ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь — это особая, очень сложная форма движения материи. Она возникла как нечто новое лишь r определенный период существования нашей планеты в результате ее закономерного развития.
Жизнь представлена у нас на Земле громадным разнообразием отдельных индивидуальных систем — организмов. Она присуща только им одним, а все остальные объекты нашего земного мира ею не обладают. Поэтому жизнь нельзя мыслить вне организмов как какую-то независимую от живых тел абстракцию.
Весьма вероятно, что большинству космических образований нашего звездного мира жизнь не свойственна, ведь даже и наша Земля в течение длительного периода своего существования была лишена жизни. Можно думать, что в беспредельных пространствах Вселенной существует множество весьма совершенных и сложных форм движения материи, о которых сейчас мы не имеем никакого представления. Однако отнюдь не обязательно, чтобы все эти высшие формы развития материи были идентичны жизни, так как самые процессы развития на разных небесных телах совершались и совершаются, конечно, далеко не одинаково. Вместе с тем, несомненно, что среди бесчисленного множества этих тел хотя бы некоторые из mix должны были следовать примерно по тем же путям эволюции, что и наша планета. Поэтому мы не вправе рассматривать нашу Землю как единственное обиталище жизни. Идентичные формы движения материи должны существовать и на других планетах ближних или дальних. Ho только космические полеты и путешествия смогут дать непосредственный ответ на этот вопрос.
Познание жнзип ие может быть осуществлено на основании одного только изучения свойств отдельных организмов в том виде, как они существуют сейчас, без учета их предшествующей истории. В частности, и подробный анализ совершающихся в живых телах физических и химических явлений оказывается еще недостаточным для достижения указанной цели. Действительное понимание сущности жизни возможно только в свете познания ее возникновения и развития.
Изучение этого вопроса показывает, что в первые периоды существования нашей планеты совершавшиеся Iia ней процессы эволюционного развития полностью определялись одними только физическими и химическими закономерностями. Происходившее на этой основе постепенное усложнение первичных органических веществ привело к тому, что воды тогдашних морей и океанов превратились как бы в «питательный бульон», в раствор белковоподобных и других аналогичных высокомолекулярных соединений.
Однако, когда эти соединения выделились из общего раствора в виде отграниченных от него коллоидных многомолекулярных систем (например, коацерватных капель), возникли предпосылки для взаимодействия этих систем с окружающей их внешней средой. Дальнейшая эволюция указанных индивидуальных органических систем стала при этом контролироваться естественным отбором, новой отсутствовавшей ранее в природе закономерностью, которая возникла в самом процессе становления жизни и поэтому носила уже биологический характер.
Вследствие действия естественного отбора для дальнейшего существования и развития сохранялись только те исходные системы, внутренняя организация которых делалась все более и более приспособленной к постоянному самосохранению и самовоспроизведению в данных условиях внешней среды. Таким путем возникла ярко выраженная специфика взаимодействия окружающей среды и живых тел, та их приспособленность, так называемая «целесообразность» строения, которая так характерна для всех без исключения живых объектов и которая красной нитью проходит через все развитие жизни, от ее истоков и до наших дней.
Пути этого дальнейшего развития жизни уже не могут быть поняты просто па основе одних только физических и химических закономерностей, так как в широчайшем поле возможностей, открываемых этими закономерностями, жизнь избирает только строго определенные направления, которые диктуются какой-то специфической, исторически сложившейся необходимостью.
Поэтому формирование свойственно!]: всем современным живым существам организации как в пространстве, так и во времени, формирование основ биологического обмена веществ и клеточной структуры может быть понято только путем изучения истории эволюции жизни и установления специфических для этой эволюции биологических закономерностей.
Для формирования указанных основ в процессе развития жизни потребовались многие и многие сотни миллионов лет, может быть, половина всего того времени, в течение которого жизнь существует на Земле. Поэтому попытки непосредственно искусственно воспроизвести, синтезировать хотя бы самое примитивное
современное живое существо все еще выглядят сейчас весьма наивными. По-видимому, синтез жизни должен быть начат с тех же систем, которые являлись исходными для развития жизни у нас на Земле.
Из обмена веществ живых тел и свойственной им тончайшей структуры непосредственно вытекает ряд свойств, обязательных для любого известного нам сейчас живого существа, свойств, в своей совокупности качественно отличающих организмы от объектов неорганического мира. Это способность живых тел к активному, избирательному поглощению веществ из окружающей среды и к обратной экскреции продуктов обмена в эту среду, далее, это способность к росту, размножению, самовоспроизведению, перемещению в пространстве и, наконец, это характерная для всего живого ответная реакция организмов па внешнее воздействие — их раздражимость.
Каждое из этих свойств в процессе дальнейшего развития организмов не только все более и более усложнялось, но и превращалось в качественно новые формы проявления жизни. Так как теперь эволюция жизни уже протекала не по единому руслу, а совершалась по многочисленным разветвляющимся путям, эти новые проявления оказались присущими не всему живому миру, а только той или иной его части. Однако мы не должны их игнорировать, если хотим получить действительно исчерпывающее представление о жизни.
Чем дальше шла эволюция живых существ, тем все более эти новые проявления жизни приобретали комплексный, биологически опосредствованный характер. Поэтому они не могут быть механически сведены к элементарным процессам неорганической природы, минуя эволюционный путь развития живой материи. Их действительное понимание достижимо только на этом пути, когда мы изучаем историю их возникновения из более примитивных форм биологической организации.
К сожалению, нужно признаться, что наши успехи в области познания жизни все еще очень ограничены, причина чего главным образом связана с широко распространенным и сейчас в естествознании метафизическим подходом к разбираемой проблеме, с игнорированием эволюционного пути ее разрешения.
Для эволюционного развития материи характерно то, что оно совершается во все убыстряющихся темпах, как бы по круто поднимающейся вверх кривой (рис. 24). Абиогенная эволюция органических веществ потребовала для своего осуществления миллиарды лет. С возникновением жизни развитие пошло гораздо скорее.
Существенные сдвиги на пути эволюции жизни совершались уже на протяжении сотен и десятков миллионов лет. На возникновение Ii биологическое развитие человека потребовался лишь один миллион лет. Социальные преобразования совершались в течение тысячелетий и веков. А сейчас мы легко подмечаем крупные события в развитии человеческого общества за периоды, исчисляемые десятилетиями.
Эту закономерность развития мы всегда должны иметь в виду как при анализе событий отдаленного прошлого, так и при наших прогнозах на будущее.
При возникновении любой новой формы движения материи старые формы, конечно, сохраняются, но их роль в дальнейшем прогрессе оказывается ничтожно малой, так как темпы их развития на несколько порядков ниже темпов развития новой формы движения. Это мы видели на примере возникновения жизни, когда старые, абиогенные методы синтеза органических веществ отошли на задний план по отношению к более быстрым биологическим синтезам. Это справедливо и при переходе от биологической формы движения к социальной.
Вряд ли за последнее тысячелетие человек существенно изменился в биологическом отношении, но он за это время приобрел невиданную доселе власть над окружающей его природой. И это его могущество есть результат общественного, социального, а не индивидуального биологического развития.
Широкая столбовая дорога человеческого прогресса проходит сейчас уже не через биологическое развитие индивидуальной человеческой личности, а через совершенствование его общественной жизни, через прогресс социальной формы движения материи.
Источник: А. И. Опарин. ЖИЗНЬ, ЕЕ ПРИРОДА, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Второе дополненное издание. 1968