16. Конец эволюции?


О конце эволюции организмов в целом говорить не приходится: наоборот, с рождением генной инженерии она резко ускорилась и расширила свои

рамки. Зато часто можно прочесть, что с появлением цивилизации закончилась биоэволюция человека.
Серьезной аргументации при этом не дается, а вопрос слишком важен, чтобы ограничиваться заявлениями.
Янч (п. 7-6) любил говорить о коэволюции звезд и атомов, молекул и планет, экосистем и видов, организмов и органов. То есть - что с уменьшением системы увеличивается ее характерный элемент. Мне эта мысль показалась полезной, и я детализировал ее диаграммой [Чайковский, 1990, с. 218], которая будет приведена далее, в п. 11-2, на рис. 83. Развитие природы в ней выглядит конусом, острие которого достигнуто в XX веке. Из диаграммы видно, что с появлением человека и цивилизации макроуровень слился с микроуровнем.
Можно не верить в то, что эволюция шла “по Тейяру”, т.е. к заранее на-
меченной Богом конечной цели, но надо, следуя Янчу, признать, что
в одном смысле эволюция своего конца достигла: коэволюция большого с малым дошла до того предела, когда большое от малого не отличить. Назовем это тезисом Янча. К нему приводит и анализ фактора времени: время жизни системы и ее элемента сомкнулись. Так, в XX веке за жизнь одного поколения возникла, расцвела и почти сошла с арены целая историческая формация - социализм. Это не значит, что эволюция кончилась, но она приняла форму, не дающую описать ее в прежних терминах.
Новую форму эволюции биолог широкого профиля P.M. Зелеев (Казанский университет) предложил в виде схемы двух конусов: к вершине прежнего сужавшегося конуса приставлена вершина нового, расширяющегося во времени сообразно росту нашего знания о мире. В основном это - «накопление Культурной информации» (Зелеев P.M. К опыту геометризации представлений о картине мира и путях его познания // ЛЧ, 1999). Однако это не вполне биология. Что же касается биоэволюции, то она, как отмечено в начале книги, идет и притом весьма бурно. В частности, идет биоэволюция человека: жители разных широт различны и строением тела, и функционально, причем нередко тут виден итог приспособления (к жаре, холоду, гипоксии, радиации и т.д.), а не просто наличное разнообразие.
Так, хотя некоторые жители Севера и тропиков живут на “первобытном” (т.е. догосударственном) уровне, но они умеют многое, чего не умеем мы - например, лучше чувствуют запахи (принцип компенсации). Леви-Строс отмечал, что нельзя “архаизм” этих народов считать состоянием, оставшимся с эпохи палеолита. В наших терминах, речь у него шла о повторной реализации позиций давнего рефрена. Это, однако, обычная эволюция, свойственная многим группам. Что касается особых механизмов эволюции человека, то один из них виден в феномене пассионарности.
«Пассионарный... Одержимо, не признавая никаких преград, стремящийся к какой-либо цели. Термин образован русским этнологом Л.Н. Гумилевым» (Словарь-попутчик... М., Изд. МГУ, 1994, с. 129).

Пассионарностью людей (прежде всего, вождей) Гумилёв объяснял их быстрый успех в достижении социальной цели, прежде всего - в создании новых народов и учений. Ее угасание - причина остановки развития, а затем и гибели народа, поскольку народ не может существовать, не преодолевая преград (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли [1979]. М., ACT, 2003).
Очевидно, что пассионарность - вид жизненного порыва, т.е. активности, распределенный очень неравномерно как по народам, так и по эпохам жизни каждого народа (п. 5-2**, Второе правило). Например, пассионарность финнов, англичан и русских, высокая в прошлом, сейчас угасает.

