<<
>>

ПИТАНИЕ ПТИЦ

И в морфологии пищеварительной системы, и в биологических особенностях питания птиц много адаптивных черт, связанных с полетом. Первейшая особенность — быстрота пищеварительного процесса, сокращающая время пребывания в организме пищевых масс.

В этом отношении птицы далеко обогнали не только своих пойкилотермных предков — пресмыкающихся, но и млекопитающих.

Так, домовый сычнк полностью переваривает мышь за 4 ч, серый сорокопут — за 3. Водянистые ягоды проходят через пищеварительный тракт у славок и свиристелей за 8—

10 мин. Насекомоядные птицы наполняют желудок 5—6 раз в день. Зерноядные в обычных условиях наполняют желудок 2 раза в день, но во время миграционной гиперфагии интенсивность питания резко возрастает. Чижи и зяблики, поедая даже мелкие семена размером с маковое зернышко, набивают желудок за 15—20 мин, а через 1 ч их кишечник уже пуст. Самка ястреба-тетеревятника массой около 1500 г может съесть за сутки крякву массой 800—1000 г, но может довольствоваться и 150 г мяса. Розовый скворец способен съесть за день до 200 г саранчи. В «мышиные» годы сарыч, V или каиюк, может съесть до 14 мышей и полевок за день, в обычные годы он довольствуется пятью зверьками; то же наблюдается и у других хищников-мышеедов. В годы массового размножения степной пеструшки пустельга поедает У пойманных грызунов только головы, оставляя обезглавленное туловище. Число уничтоженных пеструшек, естественно, резко увеличивается. Особенно высока потребность в корме у колибри: до 200% массы своего тела в сутки! Еще больше едят птенцы. Прирост веса у птенцов мелких воробьиных птиц составляет 20%, а в отдельных случаях — до 60% первоначальной их массы в сутки. За первые 7—8дней жизни масса птеицов воробьиных увеличивается в 5—6 раз. При обилии пищи количество яиц в кладках у многих птиц увеличивается, возрастает сохранность птенцов, порой бывают вторые, дополнительные кладки.

В голодные годы многие Дневные хищники и совы не размножаются.

Массивные тяжелые челюсти с зубами у первоптиц заменены у «современных аггац легким «клювом, что тоже .рассматривается каїк 'Приспособление к полету. Клюв играет важную роль при добывании и первичном размельчении пищи. Строение клювов чрезвычайно разнообразно. Во многих случаях по клюву птицы можно определить характер ее питания. Языки птиц также отражают особенности нх питания. У колибри, иапример, язык от кончика до половины разделен и состоит из двух полутрубок, которые, свертываясь,, дают годную для сосания двойную трубку. У гусеобразных, края языка покрыты выростами, участвующими вместе с выростами рамфотеки в процеживании воды. Таков же язык у фламинго. У дятлов язык образует вкупе с подъязычными1 костями совершенный инструмент для извлечения из древесины личинок насекомых. Наконец, дятловый вьюрок изgt; группы дарвиновых вьюрков с Галапагосских островов для добычи личинок насекомых, живущих в толще растений, использует колючки, которыми работает с большой ловкостью.

Пища, поступающая в полость рта, смачивается слюной, но слюиные железы у птиц развиты слабо, и слюна, видимо, только облегчает прохождение пищи по пищеводу. У некоторых птиц значительно развиты подчелюстные железы, но это связано не с пищеварением, а с образованием клейкой слюны, которая, покрывая язык, облегчает добычу насекомых (дятлы) либо используется при постройке гиезд (стрижи). Некоторые саланганы гнезда устраивают целиком из застывшей слюны (так называемые «ласточкины гнезда»).

В пищеводе птицы пища покрывается более обильными слизистыми выделениями желез. У птиц, имеющих зоб, пища задерживается в нем и несколько размягчается под действием слюны, желез стенок зоба и высокой температуры тела. Таким образом, зоб ие только вместилище пищи и место ее обогрева зимой, он выполняет и пищеварительную функцию, особенно у куриных птиц (Кузьмина, 1977). У попугаев в зобу желез нет, но в зоб отрыгивается пептический фермент из железистого желудка.

У голубей при выкармливании птенцов эпителий слизистой оболочки зоба претерпевает жировое перерождение и его поверхностные клетки отделяются в виде так называемого зобного молочка (оно напоминает молозиво млекопитающих). Наконец, у самцов дрофы зоб превратился в воздушный мешок-резонатор, свободный от желез и используемый при токовании; у самок дроф зоба соответственно нет. В зобу формируются погадки из непереваренных остатков пищи (совы, чайки, врановые и пр.). Зоб и пищевод птиц в цєлоіуі очень легко растягиваются, особенно у тех видов птиц, которые глотают крупную добычу, не размельчая ее клювом. Отличаются в этом отношении пеликаны, бакланы, цаплн, чайки.

