<<
>>

5.7.3. Покрытия переходного типа

Гравийные покрытия выполняются при серповидном, корытном или полукорытном профилях. Наиболее распространен серповидный профиль. Строительство покрытий этого типа предусматривает выполнение следующих операций: профилирование земляного полотна с приданием ему нужного уклона при серповидном профиле или устройство корыта; уплотнение основания гладкими или пневмокатками; подвозка гравийного материала на обочины, в корыто или на проезжую часть (без обочин); распределение гравия для нижнего слоя автогрейдерами; уплотнение нижнего слоя прицепными гладкими или моторными катками массой 5–6 т; распределение гравия для верхнего слоя; перемешивание гравийного материала с добавками, если они требуются, дисковыми боронами или грейдерами; окончательное профилирование автогрейдером; окончательное уплотнение катками массой 5–10 т.

Если применен корытный или полукорытный профиль, корыто устраивают круговыми проходами автогрейдера непосредственно перед засыпкой гравия, чтобы избежать разрушения дна корыта и его вертикальных стенок. Гравий для верхнего слоя разгружают только после полного уплотнения нижнего слоя. В покрытиях серповидного профиля нижний слой покрытия выполняется на ширину проезжей части без обочин. Укатку покрытия ведут сначала легким катком с постепенным повышением массы, а затем укатывают тяжелыми катками. Укатка производится симметрично от краев проезжей части к середине. Щебеночные и шлаковые покрытия устраиваются аналогично.

Представляет интерес устройство дорожных одежд из щебеночных материалов методом заклинки. Технология этого процесса предусматривает устройство песчаного основания толщиной 20 см, включающее следующие операции: отсыпку, разравнивание слоем 22 см и планировку автогрейдером от краев к центру, доувлажнение, уплотнение пневмокатком. Давление в шинах рекомендуется 0,2–0,3 МПа при ориентировочном числе проходов 10–15. Пневмокаток в отличие от гладкого не дробит щебень и гравий, что является его преимуществом.

По готовому основанию приступают к устройству покрытия из щебня. Выполняются отсыпка, разравнивание, планировка, поливка участка щебнем фракции 40–70 мм. Укатка рекомендуется в два этапа: на первом – пневмокатком с давлением 0,4–0,5 МПа с подсыпкой в местах просадок при двух – шести проходах до прекращения образования волны перед катком и заметной на глаз осадки; на втором – пневмокатком при давлении 0,5–0,6 МПа за 10–25 проходов до прекращения образования волны и отсутствия следов проходов катка. При этом брошенный под каток кусок щебенки должен раздавливаться. Далее выполняется расклинцовка фракциями щебня 10–40 мм и затем 5–10 мм последовательно. Первая фракция отсыпается в количестве 1,5–2,0 м3/100 м2 покрытия, вторая – 1 м3/100 м2. Уплотнение выполняется гладким самоходным катком за пять – восемь проходов по каждому слою с поливкой водой.

Распространена технология устройства покрытий переходного типа из местных грунтов, укрепленных минеральными вяжущими, которая применяется в районах, где отсутствуют естественные каменные материалы (щебень, гравий). Технология предусматривает: предварительное рыхление и размельчение грунтовых агрегатов (для связных глинистых); точное дозирование и равномерное распределение в массе обрабатываемого грунта вяжущих материалов, воды и других веществ, если они требуются; распределение готовой смеси при оптимальной влажности; уход за покрытием.

Существуют три основных направления в способах производства работ.

1. Приготовление и укладка смеси смешением на дороге с исполь-зованием многопроходных машин (дорожных и болотных фрез, диско-вых борон и др.).

Процесс предусматривает выполнение следующих операций: профилирование земляного полотна автогрейдером; если грунт связный – размельчение его дисковой бороной с предварительным рыхлением кирковщиком дорожной фрезы, автогрейдером или кулачковым кат-ком за два – три прохода; если грунт мелкозернистый однородный пе-сок – рыхление и размельчение его не требуется; при влажности грун-та больше оптимальной продолжают перемешивание и размельчение его с целью подсушки.

Далее выполняются распределение и дозировка вяжущих материалов специальными распределителями цемента, за-гружаемыми при помощи автоцементовозов. При отсутствии специ-альных распределителей грубая дозировка и распределение может осуществляться автосамосвалами с последующим разравниванием автогрейдером или вручную. Возможно осуществлять распределение с помощью автоцементовоза через задний разгружающий патрубок. Тщательное перемешивание вяжущего материала с грунтом на полную толщину обрабатываемого слоя выполняется теми же машинами, что и для размельчения связных грунтов – фрезой за две – три проходки, дисковой бороной – за 12–16 проходок. Смесь доувлажняется до оп-тимальной влажности поливочными машинами, автоцистернами. За-тем дополнительно перемешивается фрезой за две проходки, дисковой бороной – за восемь – десять проходок, профилируется автогрейдером за четыре – шесть круговые проходки и немедленно уплотняется глад-кими или пневмокатками. Уход за покрытием предусматривает уст-ройство защитного коврика из разжиженного битума, битумных эмульсий или других пленкообразующих веществ при расходе 0,5–1,0 л/м2. Если таких материалов нет, покрытие присыпается слоем 5–7 см песчаного грунта с периодическим увлажнением в течение 15–20 дней.

