ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОБНОГОМЕТАБОЛИЗМА

Это объясняется тем, что организмы влияют на химические превращения с помощью ферментов — биокатализаторов белковой природы — причем могут осуществлять энергоемкие процессы, подводя извне необходимую энергию, например в виде АТФ (АТР) (адено- зинтрифосфата) (рис. 59).
Существует несколько тысяч ферментов и обычно у них наблюдается строгая специфичность: один фермент — один субстрат. Синтез и активность ферментов строго регулируются, механизмы регуляции многообразны, хорошо изучены. Ферменты снижают уровень
активации, необходимый для протекания реакции и тем самым ускоряют реакцию в 1010 раз. Если с участием фермента реакция протекает за 1 мин, то без фермента она прошла бы за 20 тыс. лет.
Обмен веществ, или метаболизм, представляет собой совокупность процессов распада и синтеза, обеспечивающих поддержание, рост и размножение организма. Обмен веществ слагается из энергодающих процессов — катаболизма и из энергозависимых процессов синтеза— анаболизма (рис. 60, 61). Один из путей расщепления глюкозы представлен на рис. 62. Видно, что он включает много этапов, причем пока образуются только 2 молекулы АТФ. Цикл трикарбоновых кислот (рис. 63) служит для окисления ацетата до С02 с отщеплением водорода, который передается в дыхательную цепь. В этом цикле образуется одна молекула АТФ и отщепляется одна молекула С02. Он же дает строительные блоки для анаболизма.
Подробно изучены механизмы транспорта веществ в клетки. Клеточная стенка не служит преградой для небольших молекул. Органеллой, ответственной за транспорт питательных веществ внутрь клетки, является двуслойная фосфолипидная мембрана с включенными в нее белками переносчиками — пермеазами (рис. 64). Поглощаться, как правило, могут только те вещества,

Рис. 60. Схема метаболизма бактерий

Рис. 61. Катаболизм и анаболизм клеток
для которых имеются соответствующие транспортные системы. Вещества могут проникать в клетку при пассивной диффузии. Таким путем в клетку в небольшом количестве проникают чужеродные вещества. Сахара, аминокислоты и другие метаболиты таким путем в клетку не проникают. При облегченной диффузии вещество транспортируется в клетку при условии, что его концентрация в клетке меньше, чем в окружающей среде. Этот процесс осуществляется субстрат-специфическими пермеазами и не требует затрат энергии. Активный транспорт требует затрат энергии в виде АТФ и вещество может накапливаться в клетке против градиента концентрации. При транслокации группы переносимая молекула в процессе транспорта видоизменяется, например фосфорилируется.
Существует принцип биохимического единства жизни на Земле, который заключается в универсальности ряда процессов и явлений. Так, универсален генетический код (ДНК, РНК), «строительные блоки». Например, белки состоят из аминокислот, нуклеиновые кислоты — из пуриновых и пиримидиновых оснований,

Рис. 62. Фруктозо-/,6-бифосфатный путь расщепления глюкозы (гликолиз)
полисахариды — из моносахаров. Основной источник энергии (АТФ), пути расщепления сахаров и дыхательная цепь едины. На фоне этого единства у микроорганизмов прослеживается много-

Рис. 63. Цикл трикарбоновых кислот
образие в процессах катаболизма и анаболизма, что выражается в различии источников энергии, источников углерода и восстановителя (водорода и электронов).

