П РИЛОЖЕ Н ИЯ ПРЕДИСЛОВИЕ
Физиологи, натуралисты вообще, да и все образованные люди дол ПРЕДИСЛОВИЕ жны быть очень благодарны за появление этой тснижки доктору-физиологу К. М. Быкову, сделавшему перевод ее с латинского подлинника.
Эта книжка есть одно из великих творений английского ума, английского ясновидения действительности. Триста лет тому назад (до точного юбилея книжки осталось 4 года — как бы хотелось дожить до этого!) среди глубокого мрака и трудно вообразимой сейчас путаницы, царивших в представлениях о деятельности животного и человеческого организмов, но освященных неприкосновенным авторитетом научного классического наследия, врач Вильям Гарвей подсмотрел одну из важнейших функций организма — кровообращение и тем заложил фундамент новому отделу точного человеческого знания — физиологии животных. Таким образом, юбилей этой книжки будет вместе с тем и юбилеем этой науки. Читатель книжки имеет в ней перед собой высокий образец естественно-научного мышления: зоркое
не затуманенное предвзятостью наблюдение действительных
* Предисловие акад. И. П. Павлова, предпосланное первому изданию перевода на русский язык книги: Вильям Гарвей. Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных. Пер. и прим. К. М. Быкова, ГИЗ, М.—Д., 1927. (Ред.).
11 Гарвей
явлений и еейчас же анализ, проверку наблюдаемых отношений простым, но вполне целесообразно рассчитанным опытом.
Кроме того, для читателя становится очевидной одна методическая истина, очень важная для успеха физиологии, но, к великому сожалению, еще до сих пор упорно не усвояемая и даже очень образованными людьми. При физиологическом исследовании неизбежна вивисекция, т. е. наблюдение и опыт на живом животном, подвергнутом в большей или меньшей степени рассечению. При чтении книжки становится несомненным, что Г а р в е й выдвинулся своею мыслию над сотнею других, и часто не малых, голов в значительной степени благодаря тому, что главным образом имел дело не с трупами — машинами, прекратившими свою работу и разрушающимися, — а с живыми организмами— машинами в ходу, в работе, — что он вивисецировал.
Труд Гарвея не только редкой ценности плод его ума, но и подвиг его смелости и самоотвержения. Так, через крест поношений прокладывала себе дорогу в те времена научная истина. Это можно видеть и чувствовать в его книжке.
Профессор Ив. Павлов.
Еще по теме П РИЛОЖЕ Н ИЯ ПРЕДИСЛОВИЕ:
- Предисловие
- Предисловие
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Предисловие
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Предисловие
- Предисловие
- Предисловие
- ПРЕДИСЛОВИЕ