<<
>>

Высший уровень

Высшего уровня сенсорной психики достигло большое число многоклеточных беспозвоночных. Принципиально новое поведение у них связано с появлением качественно новых структурных категорий - тканей, органов, систем органов.
Это и обусловило возникновение специальной системы координации жизнедеятельности организма и его взаимодействия с внешней средой - нервной системы.

Высшие из низших многоклеточных - это иглокожие, высшие (кольчатые) черви и частично моллюски.

Нервная система

Нервная система существует у низших многоклеточных в весьма разнообразных формах: сетчатая (гидра), кольцевая (медуза), радиальная (морские звезды), и т.д. Эволюция нервной системы связана с выделением передней части организма -

появлением головы (цефализация) и развитием головного мозга - скоплением нервных клеток в передней части тела.

Движения

Движения у низших многоклеточных отличаются крайним разнообразием. Наряду с движениями, присущими простейшим, у кольчатых червей впервые в эволюции появились подлинные парные конечности (параподии) специально для движения.

Сенсорные способности

У низкоорганизованных беспозвоночных органы чувств еще слабо развиты и мало дифференцированы по чувствительности. Очевидно, самые первые органы чувств вообще не были дифференцированы на органы зрения, осязания, химической чувствительности, вероятно, они обладали общей чувствительностью, но в повышенной степени.

Органы зрения - глаза - существуют у полихет - много- щетинковых кольчатых червей. Их глаз очень сложен по строению, в частности имеет специальные сократительные волокна, способные передвигать хрусталик и менять фокусное расстояние. Возможно, у этих червей уже существует в какой-то степени предметное зрение, т.е. они воспринимают не только отдельные компоненты предмета, но и видят весь предмет.

Зачатки высших форм поведения

К наиболее развитым в психическом отношении низшим позвоночным относятся многощетинковые черви.

Они способны к конструктивному поведению, активно строят из отдельных частиц (спор растений, камешков) домики-трубки, в которых проводят часть своего времени. Построение домиков осуществляется с помощью специальных органов - слегка преобразованных передних параподий. У многощетинковых червей описан процесс проявления брачного поведения, агрессивности и элементов общения. У представителей вида Nereis pelagia удалось наблюдать борьбу между двумя червями, когда одна особь пыталась проникнуть в домик другой. Вторгшаяся особь кусает хозяина за заднюю часть тела, и тот может в ответ или покинуть домик, или, развернувшись, вступить в борьбу. У представителей этого же вида агрессивность наблюдалась и в сфере воспроизведения: уцепившийся за самку самец становится чрезвычайно агрессивным по отношению к другим самцам (но не самкам).

Обучение

В общем, у представителей этого уровня преобладают врожденные стереотипные программы поведения. Ассоциативные связи формируются у них с трудом и лишь в ограниченных пределах и результаты научения сохраняются недолго.

Известны опыты Р. Иеркса по выработке условных рефлексов у дождевых червей. В проведенных им опытах черви должны были научиться в Т-образном лабиринте поворачивать в определенную сторону, иначе их ожидал удар током. Чтобы научить этому червей, потребовалось 120-180 опытов. Если в течение некоторого времени передвижения червя не контролировать, то он «забывает» результат обучения.

Выводы

Вероятно, первичная функция нервной системы заключалась в координации внутренних процессов жизнедеятельности, в связи со все большей специализацией клеток, тканей, органов. Развитие «внешних» функций нервной системы зависит от степени внешней активности. Животные, ведущие неподвижный образ жизни, по своей психической активности не поднялись выше простейших, органы движения и чувств у них атрофировались. На самый высший уровень активности психики поднялись свободноживущие, активно передвигающиеся формы, например, рассмотренные выше многощетинковые черви. 2.2.

<< | >>
Источник: Ермаков В.А.. ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. - 98 с.. 2008

Еще по теме Высший уровень:

  1. Высший уровень
  2. 13.1. ЭВОЛЮЦИЯ ГРУПП ОРГАНИЗМОВ 13.1.1. Уровень организации
  3. Популяционный уровень продуктивности
  4. Перцептивная психика 2.2.1. Низший уровень
  5. 8.3.1. «Цефализация», сложность нейронного строения и уровень рассудочной деятельности
  6. 8.1. «Сложное обучение» и уровень развития животных
  7. §2. Уровни 2.1. Сенсорная психика 2.1.1. Низший уровень
  8. РАЗДЕЛ V БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
  9.   МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ КРОВИ И УРОВЕНЬ ГЕМОГЛОБИНА
  10. Глава 1 Популяционный уровень организации живой материи
  11. РАЗДЕЛ IV ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