Описанные операции относятся к устройству однослойных покрытий толщиной не менее 12 см. При устройстве двухслойных покрытий (толщина каждого слоя составляет не менее 8 см и не более 20 см в плотном теле) весь технологический процесс повторяется для каждого слоя в той же последовательности.

2. Приготовление и укладка смеси смешением на дороге с исполь-зованием однопроходных машин. При этом предъявляются более же-сткие требования к качеству планировки земляного полотна и его уп-лотнению, поскольку при работе машин нельзя будет обеспечить тре-буемую глубину обработки, равномерное распределение и точное до-зирование цемента и других материалов.

Обработка грунта смесительной машиной (первый проход) начина-ется с края проезжей части. Машина имеет четыре ротора: первый осуществляет грубое рыхление грунта, второй – окончательное, третий и четвертый – перемешивают массу. Также у машины имеется два до-зировочных устройства: для сыпучих порошкообразных веществ (це-мент, известь, мел) и вязкожидких материалов (битум, вода, водные растворы, битумные эмульсии). Работа ведется захватками длиной 200–250 мм на тяжелых грунтах или 250–300 мм в легких супесчаных. Цемент в грунтосмесительную машину подается из автоцементовоза, вода – из поливомоечной машины. Готовая смесь распределяется ров-ным слоем и прижимается задней стенкой рабочей камеры, а затем слегка укатывается задними колесами машины. Возврат машины на вторую полосу осуществляется задним ходом. Смежные полосы по ширине перекрываются на 10–20 см. Готовый слой немедленно уплот-няется пневмокатками массой 10–15 т. Такие машины целесообразно использовать при больших объемах работ. Они наиболее эффективны при укреплении тяжелых суглинков и глин. При небольших объемах работ для обработки песчаных и супесчаных грунтов можно использовать передвижные смесительные установки. Технология предусматривает распределение цемента по ширине полосы, сбор смеси цемента с грунтом автогрейдером в валик, перемешивание в смесительной установке с одновременным увлажнением, распределение смеси автогрейдером на ширину проезжей части, уплотнение.

3. Приготовление смеси из местных или привозных грунтов в стационарных или полустационарных смесителях с последующей транспортировкой готовой смеси к месту укладки (при строительстве сельскохозяйственных дорог не применяется).

Устройство покрытий переходного типа из местных материалов, укрепленных органическими вяжущими, получило большее распространение, чем цементация. Применяют два основных способа: смешение на дороге и смешение в установке. Более распространен первый способ, который несложен и позволяет использовать для смешения простые машины и механизмы (автогрейдеры, дисковые бороны и др.), применяется для устройства покрытий на дорогах IV и V категорий (с интенсивностью движения 200–1000 и менее 200 автомобилей в сутки соответственно) с обязательным устройством слоя износа в виде двойной поверхностной обработки из прочных каменных материалов.

В качестве вяжущих используются битумные эмульсии, жидкие би-

тумы, каменноугольные дегти и сланцевые битумы. В момент обработ-

ки они должны быть достаточно жидкими, чтобы равномерно обвола-

кивать грунтовые частицы. Рекомендуемая влажность грунта для супе-

сей и легких суглинков – 6–10 %, тяжелых суглинков (в том числе пылеватых) – 9–17, глин – 17–22 %, что обеспечивает хорошую размельчаемость грунта и смешиваемость с вяжущими. Если влажность меньше оптимальной, грунт доувлажняют, если больше – подсушивают.

Для повышения прочности укрепляемого грунта, расширения разновидностей естественных укрепляемых грунтов могут применяться специальные добавки (известь, мел, цемент, гипс и т. п.).

Для устройства слоев толщиной 6–10 см смешение грунтов с жидким органическим вяжущим допускается любыми средствами механизации, в том числе грейдерами. Слои укрепленного грунта толщиной 18–20 см устраивают с применением специальных грунтосмесительных машин или дорожных фрез.

Операции по устройству покрытия включают: профилирование поверхности земляного полотна; увлажнение или подсушку грунта, размельчение грунта; подвозку и распределение гранулометрических или других добавок; перемешивание добавок с размельченным грунтом; подготовку грунта (сбор его в продольный валик); подготовку вяжущего материала (подогрев или разжижение битума и др.), его разлив и дозировку; смешивание грунта с битумом; профилирование битумо-грунтовой смеси; уплотнение смеси; устройство двойной поверхностной обработки.