Желудок птиц состоит из двух отделов — железистого и мускульного; первый перерабатывает инщу химически, второй   в основном механически. Величина этих отделов обратно пропорциональна друг другу. Лучше всего развит железистый отдел желудка у птиц, глотающих добычу целиком, а также у птиц, в желудок которых за один раз поступает большое количество пищи (хищные). У некоторых птиц имеется третий отдел желудка — пилорический мешок, который, видимо, препятствует слишком быстрому прохождению пищи. Он особенно характерен для рыбоядных (пингвины, поганки, бакланы, цапли), но есть и у аистов, фламинго, казуаров, найду, пастушковых.

Секрет железистого отдела желудка у многих птиц растворяет кости, рыбью чешую. Марабу, грифы и сипы, бородач способны переваривать крупные кости млекопитающих. У сов черепа грызунов полностью сохраняются и удаляются вместе с шерстью при сбрасывании погадок. Все виды птиц не переваривают зубы, хитин насекомых, кератин птичьих перьев.

Мускульные отделы желудка мясоядных, рыбоядных и плодоядных птиц тонкостенные, легко растяжимые, богаты железами. Онн служат резервуаром для пищи н местом ее дальнейшей химической обработки пепсиновыми ферментами, стекающими из железистого отдела желудка. У трубконосых и некоторых других птиц мускульный желудок вообще недоразвит. У зерноядных и насекомоядных мускульный отдел желудка велик, его мускулы давят и перетирают пищу; выстилка его твердая, часто с -выступами.

В мускульном отделе желудка павлииа за 24 ч сплющиваются железные трубочки, это давление можно оценить в 32 кг. Действие желудка усиливается содержащимися в нем гастролитами: камешками, крупными песчинками, семенами с твердой оболочкой. Запасы гастролитов птицы регулярно возобновляют, особенно куриные птицы осенью. Наиболее мощные мускульные отделы желудка наблюдаются у куриных, гусеобразных, многих голубей, зерноядных воробьиных, страуса.

После желудка пиша, а точнее обработанная кислым желудочным соком масса (хнма или химус) поступает в двенадцатиперстную кишку, которой начинается тонкий отдел кишечника. Здесь на химу действуют желчь, щелочной кишечный сок и секреты поджелудочной железы, расщепляющие жиры, углеводы и белки. Кислый желудочный сок нейтрализуется. Обработанные элементы пищи превращаются в раствор, который всасывается ворсинками кишечного тракта.

^Задний отдел кишечника состоит из слепых кишок и прямой кишки, которая служит для скоплений фекалий. Слепые кишки могут быть длинными и хорошо развитыми, могут -быть короткими, зачаточными, не функционирующими. Они велики у птиц, в пище которых много клетчатки (побеги* веточки и т. п.). В слепых кишках (клетчатка обрабатывается не только секретами находящихся там желез, но и особой бактериальной флорой. Выдел-еиия нз слепых кишок отличаются по цвету, что хорошо видно, например, на зимних экскрементах глухаря, тетерева, рябчика. Для куриных и некоторых других птиц бактериальное разложение клетчатки (целлюлозы) и усвоение части ее — важная составная часть пищеварительного процесса. При развитии у грауса нематоды Trichostrongylus pergracilis, которая делает непроходимыми слепые кишки, птица погибает от истощения. Если кормить цыплят стерильиой пищей, они в скором времени погибают, но если в эту же пищу добавить бактерий из экскрементов взрослой курицы, то развитие пойдет вполне нормально.

По кормовому режиму птнц обычно делят на стенофагов и эврифагов. Первых гораздо меньше и преимущественно в тех тропических странах, где смена сезонов года мало ощутима.

В наших широтах стенофаги встречаются редко и их численность, как правило, сопровождается резкими колебаниями.

Нередко появление какой-либо массовой доступной пищи вызывает переключение на нее большого числа видов птиц, обычно этой пищей не питающихся. В годы обилия обыкновенной полевки озерные чайки из колонии на подмосковном озере Киёво питаются в значительной мере этим грызуном; их погадки, особенно весной, почти исключительно состоят из шерсти полевок. В Северном Казахстане в годы размножения степных пеструшек или стадных полевок мы- шеядными птицами становятся грачи и серые вороны. В степной части Алтайского края в период расселения молодых краснощеких сусликов за ними очень энергично и успешно охотятся те же серые вороны и коршуны. Особенно энергично птицы переключаются на такой массовый и доступный вид корма, как саранча. В 1949 г. в Наурзумском заповеднике перелетной саранчой питались степные и обыкновенные пустельги, кобчики, чеглоки, степные, луговые и камышовые луни, орел-могильник, балобаи, черный коршун— словом, все виды хищных птиц, вообще там встречающиеся. Им помогали чайки, крачки, речные утки, стаи пролетных скворцов, вороны и тысячные стаи грачей, которые практически саранчу и уничтожили. Особенно энергично уничтожалась саранча в утренние и веч-ерапе часы, когда низкая температура делала ее малоподвижной. Такое же массовое переключение птиц на размножившегося итальянского пруса (тоже массовый вид саранчовых) наблюдалось в степях Казахстана (Формозов, 1935). Также многие виды птиц переходят иа питание гусеницами и жуками разных видов При их массовом размножении, на кузнечиков и кобылок, остающихся без прикрытия после сенокоса или степного пожара, на водяных крыс, спасающихся на кустах и деревьях от паводка и т. д. Крупные чайки, например, могут быть то ихтиофагами, то энтомофагами, то мнофагами, то просто хищниками (когда питаются сусликами и птенцами других птиц); они же могут быть и некрофагами. Таким образом, кормовая пластичность, или эврифагия, обусловленная определенной экологической ситуацией, свойственна многим птицам.