Рис. 64. Транспорт веществ в клетку
По типам питания организмы могут быть разными. Главное — это источник энергии, донор водорода (электронов) и источник углерода для построения органического вещества: источник энергии: а) фототрофы — источник энергии свет, б) хемотрофы — источник энергии химические вещества (органические или неорганические); донор водорода (электронов): а) органотрофы используют органические вещества; б)литотрофы используют неорганические вещества — Н20, Н2, NH3, H2S, S, СО, Fe2+; источник углерода: а) автотрофы используют С02, б) гете- ротрофы используют органические вещества.
При обозначении организма иногда используют только две, но чаще все три характеристики.
Примеры: фотолитоавтотрофы — растения, цианобактерии, пурпурные и зеленые бактерии; хемолитоавтотрофы — нитрификаторы, водородные бактерии, метаногенные бактерии; хемоорганогетеротрофы — большинство бактерий, грибы, животные, человек.
Встречаются микроорганизмы, способные переходить от одного типа питания к другому, например, от фотоавтотрофии к хемогетеротрофии. Такие организмы называют миксотрофами. К ним можно отнести водоросли, например зеленую водоросль Chlorella vulgaris, которая может расти на свету за счет фотосинтеза, а при отсутствии света — за счет органических веществ.
Процессы катаболизма создают в клетке вещества с макроэр- гическими связями. Наиболее общее соединение такого типа — аденозинтрифосфат (АТФ), который образуется в результате реакций фосфорилирования. У микроорганизмов различают три типа фосфорилирования: 1) субстратное; 2) фотофосфорилирование; 3) окислительное фосфорилирование. Появление этих типов реакций связано с ходом эволюции жизни на Земле. Если у высших организмов — растений и животных — преобладает один из типов энергетического метаболизма, то у более древних организмов прокариот имеются все указанные типы.
Наиболее примитивным способом получения энергии являются процессы субстратного фосфорилирования (фосфорилирования субстрата) — брожения, за счет которых существует несколько групп прокариот, широко представленных в почве. Брожение — это окислительно-восстановительные процессы превращения органических соединений, сопровождающиеся выходом энергии. Брожение протекает без участия молекулярного кислорода в анаэробных условиях, т.е. это окисление анаэробного типа. Электрон в окисляемых органических веществах переносится с одной части на другую часть органической молекулы, выступающей в роли его акцептора. Высвобождаемая на окислительном этапе процесса энергия запасается в молекулах АТФ. В среде накапливаются низкомолекулярные окисленные и восстановленные продукты — результат расщепления исходных молекул сбраживаемого субстрата. Брожению подвергаются углеводы, спирты, органические кислоты, аминокислоты, пурины и пиримидины. Продуктами брожения являются органические кислоты, спирты, ацетон, а также С02 и Н2. Обычно накапливается несколько продуктов, но по главному из них различают брожения: спиртовое, молочнокислое, маслянокислое и др. (рис. 65).
Следующим типом получения энергии вначале был также анаэробный процесс возникновения жизни за счет света— фотофосфорилирование. В настоящий период существования жизни на нашей планете у микроорганизмов есть несколько типов фотосинтеза. Фотосинтезирующие прокариотные организмы представлены пурпурными и зелеными бактериями, а также большой группой широко распространенных в почвах цианобактерий, почвенные фотосинтезирующие эукариоты — водорослями. Особый тип фотофосфорилирования на мембране обнаружен у га- лобакгерий — представителей архебактерий, обладающих красным пигментом родопсином, заменяющим хлорофилл.

кислорода, у остальных прокариот фотосинтез бескислородный (без выделения свободного кислорода).
Появление в атмосфере Земли кислорода в результате фотосинтеза привело к возникновению нового типа энергетического метаболизма, основанного на акцептировании электрона кислородом. Это так называемое окислительное фосфорилирование, в котором различают дыхание (перенос электрона на молекулярный кислород) и анаэробное дыхание (перенос на неорганические акцепторы — сульфаты, нитраты, карбонаты) (рис. 66).
Анаболические процессы, или конструктивный (строительный) метаболизм, связаны количественно главным образом с источниками углерода и азота, которые могут быть в органической и неорганической форме. Соотношение С : N в биомассе бактерий составляет 5:1, а в среде оптимальное соотношение должно быть 25:1, так как 1/5 часть углерода включается в вещества клеток, а 4/5 расходуется на энергетические нужды (это усредненные весьма ориентировочные расчеты). Источниками углерода служат С02 и(или) органические соединения. В качестве источников азота выступают белки, пептиды, аминокислоты, нитраты, аммонийные соединения и молекулярный азот. Кислород поступает в органическое вещество главным образом из С02, а водород — из воды.

Рис. 66. Аэробное и анаэробное дыхание
Кроме источников основных элементов — органогенов, зольных элементов и микроэлементов многие микроорганизмы нуждаются в специфических веществах, которые лимитируют рост и поэтому называются факторами роста. Такими факторами у микроорганизмов могут быть витамины, аминокислоты, пуриновые и пиримидиновые основания. Независимые от органических факторов роста микроорганизмы называют прототрофами, а нуждающиеся в каком-либо ростовом факторе — ауксотрофами.
Специфические потребности микроорганизмов в источниках питания, факторах роста или микроэлементах делают их объектами, удобными для использования в качестве биологических индикаторов, например при определении потребности почвы в удобрениях, количественном анализе содержания витаминов или микроэлементов в почве. Впервые на свойства микроорганизмов как химических реактивов обратил внимание академик
В.Л. Омелянский. В 1906 г. он написал статью «О применении бактериологического метода при химическом исследовании», в которой отметил две особенности микроорганизмов как биологических индикаторов: их специфичность и исключительную чувствительность.
Некоторые продукты метаболизма и особенно вторичные метаболиты являются ценными веществами. Это аминокислоты, лимонная кислота и другие органические кислоты, различные сахара, ферменты, витамины, антибиотики, которые составили целую эпоху в развитии микробиологии, в том числе и почвенной микробиологии. Микроорганизмы способны к «сверхсинтезу» некоторых веществ, которые образуются ими в избытке, выделяются в среду или аккумулируются в клетке. На этом свойстве основано промышленное использование микробов для получения разных целевых продуктов. Почва в таком случае выступает как неистощимый источник микроорганизмов, образующих разнообразные ценные вещества и в первую очередь антибиотики, витамины, стимуляторы роста растений.
Все процессы катаболизма и анаболизма протекают не самопроизвольно, а катализируются особыми ферментами. Клетка обладает способностью управлять скоростями отдельных реакций и тормозить или ускорять весь метаболический путь за счет наличия регуляторных механизмов.
Процессы анаболизма регулируются в клетке механизмом, который называется репрессией конечного продукта. Сигнал к прекращению синтеза белковых молекул в большинстве случаев поступает от конечных продуктов процесса. Он проявляется в том, что в цепи одного из метаболических путей есть фермент, имеющий регуляторный центр, который может связываться с конечным продуктом данного пути биосинтеза и изменять активность фермента (аллостерический фермент) (рис. 67).
Процессы катаболизма регулируются при помощи механизма катаболитной репрессии. Если в среде для роста имеется два субстрата, то бактерии в первую очередь используют тот из них, который обеспечивает более быстрый рост, а второй потребляют только по исчерпании первого — явление диа- уксии. В этом случае синтез ферментов для использования второго субстрата репрессируется первым катаболитом.

