Применение насекомых в качестве биологических агентов

  В мировом земледелии известен ряд примеров относительно успешного применения биологического метода против сорной растительности. Впервые насекомых пытались использовать для борьбы с сорняками в Индии в 1835 г.
Там для производства кошенилевого красителя вместо ранее использовавшегося мучнистого червеца Dactylopius coccus Costa (синоним Dactylopius cacti L.) решили применить другой вид - Dactylopius ceylonicus Green. Оказалось, что насекомые этого вида в качестве растения хозяина предпочитали использовать не предлагаемую им культурную разновидность кактуса, а опунцию Opuntia vulgaris Mill. - злостный сорняк в Индии - и сильно повреждали его. Отметив этот факт, части расте-

ний, пораженных червецом, были разосланы в другие районы Индии для борьбы с кактусом. В 1865 г. этот вид червеца был испытан для борьбы с опунцией на Шри-Ланке.
Достаточно успешным было также применение биологического метода при подавлении кустарника лантана Lcmtana camara L., завезенного на Гавайские острова из Центральной Америки. На островах птицы, питающиеся плодами лантаны, разнесли семена этого кустарника на большие расстояния, и лантана стала злостным сорняком пастбищ и кокосовых плантаций. В 1902 г. энтомолог А. Кебеле отправил из Мексики, родины лантаны, 23 вида насекомых-врсдителей лантаны на Гавайские острова [Day, Neser], Ряд видов насекомых успешно акклиматизировались на Гавайях и эффективно уничтожали лантану. К настоящему времени в качестве биологических агентов испытано уже около 30 видов насекомых, среди которых наиболее эффективными были признаны жуки-листоеды Octotoma scabripennis Guerin-Meneville и Uroplata girardi Pic., минирующие мушки Ophiomyia lantcmae Froggatt. и клопы Teleonemia scrupulosa Stal. [Weed Management Guide, 2003]. Насекомые были использованы для борьбы с лантаной и в других регионах - Индии, Австралии.
Самый яркий пример успешного использования биологического метода против сорняков — это подавление кактуса опунции в Австралии [Zimmermann et al., 2004]. Колючие виды опунции Opuntia spp. были завезены в Австралию с американского континента в качестве декоративного растения и использовались для живой изгороди. Но в отсутствии на новой родине естественных врагов опунция распространилась, превратилась в сорняк, который к 1920 г. засорял 25 млн. га. Несмотря на различные меры борьбы, опунция продолжала захватывать все новые территории, образовывала часто непроходимые плотные заросли и настолько распространилась, что это приняло характер бедствия. В 1912 г. начались исследования по изысканию биологических средств борьбы с опунцией. В 1920 г. в Австралии было создано специальное бюро по борьбе с этим сорняком. На родине опунции - в Мексике и Аргентине - ученые искали естественных врагов этого растения. Из многих изученных и отобранных видов лишь несколько акклиматизировались в Австралии и, поселяясь на опунции, стали сокращать ее заросли. Наиболее эффективным врагом этого сорняка оказалась кактусовая огневка Cacto- blasis cactorum Berg. В 1925 г. из Аргентины было завезено 2750 личинок кактусовой огневки, освобожденных от своих естественных паразитов. К 1930 г в специальных установках было размножено и распространено по Австралии 3 млрд, яиц огневки (на очистку одного гектара необходимо было использовать 25 млн. личинок). Кактусовая огневка поселяется внутри кладодиев опунции (стебель растений, выполняющий функции листа) колониями по 20-100 штук, ее личинки проделывают

ходы, выедают мякоть молодых кладодиев, оставляя лишь волокна более старых частей и, в конце концов, разрушают все надземные органы опунции и даже проникают в подземные части растений. Эти повреждения облегчают доступ бактериям и грибам, которые довершают уничтожение растений. К 1933 г. обширная площадь, засоренная опунцией, была очищена от сорняка на 75-95%. Однако успешное уничтожение кактуса вызвало снижение численности огневок в результате голодания и опунция вновь начала отрастать. Увеличение популяции опунции повлекло за собой возрастание численности огневки, и отраставшие кактусы были уничтожены. Освобожденная от опунции значительная территория была распахана или превращена в пастбища. В дальнейшем кактусовая огневка была использована в качестве биологического агента против различных видов опунций в Южной Африке (1933 г.), на Гавайях (1950 г.), на о-ве Маврикий (1950 г.), в Антигуа (1960 г.), на о-ве Вознесения (1973 г.), Пакистане (1994 г.) и других странах.

