9-9. Реальные свидетельства факта эволюции


Как бы то ни было, материки в прошлом наверняка двигались, хотя не всегда ясно, как шло движение конкретно. Организмы эволюировали на материках сперва общих, затем - раздельных, потом опять сближавшихся. Как хорошо видно на тех же архозаврах, реальный контакт территорий часто оказывался важней воображаемого приспособления: пока он был, на них возникали общие семейства и даже общие роды (иногда на очень разных широтах, а значит в различных природных условиях), но стоило ему порваться, как общих таксонов архозавров уже не возникало; прежние их общие таксоны, разумеется, продолжали существовать.
Поскольку это найдено до обнаружения сдвига материков, т.е. не могло быть под него подогнано, можно видеть тут первое реальное свидетельство самого 'факта эволюции. Коснемся этого вопроса подробнее.
Дарвин видел в различии видов вьюрков на соседних островах довод в пользу эволюции, но теперь его пример выглядит слабым: наличное разнообразие не есть эволюция и, в частности, верующему говорит только о щедрости Бога. Важнее ископаемые следы эволюции, показывающие, как организмы изменялись со временем; но примеры, приводимые в учебниках, тоже легко трактуются как примеры непрерывного творения: ничто не мешает признать, что Бог сперва сотворил рыб, затем амфибий и т.д. и что он пользовался при этом некоторыми общими правилами, которые мы воспринимаем как наследование от предка.
Разумеется, Бог мог сотворить всё, если мыслить его всемогущим, но мы ведь не прибегаем к идее Бога, когда наблюдаем падение камня, варим кашу или забиваем гвоздь; тут мы пользуемся известными понятными нам свойствами вещей. Вся наука состоит в раскрытии таких свойств, независимо от того, во что верят ученые, и понять эволюцию - значит свести ее к та
ким свойствам. Мы очень далеки от решения этой задачи и, чтобы подойти к решению, должны сперва убедиться, что сам феномен эволюции существует, т.е. что есть естественный процесс, в ходе которого от организмов одних видов происходят организмы других видов.
Данную малую задачу в наше время можно решить - в том смысле, что можно увидеть, как идет расселение и при этом вместо одного вида появляется другой, близкий, причем с обрывом контакта между территориями процесс прекращается. Это видно в малом на пермских хвойных (п. 9-4), а в большом - на меловых позвоночных, живших вокруг Атлантики.

Второе реальное свидетельство эволюции можно видеть в «черновиках Господа бога» (пп. 8-9; 8-12): видно, что эволюция не являла собой плана, заранее обдуманного, что в ней имели место эксперименты и они не все были успешны. Вопрос о наличии Бога при этом не обсуждается.
Однако это отдельные примеры, а надо показать, что эволюция типична (имеется тенденция), что наши примеры не извлечены из множества противоположных. Такую работу, насколько мне известно, первым проделал биогеограф Леон Круаза, работавший в Венесуэле. В 1958-1962 годах он издал несколько огромных книг, в которых скрупулёзно описал трэк (фактический ход эволюции, сопровождавшейся расселением по суше или по морю) для многих таксонов. Круаза разъяснял:
«Трэк представляет собой линию на карте, вдоль которой находится область распространения родственных между собой организмов... трэк является цепью центров образования новых форм; каждый центр возник при этом вследствие разделения ареала, который ранее был заселён формой более низкого таксономического ранга» (цит. по [Попов, с. 100-101]).
Затем Мейен пунктирно описал подобную эволюцию для целых наземных флор (п. 9-4): у него таксоны тоже не просто сменяют друг друга, и притом массово, а еще и расселяются на север и на юг. Это (третье) свидетельство есть общее фактическое доказательство эволюции. Работы Ахметьева и Мосейчик укрепили этот вывод (хоть и видоизменили).
Круаза установил, что эволюция данного таксона идет сходным образом в разных частях ареала даже при отсутствии их связи, т.е. фактически описал ее как движение вдоль рефрена (номогенез).
Конечно, верующий может и это назвать непрерывным творением, но ему придется признать, что Творец не просто непрерывно творил, но и имитировал эволюцию - в каждую эпоху соблюдал рамки существовавшей тогда конкретной биогеографии. А такого “творца” вряд ли примет хоть одна религия. Проще и естественнее видеть тут совокупность законов природы и ее эволюции. Разумеется, таким путём не решить вопрос о наличии или отсутствии самого Творца (без кавычек), установившего законы эволюции, но данный вопрос в рамках науки вообще не решается - как всякий вопрос веры. Зато этими свидетельствами эволюционизм становится в ряд аккуратных естественных наук, чего прежде не было.
<< | >>
Источник: Чайковский Ю.В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции.. 2006

Еще по теме 9-9. Реальные свидетельства факта эволюции:

  1. Ветеринарное свидётельство
  2. 6-1. Эволюция организмов и эволюция природы
  3. Эволюция популяций и эволюция организмов
  4. 14. Эволюция организмов и эволюция сообществ
  5. 13* Эволюция экосистем
  6. Теории эволюции
  7. 4. О факторах эволюции
  8. Определение эволюции
  9. Эволюция онтогенеза
  10. Эволюция онтогенетических корреляций
  11. Эволюция признаков, ш влияющих на приспособленность фенотипа
  12. 5. Акты эволюции
  13. Темпы эволюции групп
  14. Механизм эволюции