Ферменты характеризуются специфичностью действия и специфичностью субстрата. Последнее свойство используется при построении названий ферментов: к названию специфического для субстрата фермента прибавляется окончание «аза». Например, пектиназа, целлюлаза, липаза, фосфатаза, протеаза (от слова протеин — белок), амилаза (от слова амилоза — крахмал) и др.
Одним из важнейших факторов деятельности микроорганизмов в почве, который оказывает существенное влияние на ход и интенсивность всех процессов, является формирование природных группировок, в которых все члены работают согласованно и взаимозависимо. Это синтрофные ассоциации и метабиотиче- ские цепи. При синтрофном росте ассоциация быстрее и полнее
усваивает субстрат, чем в отдельности каждая популяция, входящая в ее состав. В метабиотических цепях каждый последующий организм усваивает тот субстрат, который является конечным продуктом деятельности предшественника. В результате микроорганизмы оказываются способными утилизировать бесконечное множество различных соединений — природных и создаваемых человеком (ксенобиотиков). Наиболее стойкие природные соединения — лигнин и гумус — тоже подвергаются микробной деградации, хотя и медленнее, чем другие органические вещества. Неприродные синтезированные химиками органические соединения не всегда разлагаются микроорганизмами (многие полимеры и пестициды). Они опасны тем, что могут накапливаться в почве в угрожающих количествах.
Совокупность микроорганизмов, способных осуществлять одну и ту же общую физиологическую функцию в цепи превращения веществ, в микробиологии принято называть физиологической группой. Примерами могут служить физиологические группы микроорганизмов, участвующих в превращениях азота (нитри- фикаторы, аммонификаторы, денитрификаторы, азотфиксаторы) или серы (серные, тионовые, сульфатредуцирующие). Такое разделение микроорганизмов на физиологические группы закрепилось в почвенной микробиологии благодаря широкому внедрению принципа элективное™ С.Н. Виноградского: в специфических избирательных условиях может работать только определенный микроорганизм или группа организмов с четко обособленной функцией. В последнее десятилетие было получено много доказательств смены функций у одного и того же вида микроорганизма в зависимости от условий. Например, типичный азотфикси- рующий микроорганизм при наличии нитратов, органического вещества и в анаэробных условиях осуществляет денитрификацию и не фиксирует, а выделяет N2. При использовании белка он становится аммонификатором. Следовательно, понятие физиологической группы нельзя считать строго ограниченным определенным набором видов. Это подвижная группировка микроорганизмов, проявляющих в данный момент определенную функциональную активность при заданных условиях среды. Правильнее говорить не о физиологических группах, а о физиологических функциях микроорганизмов, которые могут проявляться по-разному в зависимости от условий, хотя есть и узкоспециализированные группы микробов, например, метаногены, автотрофные нитрификаторы, сульфатредукторы.
Еще по теме ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОБНОГОМЕТАБОЛИЗМА:
- Характеристика экоморф сайгака
- СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВАКЦИН И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗБУДИТЕЛЯ
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗБУДИТЕЛЯ
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗБУДИТЕЛЯ
- ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕПЛА КАК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗБУДИТЕЛЯ
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗБУДИТЕЛЯ
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗБУДИТЕЛЯ
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗБУДИТЕЛЯ.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗБУДИТЕЛЯ
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗБУДИТЕЛЯ
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗБУДИТЕЛЯ
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗБУДИТЕЛЯ
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗБУДИТЕЛЯ