<<
>>

БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ПИЩЕВЫХ И ЛЕКАРСТВЕННЫХРАСТЕНИЙ БОЛОТ БЕЛАРУСИ

 

В.В. Гримашевич

Институт леса НАН Беларуси, Гомель, Беларусь

Основу экологического капитала Беларуси определяют лесные и водноболотные системы. Данный экологический ресурс имеет практическое значение не только для белорусской нации.

«Лесо-водно-болотная» специфика природы нашей страны имеет огромное значение для экологически устойчивого развития Европейского континента [1].

Болота — исключительно сложные природные образования, которые больше всего подверглись антропогенным преобразованиям. Крупномасштабное и интенсивное осушение болот и заболоченных земель осуществлялось с 1965 по 1975 г., менее интенсивное — в последующем до 1985 г. и даже позже. В результате мелиоративного преобразования 1,775 млн. га (42,4%) болот и заболоченных земель трансформировано в другие категории угодий (в основном, сельскохозяйственные). В естественном состоянии ныне осталось около 2.3 млн. га болот и заболоченных земель, из них открытых лишь 797,5 тыс. га (33,5%), или 3,8% площади Беларуси. Около 1,15 млн. га (48.3%) занимают лесные болота, что составляет 5,5% территории страны [2]. Значительные территории заняты прилегающими к болотам лесами с избыточным увлажнением (типы леса с гигротопом 4).

В структуре растительного покрова экосистемы естественных болот занимают 2379 тыс. га, или 17,1%, из них на долю верховых приходится 433,9 тыс. га [3]. Верховые болота в основном сконцентрированы в Северной подзоне — 79.1%, около 16,4% находится в Центральной и 4,5% — в Южной подзоне. Существует две группы типов этих болот — сфагновые открытые (35,7%) и сфагновые лесные (64,3%). Главная их особенность в том. что это автономные, в значительной степени саморазвивающиеся образования, испытывающие влияние только климата и солнечной радиации и реагирующие в основном только на их изменения.

Переходные болота развиваются в основном в сопряжении с крупными массивами верховых болот.

Они представлены двумя группами типов — осоково-сфагновыми открытыми (25,2%) и осоково-сфагновыми лесными (74,8%). Режим водного питания — смешанный. По геоботаническим подзонам занимают сходный удельный вес: в Северной — 37,5%, в Централь- ной — 27,6 и Южной — 34,9% [3].

На верховых и переходных болотах встречается до 95 видов сосудистых растений (5,7% флоры сосудистых растений Беларуси). Основную роль на этих болотах играют мохообразные, преимущественно сфагновые мхи. Сфагновые мхи в прошлом использовались в Беларуси в качестве дезинфицирующего перевязочного материала. В последнее время эти мхи находят применение в медицинской промышленности стран дальнего зарубежья. Верховые болота в основном сохраняются в естественном состоянии. На них сосредоточены запасы клюквы и голубики, в значительной степени багульника, в очень небольших объемах — ресурсы черники и брусники (листья и ягоды), трава вереска, кора крушины.

Переходные болота имеют ограниченное использование для выпаса сельскохозяйственных животных и заготовки сена. Они отличаются довольно низким кормовым достоинством трав и малой продуктивностью фитоценозов. На этих болотах сосредоточены ресурсы голубики, клюквы, багульника, а также имеются незначительные запасы черники, брусники (листья и ягоды), рябины обыкновенной (плоды), травы вереска и вахты трехлистной, коры крушины. На переходных и верховых болотах очень редко встречается морошка и этот вид требует особой охраны.

Низинные торфяные, или эвтрофные, болота - самый распространенный и представительный класс болот в Беларуси. Они занимают 1453,8 тыс. га (61,1% заболоченных территорий), развиваются в условиях богатого водноминерального питания, обильного увлажнения, достаточной аэрации и проточности. Размещены они неравномерно: в Южной подзоне (Полесье — 51,0%), в Центральной — 27.6% и Северной подзоне — 21,4% [3]. Травяные лесные низинные болота занимают 502,8 тыс. га (34,6%), или 43,7% всех лесных болот страны. В напочвенном покрове основной фон образуют осоки, тростник обыкновенный, болотное широкотравье. На низинных болотах важную роль играют мохообразные, которые представлены 76 видами.

Лекарственные растения на этих болотах составляют 11,6% состава флоры всех сосудистых растений. Из них 15 видов применяется в научной и 6 — в народной медицине. Здесь значительны запасы вахты трехлистной, аира, ольхи черной, в небольшом количестве встречаются валерьяна, синюха, лабазник, паслен сладко-горький, крушина и калина. Из пряно-ароматических растений здесь представлены аир и гравилат речной, из технических (дубильные) — ивы, которые широко встречаются на более дренированных болотах. На низинных болотах широко распространены осоки, злаки и разнотравье, которые представляют грубые витаминизированные корма для домашнего скота. Здесь имеются значительные запасы волокнистых растений — тростника, вейника, крупных осок, ситников.

В заболоченных лесах (гигротоп — 4) также сосредоточены значите.^ ные запасы пищевых и лекарственных растений. Кроме перечисленных вц„ ше растений к ним относятся: дуб, липа, береза, осина, калина, черемуха, лещина, смородина черная, малина, ежевика, крапива, сныть, водяной перец, недотрога обыкновенная, копытень.