На подготовленный грунт вяжущее разливают автогудронатором, для более равномерного распределения вяжущего при перемешивании грейдерами разлив проводят в несколько приемов. При первом разли-ве – не более 4–6 л вяжущего на 1 м2 валика грунта. Последний разлив – до 2 л/м2. Для разлива можно использовать также цистерны на автомобилях, оборудованных распределительным устройством. После каждого разлива вяжущего грунт перемешивают за 8–12 проходов автогрейдера по ширине проезжей части. При этом грунт последовательно собирают в валик, а затем разравнивают. В каждом конкретном случае необходимое количество проходов грейдера уточняется визуальным осмотром смеси и оценкой равномерности обволакивания частиц грунта вяжущим и однородность смеси.

Применение многопроходных машин, особенно автогрейдеров, требует значительной затраты времени на перемешивание материалов. Вяжущее за этот период остывает, что вызывает необходимость использования более жидких материалов. В результате получается недостаточная начальная прочность покрытия, в связи с чем требуется более длительный период теплой и сухой погоды для качественного его формирования под воздействием движения. Хорошее качество обеспечивают дорожные фрезы. За один проход фрезы с помощью ее распределительной системы в грунт вводится полная доза жидкого вяжущего. Одновременно фреза перемешивает его с грунтом за два – три прохода.

При небольших объемах работ при укреплении несвязных и малосвязных грунтов смешивание можно производить с помощью передвижных смесительных установок, как и при укреплении минеральными вяжущими. Перед обработкой грунта его собирают в валик, подают погрузчиком в смеситель и обрабатывают битумом. В этом случае требуются грейдер для сбора грунта в валик, фреза для размельчения грунта, автогрейдер для транспортировки вяжущих, поливочные машины, катки.

После окончания перемешивания смесь специальным распределителем или автогрейдером распределяют равномерным слоем по ширине проезжей части, профилируют и уплотняют.

Работы необходимо выполнять в сухую погоду при температуре не ниже 10 оС, при использовании битумной эмульсии – как в сухую, так и во влажную погоду при температуре не ниже 5 оС.

Полученная в результате перемешивания битумогрунтовая смесь должна иметь однородный темно-коричневый цвет без заметных сгустков вяжущего или отдельных комков грунта, не обработанных вяжущим.

Уплотнение при толщине слоя 10–12 см выполняется моторными катками с гладкими вальцами, при большей – пневмокатками за 10–15 проходов по одному следу.

При устройстве двухслойного покрытия сначала обрабатывают нижний слой, а после его уплотнения и устранения дефектов приступают к обработке верхнего слоя.

Для повышения срока службы битумогрунтового покрытия поверх его устраивают слой износа в виде двойной поверхностной обработки. Первый слой устраивают сразу же после уплотнения, чтобы сохранить оптимальную влажность слоя покрытия и избежать образования трещин. Затем открывают автомобильное движение на 10–15 дней с регулированием по ширине проезжей части. После этого приступают к устройству второго слоя.

<< | >>
Источник: М. А. Шух. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТ. 2014

Еще по теме 5.7.3. Покрытия переходного типа:

  1. Б. Процесс расхождения видов и вымирание переходных форм
  2. Биогеоценозы мезотрофного типа
  3. Биогеоценозы гетеротрофного типа
  4. Биогеоценозы олиготрофного типа
  5. Биогеоценозы эвтрофного типа
  6. Зона лесов лаврового типа
  7. 13.5.4. Характеристика типа Хордовые
  8. Симбиотические взаимоотношения и поведение типа взаимопомощи
  9. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВАПОЧВ РАЗНОГО ТИПА ЗАБОЛАЧИВАНИЯ
  10. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КИНЕТИКИ ФОРМИРОВАНИЯЛЕСНОЙ ПОДСТИЛКИ В ОСУШЕННОМ СОСНЯКЕНИЗИННОГО ТИПА ЗАБОЛАЧИВАНИЯ
  11. Профилактические и лечебные мероприятия в животноводческих комплексах в специализированных хозяйствах промышленного типа
  12. Общая характеристика типа плоских червей. Развитие плоских червей
  13. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О СВОЙСТВАХ ТОРФОВ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ К.              C. Мельников, Е. М. Волкова, К. Б. Чилачава
  14. Южный черный сакиChiropotes satanas satanas Hoffmannsegg, 1807 (VI, 140)
  15. Гнилостные формы
  16. Рыжебрюхий лемур Lemur rubriventer I. Geoffroy, 1850 (V, 93)
  17. ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГООСВОЕНИЯ ВЫРАБОТАННЫХ ТОРФЯНИКОВВ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОМ РАЙОНЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
  18. Соотношение филогенеза и онтогенеза в свете палеонтологических данных
  19. ЛИШАЙНИКИ ЗАБОЛОЧЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОКСКОГОЗАПОВЕДНИКА
  20. НАСЕЛЕНИЕ ПТИЦ БОЛОТ ЮГА ЛЕСНОЙ ЗОНЫВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ РАВНИНЫ