СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

  Характерный для нашего времени повышенный интерес к проблеме сенсорной изоляции [31] обусловлен, в частности, тем, что в условиях современной цивилизации лица многих профессий (занятые в промышленности, военном деле и т. д.) на протяжении длительных периодов времени вынуждены подвергаться действию монотонных раздражителей, а это неизбежно связано со снижением трудоспособности. Кроме того, сенсорная изоляция может быть использована как метод создания экспериментальных моделей и изучения некоторых симптомов, характерных для психических заболеваний. При этом применяют следующие процедуры: обеспечение экстероцептивных контактов нейтрального, постоянного вида, подача стабильного маскирующего шума, воздействие постоянного, диффузного света, т. е. речь идет не об устранении афферентных раздражений, а о придании им монотонности, способствующей привыканию. Длительный приток таких монотонных импульсов к центральной нервной системе ведет к беспокойству, двигательной гиперактивности, искажениям восприятия и иногда к галлюцинациям.
Исследование влияния сенсорной изоляции и более общих форм ограничения опыта — социальной и культурной изоляции в первые годы жизни — на последующее развитие и способности в настоящее время находится в центре внимания в связи с его значением для проблем воспитания и этиологии умственной отсталости.
Состояние этого вопроса в наше время немногим отличается от его состояния в философии XVII и XVIII веков, когда впервые было сформулировано значение ощущений в происхождении идей. Джон Локк заложил основы сенсуализма своим исследованием человеческого понимания, где он писал: «Если предположить, что разум — это чистый лист бумаги, на котором ничего не написано, то откуда же возникает тот огромный запас идей, которые вечно работающая и беспредельная фантазия человека рисует на нем с почти бесконечным разнообразием? Ответить на это можно двумя словами: «Из опыта». На этом основано все наше Познание. Если ребенка поместить в такие условия, чтобы он не видел иных цветов, кроме белого и черного, то он не будет

иметь никакого представления о красном или зеленом цвете, точно так же как не имеет представления о вкусе ананасов или устриц тот, кто ни разу в жизни их не пробовал».
<< | >>
Источник: Г. МЭГУН. Бодрствующий мозг. 1965

Еще по теме СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ:

  1. §2. Уровни 2.1. Сенсорная психика 2.1.1. Низший уровень
  2. 11.3. ИЗОЛЯЦИЯ
  3. 12.2.3. Изоляция
  4. Механизмы изоляции
  5. Изоляция как элементарный эволюционный фактор
  6. 5.3.1. К вопросу об изоляции и видообразовании
  7. §1. Эволюция психики
  8. Тест 1.
  9. Вопросы для аттестации 1.
  10. Высший уровень
  11. Глава 6 Вид И ВИДООБРАЗОВАНИЕ
  12. Ювенильный (игровой)
  13. Взаимодействие неморских биот Северной и Южной Америк
  14. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРТОМИКСОВИРУСОВ
  15. Раздел II МИКРОЭВОЛЮЦИЯ
  16. Видообразование — источник возникновения 13.2. многообразия в живой природе
  17. ТРУТНИ
  18. Видообразование