Ресурсы плодово-ягодных, пищевых и лекарственных растений на избыточно увлажненных землях подвержены сильному антропогенному воздействию. Так, исследованиями, проведенными нами на сети постоянных и временных пробных площадей в Полесье в 1979-1997 гг. установлено, что в результате осушительной мелиорации ресурсы голубики сократились за эти годы в 7 раз [4]. Мелиорация повлияла и на ресурсный потенциал других ягодных, пищевых и лекарственных растений, в первую очередь, на клюкву болотную. На запасы дикорастущих ягодников в значительной степени отрицательно повлияло в последние годы усиление массовых и хищнических заготовок местным населением в связи с резким падением уровня жизни. В результате этого нанесен непоправимый урон угодьям клюквы болотной, черники, брусники и других плодово-ягодных растений. Кроме того, в связи с массовым посещением болот и заболоченных лесов участились случаи лесных пожаров, сокращающих ресурсный потенциал пищевых и лекарственных растений.

Так, после устойчивых лесных пожаров сильной интенсивности заросли черники восстанавливаются лишь через 28, клюквы — 24, голубики — 18 и брусники — 17 лет. Наибольший вред лесные пожары нанесли в 1993, 1994 и 1995 годах [5]. В значительной степени на ресурсный потенциал пищевых и лекарственных растений влияет косьба трав и выпас скота. И, наконец, значительная часть этих растений выпадает из хозяйственного оборота из-за радиоактивного загрязнения.

На запасы изучаемых растений косвенное воздействие оказывает прогрессирующий парниковый эффект планетарного масштаба. Учеными отмечено, что в последние годы происходит аридизация климата Полесья и увеличение осадков на севере Беларуси, что приводит к трансформации болотных и лесных фитоценозов.

[1] Первый Национальный доклад по выполнению Конвенции о биологическом разнообразии в Беларуси. Мн.: Изд-во «БЕЛСЭНС», 1998. 86 с. [2] Национальная стратегия и План действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь. Мн.: «Конкордия», 1997. 43 с. [3] Состояние и использование биологического разнообразия Республики Беларусь: Аналитический обзор. Мн.: «Конкордия», 1998. 112 с. [4] Гримашевич В.В. Рациональное использование и охрана угодий дикорастущих ягодников и грибов на Полесье //Тез. док. межд. науч. конф. «Современные проблемы изучения, использования и охраны природных комплексов Полесья». Мн.: БЕЛСЭНС, 1998, С. 190. [5] Гримашевич В.В. Влияние антропогенных факторов на продуктивность дикорастущих плодово-ягод- лЫХ растений и грибов // Состояние и мониторинг лесов на рубеже XXI века. Мат- ЛЬ1 межд. науч.-практ. конф. Мн.: Ин-т. эксп. бот, 1998. С. 194-196. 

<< | >>
Источник: С.Э. Вомперский. Болота и заболоченные леса в свете задач устойчивого природопользования. Материалы совещания. 1999

Еще по теме БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ПИЩЕВЫХ И ЛЕКАРСТВЕННЫХРАСТЕНИЙ БОЛОТ БЕЛАРУСИ:

  1. ПИЩЕВЫЕ И ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ БОЛОТ
  2. ОХРАНЯЕМЫЕ БОЛОТНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И БИОРАЗНООБРАЗИЕБОЛОТ БЕЛАРУСИ
  3. ТАКСАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗБЫТОЧНО УВЛАЖНЕННЫХ ЛЕСОВ БЕЛАРУСИ
  4. Клебанович Н.В., Аношко В.С., Чертко Н.К., Ковальчик Н.В., Черныш А.Ф.. География почв Беларуси, 2009
  5. Экспертиза пищевых отравлений.
  6. РУБКИ ГЛАВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В ЗАБОЛОЧЕННЫХЛЕСАХ БЕЛАРУСИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
  7. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИИ РУБОК ГЛАВНОГОПОЛЬЗОВАНИЯ В ДРЕВОСТОЯХ, ПРОИЗРАСТАЮЩИХ НАИЗБЫТОЧНО УВЛАЖНЕННЫХ ЗЕМЛЯХ БЕЛАРУСИ
  8. ТИПЫ ЛЕСА НА ОСУШЕННЫХ ТОРФЯНЫХ ПОЧВАХСЕВЕРНОЙ БЕЛАРУСИ
  9. ПИТАНИЕ И ПИЩЕВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЫБ
  10. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ЭКОЛОГО-МЕЛИОРАТИВНОГОМОНИТОРИНГА ОСУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬГОСЛЕСФОНДА БЕЛАРУСИ
  11. ПИЩЕВЫЕ КОНТАКТЫ
  12. Выявление фальсификации пищевых продуктов.
  13. ЙОД В СФАГНОВЫХ МХАХ И ТОРФАХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ БЕЛАРУСИ А.              Э. Томсон, Г. В. Наумова, Н. Л. Макарова, Т. Ф. Овчинникова, Н. А. Жмакова
  14. 13.1.4. Биологический прогресс и биологический регресс
  15. Желточные пищевые добавки
  16. 9-1. Рост разнообразия и скоростей
  17. УТРАТА ГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ
  18. Оборонительно-пищевое поведение в системе триотрофа и его роль в установлении суточных ритмов
  19. ВЛИЯНИЕ ОСУШИТЕЛЬНОЙ МЕЛИОРАЦИИ НА БИОПРОДУКТИВНОСТЬ СОСНОВЫХ ОЛИГОТРОФНЫХ БОЛОТСЕВЕРА БЕЛАРУСИ
  20. Глава б. КОРМА, ТРОФИЧЕСКИЕ СВЯЗИ И ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