Характерный для нашего времени повышенный интерес к проблеме сенсорной изоляции [31] обусловлен, в частности, тем, что в условиях современной цивилизации лица многих профессий (занятые в промышленности, военном деле и т. д.) на протяжении длительных периодов времени вынуждены подвергаться действию монотонных раздражителей, а это неизбежно связано со снижением трудоспособности. Кроме того, сенсорная изоляция может быть использована как метод создания экспериментальных моделей и изучения некоторых симптомов, характерных для психических заболеваний. При этом применяют следующие процедуры: обеспечение экстероцептивных контактов нейтрального, постоянного вида, подача стабильного маскирующего шума, воздействие постоянного, диффузного света, т. е. речь идет не об устранении афферентных раздражений, а о придании им монотонности, способствующей привыканию. Длительный приток таких монотонных импульсов к центральной нервной системе ведет к беспокойству, двигательной гиперактивности, искажениям восприятия и иногда к галлюцинациям.
Исследование влияния сенсорной изоляции и более общих форм ограничения опыта — социальной и культурной изоляции в первые годы жизни — на последующее развитие и способности в настоящее время находится в центре внимания в связи с его значением для проблем воспитания и этиологии умственной отсталости.
Состояние этого вопроса в наше время немногим отличается от его состояния в философии XVII и XVIII веков, когда впервые было сформулировано значение ощущений в происхождении идей. Джон Локк заложил основы сенсуализма своим исследованием человеческого понимания, где он писал: «Если предположить, что разум — это чистый лист бумаги, на котором ничего не написано, то откуда же возникает тот огромный запас идей, которые вечно работающая и беспредельная фантазия человека рисует на нем с почти бесконечным разнообразием? Ответить на это можно двумя словами: «Из опыта». На этом основано все наше Познание. Если ребенка поместить в такие условия, чтобы он не видел иных цветов, кроме белого и черного, то он не будет
иметь никакого представления о красном или зеленом цвете, точно так же как не имеет представления о вкусе ананасов или устриц тот, кто ни разу в жизни их не пробовал».