ПРЕДИСЛОВИЕ
В наше время бурного научно-технического прогресса и все возрастающего влияния человека на природу экология, исследующая природные взаимосвязи н позволяющая предсказать последствия нх нарушения, все больше становится научной основой рапнонального природопользования и охраны природы.
В круг проблем экологии включаются вопросы охраны живого мира н окружающей его среды, борьбы с грозными последствиями загрязнений среды, экологического воспитания и просвещения, морально- этические, философские н даже правовые вопросы. Без преувеличения можно сказать, что экология становится наукой не только биологической, но и социальной.Советский Союз — первое в мире государство, в котором охрана природных ресурсов входит в основной закон страны. Статья 18 Конституции гласит: «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли н ее недр, водных ресурсов, растительного и ‘животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».
Первоначально под термином «экология»[I] подразумевали круг вопросов, касающихся взаимоотношений организма (растения или животного) с окружающей средой. С развитием науки содержание экологии расширялось и обогащалось, в ней формировались (или от нее отделялись) различные ветви, так что современная экология объединяет иелую систему биологических дисциплин.
Соответственно объекту изучения самостоятельно существуют экология растений н экология животных. Подход к объекту у них несколько различен (отсюда различие методов н отчасти — понятий). Для экологии растений традиционен акцент на взанмоотношення со средой на уровне особи; отношения же со средой совокупностей особей (популяций, растительных сообществ, или ценозов) с давних пор служат предметом изучении самостоятельной отрасли ботаники — фитоценологии (за исключением аигло- американской экологии растений, включающей и фитоценологию).
Экология животных охватывает и организменный, и популяциовный, и отчасти цено- тнческнй уровень.В последние десятилетия быстрыми темпами развивается раздел экологии, исследующий структуру и функции целых экосистем различного масштаба — от экосистемы небольшого пруда до всей биосферы. Эта ветвь, получившая название «общей экологии», исследует такие общие для любых экосистем вопросы, как продуктивность, круговорот веществ (биогеохи- мнческне школы) н поток энергии, трофические уровни и цепи (сети) пнта- ння и т. д. (см. вышедшие в последние годы книги: «Экология» Ю. Одума, 1968, «Основы экологии» Ю. Одума, 1975, «Биосфера и место в ней человека» Дювнньо н Танга, 1973, и ряд других руководств).
Вместе с тем развиваются и отдельные традиционные отрасли экологий как разделы биологической наукн. К их числу принадлежит и экология растений. Взаимоотношения со средой исследуются в настоящее время на разных уровнях организации (от молекулярного до ценотнческого) с широким применением экспериментальных методов. Экологические идеи, экологический подход к объекту проникают в самые разные ботанические дисциплины. Действительно, без информации о влиянии среды н ответных реакциях растения невозможно объяснить многие особенности строения растений, их жизненных функций, наследственной основы, наконец, позицию их и растительном сообществе. Поэтому экология растений — одна нз основных дисциплин в системе подготовки специалистов-ботаннков любого профиля, так же как н преподавателей-бнологов.
Настоящее учебное пособие написано на основе курса лекций, читаемого автором в течение многих лет на бнолого-почвенном факультете Ленинградского университета для студентов, специализирующихся по ботанике и почвоведению.
Со времени выхода последнего советского учебника по данному предмету («Экология растений» А. П. Шенннкова, 1950) прошло около тридцати лет; отсюда понятны те трудности, которые встали перед автором при написании настоящего руководства. За эти годы накоплен огромный объем новой экологической информации; возникли и оформились целые новые разделы экологии растений (такие, например, как цитоэкология, антэколо- гия, отдельные разделы экологической физиологии, биоритмология и др.); еще теснее переплелась экология с другими отраслями ботаники; наконец, изменилось само положение и значение экологии в системе наук о живой природе.
В связи с этим потребовалось значительно обновить содержание курса экологии растений. Вместе с тем необходимо было сохранить и ряд традиционных моментов, определяемых объемом и содержанием университетских программ. Поскольку курс общей экологии (на экоснстемном уровне) читается студентам отдельно, на следующем году обучения, рамки настоящего курса сознательно ограничены лишь аутоэкологической информацией. Отсюда и традиционное изложение материала по отдельным экологическим факторам, определившее структуру учебного пособия'. При другой системе преподавания экологических дисциплин оно может быть использовано как пособие к соответствующим разделам экологии.В связи с тем, что в новейших классификациях грибы образуют самостоятельное царство, возник вопрос о правомерности помещения материалов по экологии грибов в пособии, озаглавленном «Экология растений». Основываясь на большом сходстве экологических закономерностей в жизни грибов и растений, автор взял на себя смелость не следовать строго разграничению царств живой природы и использовать в настоящем пособии ряд примеров нз жизни грибов.
Прн отборе материала аитор пытался, насколько возможно, не дублировать смежные курсы. Так, характеристика почвенных экологических факторов дана очень кратко, поскольку одновременно студентам читается курс почвоведения; не затронуты многие вопросы экологической анатомии, излагаемые в курсах морфологии и анатомнн растений, н т. д. Напротив, в ряд разделов введена эколого-фнзиологнческая информация, обычно очень скупо представленная в университетских курсах физиологин и биохимии растений.
В связи с тем, что усвоение многочисленных экологических терминов нередко представляет известные трудности для учащихся, в настоящем руководстве помещен краткий указатель терминов.
Хорошо представляя себе, что прн написании пособия многие трудности преодолеть не удалось, автор будет искренне признателен студентам, преподавателям н специалистам за критические замечания н пожелания.
Пользуюсь случаем выразить благодарность И. Г. Лаверычевой, Т. А. Мазинг, В. А. Мазингу, А. К- Фролову, оказавшим неоценимую помощь прн подготовке рукописи и иллюстраций.
Автор