ИЗУЧЕНИЕ ПО СЕМЕНАМ


В почве сельскохозяйственных угодий содержится большое количество жизнеспособных семян[††] сорняков, исчисляемое десятками и сотнями миллионов штук на 1 га пахотного слоя. Такого запаса семян, если бы даже удалось полностью исключить их поступление в почву за счет ежегодного обсеменения сорняков, достаточно для обильного засорения посевов на протяжении нескольких лет.
Поэтому следует хорошо знать семена сорняков, и в первую очередь специализированных и распространенных в зоне деятельности сельскохозяйственного предприятия.
В лаборатории семена сорняков изучают по учебным коллекциям. Для этого необходимо иметь три группы коллекций: в первой представлены семена наиболее распространенных на территории страны сорняков; вторая включает все виды сорняков, распространенные в зоне деятельности сельскохозяйственного института; третья содержит полный набор семян специализированных и карантинных сорняков. Первая и третья группы коллекций могут быть изготовлены по заказу фабрикой учебных пособий, вторая — составлена студентами.
Помимо коллекции необходимо иметь определители семян сорных растений.
Изучение семян сорняков проводят в определенном порядке, обращая внимание на следующие признаки. Размер — наиболее устойчивая характеристика семян, если оболочка и содержимое их хорошо сохранились. Семена располагают разреженно на миллиметровой бумаге и определяют их длину, ширину и толщину в миллиметрах. Для более детальных исследований необходимо пользоваться лупой с масштабной шкалой. Форма относится к достаточно устойчивым показателям дозревших семян, даже если они сравнительно долго пребывали в почве. Ее удобнее определять, располагая семена на миллиметровой бумаге, так как форма зависит от соотношения величин, характеризующих размер семян. Окраска — один из важных признаков семян. Однако следует иметь в виду, что окраска даже собранных с одного растения семян может различаться, иногда существенно, по цвету, тону, оттенку и интенсивности. В почве семена, как правило, утрачивают свою естественную окраску и тем больше, чем дольше они в ней находятся. Окраску, как и большинство других признаков, правильнее и удобнее определять в общей массе семян, а не по единичным экземплярам. Структура поверхности семян строго специфична у большинства видов сорных растений. Она характеризуется отсутствием или наличием разнообразных по форме, уровню расположения, общей направленности и происхождению структурных элементов на покровных тканях (ребристая, бороздчатая, точечная, гладкая, с восковым налетом и т. д.). Эти признаки широко используют для распознавания видов сорных растений, так как структура поверхности хорошо сохраняется у семян, за исключением тех, которые долго находились в почве. Строение и рисунок поверхности семян, помещенных на белую бумагу, определяют с помощью штативной или бинокулярной лупы, дающей увеличение не менее чем в 2,5—5 раз.
Придатки, представленные остями, шипиками, щетинками, крыловидными выростами и т. д. различными по форме, размерам, окраске, расположению, имеются у семян многих видов и служат важными видовыми признаками. У семян, выделенных из почвы или зернового вороха, эти признаки утрачивают свою значимость вследствие многочисленных нарушений или даже полной потери их.
При изучении всегда следует учитывать возможность изменения, а иногда полной утраты количественных, но чаще качественных признаков семян сорняков. Степень этих изменений возрастает у недозрелых семян, при продолжительном их хранении и Пребывании в почве, активном воздействии на них механических усилий и биологических процессов, происходящих в окружающей среде.

Методика определения семян в смеси. Семена сорняков собирают незадолго до уборки культуры в период массового их обсеменения. В один образец включают все соцветия, собранные с каждого сорного растения. Это позволяет получить семена различной степени зрелости при соотношении их между собой, близком к естественным условиям. Затем соцветия каждого вида сорных растений отдельно доводят до воздушно-сухого состояния и обмолачивают. Из полученных семян можно приготовить любую смесь, содержащую семена известных сорняков, но не менее чем 25—30 видов.
Образцы смеси семян выдают каждому студенту. Из конкретной смеси они отбирают средний образец, включающий не менее 200—300 семян. Средний образец переносят на разборную доску, разделяют семена на группы по их размеру и другим морфологическим признакам. Затем подробно описывают признаки семян данной группы. С помощью коллекций и определителя устанавливают видовую принадлежность семян. Рядом с описанием делают в 5— 10-кратном увеличении детальный контурный рисунок в трех плоскостях или объемный рисунок с одной-двух наиболее характерных позиций.
Данный порядок работы соблюдают при определении семян каждой выделенной группы.
После окончания работы семена среднего образца объединяют с исходной смесью, что позволяет использовать ее многократно.
Чтобы развить навыки распознавания семян сорняков, подвергшихся воздействию различных технологических процессов и внешних условий и поэтому, возможно, утративших некоторые признаки, целесообразно провести определения семян из образцов, полученных из вороха сорной примеси, из почвы и т. д. Ход работы аналогичен описанному выше. В выделенных из почвы образцах определяют лишь те семена, которые по внешним признакам жизнеспособны: сохранили большую часть оболочки и содержимое, что проверяют легким надавливанием шпателем на семя. 
<< | >>
Источник: И. П. Васильев, А. М. Туликов, Г. И. Баздырев. Практикум по земледелию. 2004

Еще по теме ИЗУЧЕНИЕ ПО СЕМЕНАМ:

  1. ГИСТОХИМИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ И ДРУГИХ ВЕЩЕСТВ В ПРОРАСТАЮЩИХ СЕМЕНАХ СОРТОВ ЛЬНА-ДОЛГУНЦА ПОД ВЛИЯНИЕМ ГЕРБИЦИДОВ
  2. ЗАРОДЫШИ В ЗРЕЛЫХ СЕМЕНАХ
  3. Работа с семенным материалом
  4. Особенности выращивания семенной свеклы
  5. ЗАРОДЫШИ В ЗРЕЛЫХ СЕМЕНАХ
  6. Глава 7 ПОДГОТОВКА СЕМЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПОСЕВ СЕМЯН
  7. НАВОЗ-ИСТОЧНИК ЗАСОРЕННОСТИ НОЛЕЙ СЕМЕНАМИ СОРНЫХ РАСТЕНИЙ
  8. Методы изучения бентоса
  9. Изучение фотосинтезирующих бактерий
  10. 15.2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  11. Изучение структуры сообществ
  12. Необходимость комплексного подхода к изучению эволюции
  13. ИЗУЧЕНИЕ НАСЕКОМЫХ-ВРЕДИТЕЛЕЙ
  14. ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНОГО периода РАЗВИТИЯ ЗАРОДЫША
  15. 6.4.3. Методы изучения генетики человека
  16. 6.7. Основы методики изучения структуры популяций
  17. ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ ГАЛОИДФЕНОКСИКИСЛОТ
  18. Методы изучения эволюции экосистем
  19. Физико-химическое изучение клетки