Поскольку в первые миллионы лет эволюции людей их численность была ничтожна (считается, что в течение палеолита она выросла со 120 тыс. до трех млн по всей Земле - Козлова М.С. Эволюция человека... М., Наука, 2005, с. 53, 72), то их бурную экспансию, от джунглей до тундры, можно объяснить никак не теснотой, а скорее пассионарностью.
К пассионарности близка особая половая активность людей как вида. В п. 9-15 избыток активности был увязан с внесезонным размножением и назван одним из факторов антропогенеза. Когда люди стали людьми, этот избыток остался одной из важных черт, и его стоит рассмотреть.
Наша наука - детище христианской культуры, а христианство принижает всё, что связано с полом. (Это видно хотя бы в идее «непорочного зачатия» - в иных религиях боги рождаются от соединения полов, и верующие не видят в этом порока.) Философ и богоискатель В.В. Розанов в 1911 году изумлялся (опираясь на Ф.М. Достоевского) отношению христиан к полу:
«Только христианство могло отвернуться, или, как теперь очевидно, попыталось отвернуться от этого, и через это потрясти очаги рождения, разрушить недра мира, как бы проколоть иглой мировой зародыш» (Розанов В.В. В темных религиозных лучах. М., 1994, с. 286).
Вследствие западного принижения роли пола многие феномены, очевидные Востоку, нам увидеть трудно. Так, в христианских книгах обычно уверение, что те, кто совокупляется не ради продления рода, а ради удовольствия, ведут себя «аки скоты». На самом деле, скорее наоборот: человек отличен от “скотов” именно половой активностью вне размножения, что, кстати, учитывают новые (фрейдизм) и древние (тантризм в Индии) учения. В одной из форм тантризма утверждалось даже, что
«блаженство, которое проявляется через сексуальное соединение, есть истинная форма Бхайравы», высшего бога (Пахомов С. В. Представление о высшей реальности в философии индуистского тантризма // ВФ, 2006, № 5, с. 153).
У нас же бытуют, благодаря дарвинизму, взгляды на происхождение пола, исходящие из идеи его выгодности, которую, впрочем, доказать ничем не удалось. Наоборот, раздельнополость уменьшает размножаемость вдвое. На мой взгляд, без пола (гермафродитно) человек произойти просто не мог (п. 9-15). И жизненный порыв (по Бергсону), и пассионарность (по Гумилёву) людей во многом реализованы через половую энергию.

Мужчины и женщины тратят ее различно, и тут интересна структура людских популяций. Женщины живут дольше, хотя репродуктивную функцию завершают гораздо раньше мужчин. У обезьян жизнь самок, переставших рожать, гораздо короче - и в годах, и в процентах от видовой длительности жизни (Cohen А.А. Female post-reproductive lifespan... // BR, 2004, № 4, с. 737). Про этот эффект бабушки написано много, но понимания нет.
Попытки целевого объяснения (зачем? - чтобы нянчить внуков) терпят крах, ибо самих бабушек (и дедушек) в первобытных обществах почти не было: ископаемых костей старше 50 лет практически не находят (а среднее время жизни было даже ниже 35 лет). Если первобытные бабушки и нянчили внуков, то, вернее всего, до менопаузы. Попытки причинного объяснения (почему?) сами требуют объяснения. Такова ссылка на число яйцеклеток, заложенных еще в зародыш девочки (п. 5-12*): кончились яйцеклетки, и стала женщина бабушкой. А почему они у людей так рано кончаются?
Как уже не раз сказано, диатропика предлагает начинать с описания явления (с вопроса: как?). На мой взгляд, лучшим объяснением эффекту бабушки служит его соответствие особому механизму эволюции людей. 
<< | >>
Источник: Чайковский Ю.В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции.. 2006

Еще по теме 16. Конец эволюции?:

  1. Эволюция популяций и эволюция организмов
  2. 14. Эволюция организмов и эволюция сообществ
  3. 6-1. Эволюция организмов и эволюция природы
  4. Определение эволюции
  5. Эволюция онтогенеза
  6. ТЕОРИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ
  7. 13* Эволюция экосистем
  8. 5. Акты эволюции
  9. Темпы эволюции групп
  10. Механизм эволюции
  11. 13.1.3. Формы эволюции групп
  12. §1. Эволюция психики
  13. 1-2. Что такое эволюция
  14. Теории эволюции
  15. Дивергентная и филетическая эволюция
  16. 8-2. Эволюция и систематика царств
  17. 4. О факторах эволюции