2-7** Карл Нэгели и развитие жоффруизма
В том же духе, что и Жоффруа, писал германо-швейцарский ботаник Карл Нэгели (1817-1891):
«Как потомки прежних индивидов несколько от них отличаются, так должны отклоняться от прежних и их зародыши.
Это должно делать изменение стойким; и это изменение не может вести ни к чему иному, нежели вырождение вида или переход его в другой вид... Впрочем, так ведут себя далеко не все индивиды данного вида. Как у самшита среди желтой листвы зеленеет одна- единственная ветвь... так при переходе от одних геологических периодов у другим индивиды одного-единственного вида могут послужить основой для многих других [видов] и оставить после себя способные к развитию зародыши» (С. Ncigeli. Die Individualitat in der Natur mit vorzuglicher Beriicksichtigung des Pflanzenreichs. Zurich, 1856, S. 210-211).Мысль Нэгели замечательна - только у него налицо ясное понимание двух обстоятельств: во-первых, зародыш изменяется не сам по себе, а отражает изменение родительского организма, и именно этот факт делает изменение эволюционным; во-вторых же, для эволюции достаточно успешного изменения немногих, тех, кто способен к развитию. В отличие от обычного ламаркизма и жоффруизма, здесь отведена важная роль случайности (какой именно вид окажется способным к развитию, не предопределено). Зародыши изменяются не все, а лишь некоторые, и под влиянием не внешней среды, в которой живет материнский организм, а - внутренней среды, в которой развивается зародыш.
По Нэгели, вопрос о возможности происхождения вида из вида весьма важен. He называя никого из прежних эволюционистов (опять “избегание предтеч” [Чайковский, 2000]), он отметил, что новые виды происходят из прежних путем быстрых перестроек (мысль Шпренгера - см. далее, п. 3-12) и что новые виды бывают сложнее прежних в силу стремления живого к развитию (мысль Ламарка). Механизм эволюции он видел в изменении развития зародышей (мысль Жоффруа), что фактически наблюдаемое образование новых рас являет очевидную аналогию предполагаемому образованию новых видов (мысль, вскоре высказанная Ч.
Дарвином). Первым из профессиональных биологов Нэгели заявил, что в эволюции принципиальна роль случайности. Он высказал любопытное соображение: поскольку известны растения, размножающиеся вегетативно в течение многих поколений, а затем вдруг являющие половой процесс, то и в отношении эволюционного развития можно допустить резкую неоднородность во времени. Причину он видел в обоих случаях одну и ту же - скрытое изменение внутреннего строения под покровом внешней неизменности:
«Высказывание, что вид оставался неизменным в течение ... исторического времени, не следует поэтому понимать так, что он находился в абсолютном спокойствии, а всего лишь так, что его изменения не пересекали определенных границ. Как и вообще любое природное явление, вид не может оставаться в полном спокойствии» (С. Nageli. Die Individualitat..., S. 209).
Здесь и признание самопроизвольности эволюционного процесса (в духе молодого Дарвина, писавшего об этом в записной книжке 1837 г.), и допущение скрытых от глаза изменений, легшее, например, через 82 года в основу учения Шмальгаузена о стабилизирующем отборе. Наконец, сразу после работы Вейсмана (1883) Нэгели понял (1884), что в клетке есть особое наследственное вещество, идиоплазма. Поэтому вполне можно считать его одним из основателей современного эволюционизма, и ныне наука возвращается как раз к Нэгели.
Ho вернемся в дни Жоффруа. Его доклад, как и книга Ламарка, был встречен молчанием. He сразу заметил его и Чарлз Дарвин (1809-1882), но по веской причине - он плыл тогда в океане.
Еще по теме 2-7** Карл Нэгели и развитие жоффруизма:
- 5-17. Жоффруизм и давление нормы
- 13. Новый жоффруизм и винт эволюции
- 13* Перемещение жоффруизма на Запад
- 7. Что такое жоффруизм
- ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ
- Канализация развития
- 6. 4. 7. Развитие биосферы
- Эмбриональное развитие
- ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- Влияние температуры на развитие насекомых.
- Динамика развития гибридов кукурузы
- 8.2.7. Генетический контроль развития