5.1.1. ИЗУЧЕНИЕ ПО ГЕРБАРИЮ
В лабораторных условиях сорняки изучают по гербарию. Для запоминания и усвоения их объединяют в биологические группы согласно принятой классификации, по семействам, в пределах которых растения располагают в алфавитном порядке.
Обращаясь к гербарию, необходимо записать и усвоить различные сведения по каждому конкретному виду сорняка, придерживаясь следующего порядка. Название семейства. Русское и латинское названия вида. Биологическая группа.
После этого более внимательно рассматривают другие виды сорняков данного семейства и отмечают наиболее важные морфологические отличительные признаки их. Краткая морфологическая характеристика вида (характер роста стеблей, форма листьев, опушение и т. д.). Биологические особенности (время цветения и обсеменения, семенная продуктивность, жизнеспособность семян, способность к вегетативному возобновлению, глубина залегания в почве органов вегетативного размножения и т. д.). Условия местообитания. Посевы сельскохозяйственных культур и угодья, на которых данный вид наиболее обилен, его фитоценотические особенности. Районы распространения на территории Российской Федерации. Хозяйственно вредные свойства.
После описания растений кратко излагают систему мероприятий по борьбе с сорными видами всей биологической группы. Специфические меры борьбы указывают только для наиболее злостных и карантинных видов сорняков.
В соответствии с Перечнем карантинных вредных организмов для Российской Федерации (1997 г.) отнесены следующие виды, ограниченно распространенные на территории страны: амброзия полыннолистная — Ambrosia artemisiifolia L., амброзия трехраздельная — Ambrosia trifida L., амброзия многолетняя — Ambrosia psilostachya D.C., горчак ползучий — Acroptilon repens (L.) D.C., паслен колючий (клювовидный) — Solanum rostratum Dun., паслен трехцветковый — Solanum triflorum Nutt., повилика, все виды — Cuscuta sp. sp.
Для более быстрого запоминания и приобретения навыков распознавания видов сорняков целесообразно использовать учебные тренажеры и немой (без названия растений) гербарий. В последнем случае, чтобы избежать механического запоминания сорняков по признакам, не связанным с морфологией вида, необходимо пользоваться несколькими экземплярами гербария, которые составлены из растений, находящихся в разных фазах развития, отличающихся по габитусу, высоте, крупности и т. д.
Еще по теме 5.1.1. ИЗУЧЕНИЕ ПО ГЕРБАРИЮ:
- Сбор гербария ядовитых и вредных рас тений
- Методы изучения бентоса
- Изучение фотосинтезирующих бактерий
- 15.2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
- Изучение структуры сообществ
- Необходимость комплексного подхода к изучению эволюции
- 6.4.3. Методы изучения генетики человека
- 6.7. Основы методики изучения структуры популяций
- ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ ГАЛОИДФЕНОКСИКИСЛОТ
- Методы изучения эволюции экосистем
- Физико-химическое изучение клетки
- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ У БАБОЧЕК
- Методы изучения конкуренции
- МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОХИМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНЫХ
- БИОХИМИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЗРЕВАНИЯ ПЛОДОВ