Успешное применение насекомых в качестве биологических агентов было отмечено также против зверобоя продырявленного Hypericum perforatum L. - широко распространенного лекарственного растения. В начале века зверобой был завезен в США и Австралию и там, в отсутствии естественных врагов, очень быстро размножился, стал серьезным сорняком, резко снизив продуктивность пастбищ. Поедание скотом зверобоя вызывало раздражение слизистых оболочек рта, что затрудняло потребление воды и корма и приводною к снижению привесов. На родине зверобоя в Европе были отобраны и завезены несколько видов на- секомых-вредителей этого сорняка, таких как жуки-листоеды Chry- solina hyperici Forst. и жуки-корнееды Agrilus hyperici Creutzer. Герби- фаги (потребители травянистых растений) хорошо распространились, а спустя 10 лет после выпуска насекомых зверобой из злостного превратился в обычный сорняк. Положительные результаты в борьбе со звебробоем получены также при интродукции галлицы Zeuxidiplosis giardi Kieffer.
В качестве относительно успешных попыток биологической борьбы с сорняками можно также привести пример с сытью круглой Cyperus rotundas L. - одним из наиболее опасных сорняков на Гавайских островах. В 1925 г. с Филиппин были завезены долгоносик и листовертка, которые вначале хорошо подавляли сыть, но затем были заражены паразитами и не смогли обеспечить эффективного уничтожения сорняка. Те же виды насекомых были завезены в Австралию, но здесь их не решились выпустить, потому что они питались на видах сыти, являющихся ценными кормовыми растениями.
Успешное применение насекомых против сорняков было отмечено также в случае с бодяком полевым Cirsium arvense (L.) Scop. - сорняком,

распространенным в Европе и Азии, который был завезен в Канаду и ныне является злостным сорняком в Северной Америке. В шестидесятые годы XX века после предварительных научных исследований в Канаду из Европы были завезены три вида насекомых-вредителей: листоед, слоник и пестрокрылка. Наиболее перспективным оказался слоник Ceutorhynchus litura Fabricius, личинка которого питается внутри стебля и корня бодяка. В Европе этот вид не оказывает существенного влияния на сорняк, а при колонизации в Канаде, в отсутствии своих естественных врагов, поразил более 70% растений бодяка в районе выпуска.
Развитие биологического метода привело к положительным результатам при использовании насекомых и микроорганизмов против насекомых и мышевидных грызунов и, значительно в меньшей степени, против сорняков. Согласно данным, приводимым Н.В. Бондаренко [1988], на территории бывшего Советского Союза биологические средства защиты растений использовали на площади около 23 млн. га. На использование биологических средств защиты против сорняков приходилось всего 250 тыс. га, что составляло чуть более 1% всей территории. В качестве биологических агентов использовали муху фитомизу.
Муха фитомиза Phytomyza orobanchiae Kalt. применяется против заразихи Orobanche spp. - сорняка, паразитирующего на подсолнечнике, бахчевых, томатах, капусте, табаке, люцерне. Самки фитомизы откладывают яйца на раскрывшиеся цветки заразихи. Личинки мухи питаются завязями и незрелыми семенами заразихи, приводя, таким образом, к значительному снижению численности этого сорняка. Следует отметить, что сообщение о мушке фитомизе, губящей заразиху, впервые было опубликовано еще в 1897 г. в «Земледельческой газете» [цит. по Киселеву, 1971].
Достаточно успешные результаты были получены при использовании насекомых для борьбы с карантинным сорняком амброзией полынолист- ной. Среди исследованных биологических агентов наиболее перспективными оказались амброзиевая совка Tarachidia candefacta Hubn. и амбро- зиевый полосатый листоед Zygogramma suturalis F. Первый выпуск ам- брозиевого полосатого листоеда был осуществлен в 1978 г. в окрестностях Ставрополя (1500 особей) и к 1981 г. численность популяции листоеда достигла значительных размеров, а к 1983 г. этот гербифаг практически уничтожил амброзию на опытном участке и начал расселятся по окрестным полям, успешно подавляя амброзию. Однако со временем, в условиях севооборота, снижение плотности кормового растения - амброзии - привело к тому, что листоед не мог накопить достаточно высокую плотность популяции и не оказывал эффективного влияния на снижение засоренности.
<< | >>
Источник: Куликова Наталья Александровна, Лебедева Галина Федоровна. Гербициды и экологические аспекты их применения: Учебное пособие.. 2010

Еще по теме Применение насекомых в качестве биологических агентов:

  1. Использование штаммов псевдомонад и азотобактерав качестве агентов биологического контролязаболеваний овощных культур
  2. 5.7. ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖИВОТНЫХ ВСЛЕДСТВИЕ ПОРАЖЕНИЯ КОРМОВ БИОЛОГИЧЕСКИМИ АГЕНТАМИ 5.7.1. МИКОЗЫ И МИКОТОКСИКОЗЫ
  3. 13.1.4. Биологический прогресс и биологический регресс
  4. Пшеница, качество зерна
  5.   ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СЕНАЖА  
  6.   ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СИЛОСА  
  7.   ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КОРМОВЫХ ЖИРОВ  
  8.   ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КОРМОВЫХ ЖИРОВ  
  9. КАЧЕСТВО ЗЕРНА ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ
  10.   МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КОРМОВ 
  11.   ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРЕМИКСОВ  
  12.   ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КОМБИКОРМОВ  
  13.   ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗЕРНОВЫХ КОРМОВ  
  14.   ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИСКУССТВЕННО ВЫСУШЕННЫХ КОРМОВ  
  15. КАЧЕСТВО ВОДЫ
  16. КАЧЕСТВО ВОДЫ И УДОБРЕНИЕ ПРУДОВ
  17. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА КОРМОВ