<<
>>

Методы изучения эволюции экосистем

Исследования эволюции экосистем, по существу, лишь разворачиваются. Они очень сложны, и не в последней степени в связи с трудностью сбора надежного материала по палеобиогеоценозам. По-видимому, развитие микропалеонтологии позволит существенно продвинуться в этом направлении.
В то же время уже сейчас есть немало интересных работ по количественному и качественному анализу отдельных сообществ на протяжении значительных периодов (рис. 19.5). Сбор данных в области эволюции эко-системы ныне происходит по разным на-правлениям. Одним из них является вос-становление с помощью все более совер-шенных палеонтологических методов обли-ка прошлых экосистем и установление их последовательности во времени, т. е. генетических связей экосистем. В другом подходе используется метод так называемых процессуальных реконструкций: сравнение находящихся на разных этапах эволю-ционного процесса сходных экосистем и ре-конструкция на этом основании всего хода развития такого типа экосистем. Третьим направлением является анализ так называе-мых природных экспериментов: случаев природных феноменов, которые допускают однозначную интерпретацию интересующих 260 нас событий. Для экосистем таким случаем, по-видимому, служит развитие биогеоценозов на первично безжизненных субстратах — песках, лавовых полях, вулканических (рис. 19.6) и других экологических островах т. е. первичных сукцессий. Среди других методов изучения эволюции экосистем — моделирование, изучение особенностей структуры и функционирования экосистем и др. Подчеркнем невозможность непосредственного исследования про-цессов эволюции экосистем, происходя-щих в ином, чем человеческая жизнь, масштабе времени. Это заставляет, как и в случае с макроэволюцией (см. гл. 14—16) использовать косвенные подходы, т.е. поль-зоваться лишь дедуктивным методом. В области изучения макроэволюции остается немало «белых пятен». Наши познания здесь, по-видимому, являются скорее эмпирическими обобщениями, отражающими отдельные грани этого грандиозного процесса.
Единого стройного макроэволюционного учения, аналогичного учению о микроэволюции, пока нет. Накопление новых данных по формам и темпам эволюции, принципам преобразования органов и структур в филогенезе, формулировка новых эволюционных «правил», разработка проблем эволюции онтогенеза и концепции эволюционного прогресса — вот лишь некоторые из стоящих здесь задач. Станет ли возможным после этого создание обобщающего учения о макроэволюции, покажет будущее. Изучение частной филогенетики позволяет не только лучше понять современность, но и представить возможные пути и направления будущего развития населения нашей планеты. Многое в проблеме эволюции экосистем остается пока неясным. Экосистемы развиваются по каким-то законо-мерностям, достигают климакса и разрушаются. Среди разнообразных экосистем выделяются элементарные структурно-функциональные единицы — биогеоценозы. На-чинает проясняться связь между устойчивостью экосистем и их сложностью. Возможно, какие-то процессы, обусловленные межвидовым отбором, помогут связать процессы на популяционно-видовом уровне с процессами на экоси- стемном уровне. Познание закономерностей этих процессов — важная задача эволюционных исследований. 1. Что такое макроэволюция? Как связаны между собой процессы микро- и макроэволюции? 2. В чем основные трудности изучения процессов макроэволюции? 3. Каковы эволюционные предпосылки возникновения стабильности онтогенеза? 4. Каковы основные направления преобразования онтогенеза животных и растительных организмов в эволюции? 5. Опишите возможные механизмы возникновения филогенетических изменений в онтогенезе. 6. Каковы главные направления онтогенетических изменений в филогенезе млекопитающих и двудольных? 7. Перечислите и охарактеризуйте возможности разных методов определения скоростей эволюционного процесса. 8. В чем заключаются общие предпосылки филогенетического изменения органов и функций? 9. В чем причины и каковы механизмы вымирания видов, редукции органов? 10. Проиллюстрируйте на примерах возникновения генетического кода, ядра клетки, семяи, органов зрения н т. п. сопряженность изменений структуры и функции в ходе эволюции. 11. Почему понятие «прогресс» всегда относительно? Обоснуйте примерами. 12. Где прародина человечества? 13. Возможно ли «очеловечивание» обезьян в наше время? 14. Объясните различия между расами современного человека с позиций эволюционного учения. 15. Некоторые фантасты считают, что у будущего человека будет огромная голова и небольшое туловище. Возможен ли такой путь эволюционного развития для человека?
<< | >>
Источник: Яблоков А.В.. Эволюционное учение: Учеб. для биол. спец. вузов. 2006

Еще по теме Методы изучения эволюции экосистем:

  1. 15.2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  2. Эволюция островных экосистем. Динамика видового состава экосистем
  3. Раздел IV ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОСИСТЕМ
  4. 13* Эволюция экосистем
  5. Что считать эволюцией экосистем?
  6. Изменения экосистем. Сопряженная эволюция разных видов (коэволюция)
  7. Проблемы эволюции экосисте
  8. Методы изучения шмелей на фуражировочном участке: полевые методы исследования экологии и этологии шмелей
  9. Необходимость комплексного подхода к изучению эволюции
  10. Методы изучения бентоса
  11. 6.4.3. Методы изучения генетики человека
  12. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОХИМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНЫХ
  13. Изучение прогрессивной эволюции
  14. Методы изучения конкуренции
  15. 2.4. Объективные методы изучения поведения и психики животных
  16. 2.5.1. «Объективный биологический метод» изучения поведения животных в трудах В. А. Вагнера
  17. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙВ БИОТИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ
  18. Методы изучения суточных ритмов
  19. Развитие биометрических методов изучения наследственности