Ювенильный (игровой)
Еще в 1920-х годах было установлено, что сексуальные игры молодых шимпанзе являются необходимым условием способности к спариванию взрослых особей. Г.В. Ниссен даже утверждал, что у обезьян половое поведение зависит преимущественно от обучения, а не от инстинктных начал. В экспериментах Харлоу молодые шимпанзе находились в частичной изоляции с рождения, причем они были полностью лишены физического контакта с другими детенышами. В результате эти животные, достигнув зрелого возраста, оказывались неспособными к спариванию.
К.Э. Фабри предложил рассматривать игру как развивающую деятельность, охватывающую большинство функциональных сфер.
Манипулятивные игры - это игры молодых животных с предметами. Они появляются у детенышей только после прозрения (у псовых, например, в возрасте 16-23 суток). Появляются новые действия, уже не связанные с сосанием, которые выражаются в общей подвижности животного. Животные хватают, обкусывают все, что им попадается, перетаскивают в зубах, треплют небольшие предметы, зажав их в зубах и мотая головой из стороны в сторону. Впервые появляются манипуляции, выполняемые одной передней конечностью: это прикасание, поглаживание, придавливание объектов лапой. В ходе таких игр формируются, упражняются и совершенствуются существенные компоненты поведения взрослого животного.
Совместные игры.
Например, у детенышей грызунов (морская свинка) отсутствует игровая борьба, их совместные игры ограничиваются совместными прыжками и боданием, что означает приглашение к игре. Реальные стычки у морских свинок появляются только с подлинным половым поведением. У сурка ведущей игровой формой является именно борьба. Животные часто и подолгу «борются», поднимаясь на задние лапы и обхватывая друг друга передними. Широко распространена игровая борьба у хищных: у медвежат она выражается в том, что партнеры толкают и «кусают» друг друга. У куньих преобладают охотничьи игры.
Кроме совместных неманипулятивных игр существуют также совместные манипуляционные игры, когда животные включают в свои игры какие-либо предметы. Такие игры могут выполнять и коммуникативную роль, также объект манипуляции может служить заменой обычному пищевому объекту.
Совместные игры основываются на обоюдной врожденной сигнализации некоторых поз, движений, звуков, оповещающих партнера о готовности к игре и приглашающих его принять в ней участие. Другие сигналы позволяют отличить игру от «не игры», не давая игровой борьбе перейти в настоящую; эти сигналы явно родственны движениям умиротворения взрослых животных.
Исследовательское поведение и игры. В процессе игры животное приобретает жизненно важную информацию об объектах манипуляций, о других особях своего вида, о хищниках и пищевых объектах, благодаря манипулированию ими; это прежде всего информация о весе, прочности, подвижности и т.д.
Еще по теме Ювенильный (игровой):
- Как создать игровые фигуры?
- §1. Понятие онтогенеза
- Что представляет собой этот ОТ?
- Тест 1.
- 12.4. Общие выводы
- Шестая динамика. Материя " пространство, энергия и время
- Жизнь как игра?
- Сценарий иллюминатов
- ГАЗОВЫЙ СОСТАВ ВОЗДУХА
- Вопросы для аттестации 1.
- Выживаемость
- 7.5.3. Образование органов и тканей
- 7.2. ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ПЕРИОДОВ ОНТОГЕНЕЗА, ИМЕЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭВОЛЮЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ
- ЛОЗНАЯ И ШПАЛЕРНАЯ КУЛЬТУРЫ