§2. Периоды онтогенеза 2.1. Пренатальный
Некоторые ученые отстаивают точку зрения, по которой всё, или практически всё, в поведении животных, особенно позвоночных, является благоприятным, т.е.
всему животное должно научиться, причем учится оно уже с эмбрионального периода. Американский ученый Цинн Янг Куо, в 20-30 годах ХХ века объяснял весь процесс формирования животного только накоплением двигательного опыта и изменениями в окружающей зародыш среде. Куо изучал эмбриональное поведение на многих сотнях куриных зародышей. Он разработал и осуществил уникальную технику операций на курином эмбрионе: перемещал зародыш внутри яйца, вставлял окошки в скорлупу и т.д. Куо сумел доказать, что в ходе эмбриогенеза происходит упражнение зачатков будущих органов и постепенное совершенствование двигательных функций путем накопления «эмбрионального опыта». Куо доказывал, что врожденного поведения практически не существует. То, что в жизни представляется инстинктивными двигательными реакциями, на самом деле благоприобретенные движения, только животное училось им в ходе эмбриогенеза. В его опытах было показано, что эмбрионы цыплят осуществляют различные двигательные реакции, похожие на те, что будут проявляться во взрослом поведении. Эмбрионы поворачивали голову, сгибая ее. И если первые движения были хаотичные и беспорядочные, то постепенно они становились все более и более совершенными, как если бы животное «научалось».Однако современная наука полагает, что эмбриональное обучение, как его представлял Куо, играет в развитии поведения подчиненную роль - оно является развитием и видоизменением определенного генетического зачатка, воплощением и реализацией в индивидуальной жизни особи видового опыта, накопленного в ходе эволюции. Особенно наглядно роль генетически фиксированных программ проявляется у новорожденных кенгуру, которые появляются на свет в столь незрелом состоянии, что их можно сравнить с эмбрионами высших животных. Однако детеныш кенгуру совершенно самостоятельно перебирается в сумку матери, осуществляя при этом сложные двигательные и ориентационные реакции. Что же касается самого термина «эмбриональное обучение», в современной зоопсихологии получил большее распространение другой термин - «эмбриональная тренировка». 2.2.
Еще по теме §2. Периоды онтогенеза 2.1. Пренатальный:
- 7.1. ЭТАПЫ. ПЕРИОДЫ И СТАДИИ ОНТОГЕНЕЗА
- 9.1. КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА
- 7.2. ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ПЕРИОДОВ ОНТОГЕНЕЗА, ИМЕЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭВОЛЮЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ
- 6.4.4. Пренатальная диагностика наследственных заболеваний
- §1. Понятие онтогенеза
- Эволюция онтогенез
- Эволюция онтогенеза
- Онтогенез — основа филогенеза
- Периодизация онтогенеза
- Эволюция стадий онтогенеза
- 13.2.3. Онтогенез — основа филогенеза
- Целостность и устойчивость онтогенеза
- Эпигенетическая регуляция онтогенеза
- Эмбрионизация онтогенеза
- Генетическая регуляция онтогенеза
- Общие представления об онтогенезе разных организмов и специфика его эволюции
- 8.2. МЕХАНИЗМЫ ОНТОГЕНЕЗА 8.2.1. Деление клеток
- Автономизация — главное направление эволюции онтогенеза
- Соотношение филогенеза и онтогенеза в свете палеонтологических данных