И, как правило, птицы-эврифаги имеют широкие ареалы, охватывающие разнообразные ландшафты и зоны. Обратные примеры редки, хотя достаточно' строго- питающаяся рыбой скопа имеет гигантский ареал.

Среди лтиц-етенофагов обычно называют грифового орлана Gypohierax angolensis, который питается -плодами одного из видов пальм E!aeis guineensis и распространен в. Африке лишь там, где растет именно эта пальма. Из клестов сосновик тесно связан с сосиой обыкновенной, еловик средней полосы — с елью европейской, тяиь-шаньский — с тянь-шаньской елью, крымский — с кипарисом, североафриканский — с сосной алеппской и т. д. С определенными видами или небольшими группами видов растений связаны многие колибри, по.пугаи-лори, гавайские цветочницы, медососы, цветоеды, американские цветочницы, т. е. птицы, питающиеся преимущественно нектаром цветов. Но из них многие помимо нектара склевывают насекомых, оказавшихся в венчике цветка, другие могут щипать мякоть зрелых плодов, например бананов, так что строгих стенофагов оказывается не так-то уж миого. Часто один вид корма является определяющим, от него зависит возможность существования птиц в данной местности или в данном сезоне. Так, для глухарей, и особенно глухарок, весной' необходимы «сережки» осины и «барашки» ив; для успешной зимовки белой куропатки — побеги ив, а для зимовки зеленого дятла — муравейники рыжего лесного муравья.

Какую бы пищу ни употребляли хищные птицы, для нх птенцов необходим корм, содержащий кости, шерсть II перья, без этого птенцы вырастут рахитами. В желудках поганок летом всегда можно найти миого утиных перьев. Они подбирают перья, выпавшие при линьке. А. Н. Формозов высказал догадку, что организм поганок усваивает поверхностную жировую смазку утиных перьев, богатую витамином В, в котором сами поганки испытывают, очевидно, недостаток.

Часто пищевая специализация вызвана особенностями географического распространения птиц. Так, орел-могиль- иик, живущий в Кызылкумах, преимущественно ловит боль- их песчанок и ушастых ежей, а в годы массового размножения зайца-толая питается им. В долине р. Сарысу орел- могильник питается в основном средним сусликом, в Наур. зумском бору -— малыми сусликами и водоплавающими птицами н т. д. Курганники в песчаной пустыне ловят песчанок, в полупустынях и сухих степях — сусликов, при откочевке в конце лета в степи — полевок. Домовый сычик (пустынный .«подвид) почти на всем протяжении ареала тесно связан с тушканчиками и большой песчанкой, но в скалистых горах Центрального Казахстана ловит степную пищуху и полевок.

Нередко у хищных птиц специализация проявляется у «отдельных 'Пар и даже особей: они начинают избирательно •охотиться за определенным видом добычи. Это снижает внутривидовую конкуренцию и позволяет в одном месте обитать большему количеству птиц одного вида. Обычно такой •специализации сопутствует и территориальное разобщение охотничьих участков птиц. У соколов-голубятников “и птенцы —• голубятники, у утятников •— утятники и т. д. Скорее •всего здесь действует импринтинг (запечатление), хотя ра- ®ее предполагалась передача по наследству.

<< | >>
Источник: А. М. Чельцов-Бебутов. Экология птиц. — М., Изд-во МГУ, 1982г, 128 с.. 1982

Еще по теме ПИТАНИЕ ПТИЦ:

  1. МНОГООБРАЗИЕ ПТИЦ, СВЯЗАННОЕ С ИХ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ И СПОСОБОМ ПИТАНИЯ
  2. Симптомы ЗАБОЛЕВАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПИТАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ РАСТЕНИЙ Симптомы нарушения произвольного питания
  3. ТИПЫ ПИТАНИЯ РАСТЕНИЙ
  4. ПЛОЩАДЬ ПИТАНИЯ, ПРОРЕЖИВАНИЕ ВСХОДОВ
  5. СМЕРТНОСТЬ ПТИЦ
  6. ЭНЦЕФАЛОМИЕЛИТ ПТИЦ
  7. ЛЕЙКОЗ ПТИЦ
  8. Минеральное питание
  9. РОТАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ ПТИЦ
  10. РАЗМНОЖЕНИЕ ПТИЦ
  11. Глава 4 ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ
  12. Трематодозы птиц
  13. Минеральное питание
  14. Питание
  15. Цестодозы птиц
  16. Физиология питания и пищеварения
  17. ПОЛЕТ И ПЕРЕЛЕТЫ ПТИЦ
  18. ОСПА ПТИЦ
  19. ПИТАНИЕ И ПИЩЕВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЫБ
  20. МИНЕРАЛЬНОЕ (КОРНЕВОЕ) ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