каково непреходящее методологическое и мировоззренческое значение учения Ч. Дарвина? Когда это было понято и первые его оценки?