5.1.1. ИЗУЧЕНИЕ ПО ГЕРБАРИЮ


В лабораторных условиях сорняки изучают по гербарию. Для запоминания и усвоения их объединяют в биологические группы согласно принятой классификации, по семействам, в пределах которых растения располагают в алфавитном порядке.
Основная цель при работе с гербарием состоит в том, чтобы не только научиться быстро и правильно распознавать виды сорняков, но и знать их экологию и хозяйственно вредные свойства.
Обращаясь к гербарию, необходимо записать и усвоить различные сведения по каждому конкретному виду сорняка, придерживаясь следующего порядка. Название семейства. Русское и латинское названия вида. Биологическая группа.
После этого более внимательно рассматривают другие виды сорняков данного семейства и отмечают наиболее важные морфологические отличительные признаки их. Краткая морфологическая характеристика вида (характер роста стеблей, форма листьев, опушение и т. д.). Биологические особенности (время цветения и обсеменения, семенная продуктивность, жизнеспособность семян, способность к вегетативному возобновлению, глубина залегания в почве органов вегетативного размножения и т. д.). Условия местообитания. Посевы сельскохозяйственных культур и угодья, на которых данный вид наиболее обилен, его фитоценотические особенности. Районы распространения на территории Российской Федерации. Хозяйственно вредные свойства.
После описания растений кратко излагают систему мероприятий по борьбе с сорными видами всей биологической группы. Специфические меры борьбы указывают только для наиболее злостных и карантинных видов сорняков.
В соответствии с Перечнем карантинных вредных организмов для Российской Федерации (1997 г.) отнесены следующие виды, ограниченно распространенные на территории страны: амброзия полыннолистная — Ambrosia artemisiifolia L., амброзия трехраздельная — Ambrosia trifida L., амброзия многолетняя — Ambrosia psilostachya D.C., горчак ползучий — Acroptilon repens (L.) D.C., паслен колючий (клювовидный) — Solanum rostratum Dun., паслен трехцветковый — Solanum triflorum Nutt., повилика, все виды — Cuscuta sp. sp.
Для более быстрого запоминания и приобретения навыков распознавания видов сорняков целесообразно использовать учебные тренажеры и немой (без названия растений) гербарий. В последнем случае, чтобы избежать механического запоминания сорняков по признакам, не связанным с морфологией вида, необходимо пользоваться несколькими экземплярами гербария, которые составлены из растений, находящихся в разных фазах развития, отличающихся по габитусу, высоте, крупности и т. д. 
<< | >>
Источник: И. П. Васильев, А. М. Туликов, Г. И. Баздырев. Практикум по земледелию. 2004

Еще по теме 5.1.1. ИЗУЧЕНИЕ ПО ГЕРБАРИЮ:

  1. Сбор гербария ядовитых и вредных рас тений
  2. Методы изучения бентоса
  3. Изучение фотосинтезирующих бактерий
  4. 15.2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  5. Изучение структуры сообществ
  6. Необходимость комплексного подхода к изучению эволюции
  7. 6.4.3. Методы изучения генетики человека
  8. 6.7. Основы методики изучения структуры популяций
  9. ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ ГАЛОИДФЕНОКСИКИСЛОТ
  10. Методы изучения эволюции экосистем
  11. Физико-химическое изучение клетки
  12. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ У БАБОЧЕК
  13. Методы изучения конкуренции
  14. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОХИМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНЫХ
  15. БИОХИМИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЗРЕВАНИЯ ПЛОДОВ