§2. Уровни 2.1. Сенсорная психика 2.1.1. Низший уровень
Движение
Движения простейших отличаются большим разнообразием. Самый примитивный способ - с помощью ложноножек (амеба). Другие представители простейших - грегарины - передвигаются своеобразным реактивным способом с помощью выделения из заднего конца тела слизи, толкающей организм вперед. Но большинство простейших передвигаются с помощью жгутиков и ресничек.
Движения осуществляются с помощью кинезов (элементарных двигательных движений) и таксисов (движений в сторону благоприятных условий среды - положительный таксис, и движений из неблагоприятных условий среды - отрицательный таксис).
Сенсорные способности
Один из самых широко распространенных таксисов - фототаксис. Особенно четко положительный фототаксис (движение к свету) выражен у эвглены зеленой. В осуществлении его важную роль играет своеобразное восприятие света. У эвглены есть хорошо развитые фоторецепторы - пигментные пятна, расположенные на брюшной стороне, сильно и положительно реагирующие на свет. Они позволяют локализовать световые лучи. Продвигаясь к свету, эвглена поворачивает к нему то спинную (незрячую) сторону, то брюшную (зрячую). И каждый раз, когда сторона оказывается обращенной к источнику света, эвглена производит корректировку направления движения.
Пластичность поведения
Поведение простейших достаточно пластично: они обладают способностью различать раздражители и по-разному реагировать на них. Например, описана фобическая реакция (реакция испуга) у туфельки при столкновении с твердым препятствием. Натолкнувшись на твердую поверхность, туфелька резко останавливается, «съеживается» и принимает своеобразное оборонительное положение, готовясь пустить в ход свои ядовитые стрекательные капсулы. Однако при соприкосновении с мягким объектом, например бумагой, она реагирует иначе: при слабой тактильной стимуляции инфузория останавливается и делает так, чтобы максимальный участок тела соприкасался с поверхностью мягкого объекта.
Обучение
Способность к индивидуальному изменению врожденных генетических форм поведения (обучению) у простейших выражена слабо.
Подобные опыты ставились и другими исследователями, считавшими, что у простейших возможна элементарная форма обучения - привыкание, играющее значительную роль в жизни высших животных и даже человека.
Выводы
Хотя на этом уровне у животных возможны различные поведенческие реакции, мы все-таки имеем дело лишь с очень примитивными проявлениями психической активности. О существовании здесь такой активности вообще мы можем говорить потому, что простейшие активно реагируют на изменения в окружающей их среде, причем реагируют на биологически непосредственно не значимые свойства компонентов среды как на сигналы о появлении каких-то важных изменений. Простейшим свойственна элементарная форма психического отражения - ощущение, т.е. чувствительность. А там, где появляется ощущение, - начинается психическая активность.
Более того, даже самый низший уровень психического отражения, свойственный простейшим, не является самым низким в природе. Растениям присуща допсихическая форма отражения, при которой возможны только процессы раздражимости. Элементы допсихического отражения встречаются и у простейших.
В общем, простейшие не являются однородной группой. Высшие представители этого типа проявляют порой даже более сложное поведение, чем некоторые низшие многоклеточные. Здесь наглядно выступает следующая закономерность - психологическая классификация не вполне совпадает с зоологической: среди представителей одного и того же зоологического таксона4, одни могут находиться на более высоком психологическом уровне развития, другие - на более низком. И здесь выступает еще одна закономерность эволюции психического: элементы более высокого уровня психического развития всегда зарождаются в недрах предшествующего, более низкого. 2.1.2.
Еще по теме §2. Уровни 2.1. Сенсорная психика 2.1.1. Низший уровень:
- Перцептивная психика 2.2.1. Низший уровень
- Глава 2. Эволюция психики и уровни психического отражения
- §1. Эволюция психики
- 2.4. Объективные методы изучения поведения и психики животных
- Эволюция психики
- 2.5.3. Исследования поведения и психики приматов в СССР
- 2.12. Основные гипотезы об эволюции психики
- Высший уровень
- 13.1. ЭВОЛЮЦИЯ ГРУПП ОРГАНИЗМОВ 13.1.1. Уровень организации
- Высший уровень
- Популяционный уровень продуктивности
- 8.3.1. «Цефализация», сложность нейронного строения и уровень рассудочной деятельности
- 8.1. «Сложное обучение» и уровень развития животных
- 9** Уровни развития и макросистема