Исследования эволюции экосистем, по существу, лишь разворачиваются. Они очень сложны, и не в последней степени в связи с трудностью сбора надежного материала по палеобиогеоценозам. По-видимому, развитие микропалеонтологии позволит существенно продвинуться в этом направлении.
В то же время уже сейчас есть немало интересных работ по количественному и качественному анализу отдельных сообществ на протяжении значительных периодов (рис. 19.5). Сбор данных в области эволюции эко-системы ныне происходит по разным на-правлениям. Одним из них является вос-становление с помощью все более совер-шенных палеонтологических методов обли-ка прошлых экосистем и установление их последовательности во времени, т. е. генетических связей экосистем. В другом подходе используется метод так называемых процессуальных реконструкций: сравнение находящихся на разных этапах эволю-ционного процесса сходных экосистем и ре-конструкция на этом основании всего хода развития такого типа экосистем. Третьим направлением является анализ так называе-мых природных экспериментов: случаев природных феноменов, которые допускают однозначную интерпретацию интересующих 260 нас событий. Для экосистем таким случаем, по-видимому, служит развитие биогеоценозов на первично безжизненных субстратах — песках, лавовых полях, вулканических (рис. 19.6) и других экологических островах т. е. первичных сукцессий. Среди других методов изучения эволюции экосистем — моделирование, изучение особенностей структуры и функционирования экосистем и др. Подчеркнем невозможность непосредственного исследования про-цессов эволюции экосистем, происходя-щих в ином, чем человеческая жизнь, масштабе времени. Это заставляет, как и в случае с макроэволюцией (см. гл. 14—16) использовать косвенные подходы, т.е. поль-зоваться лишь дедуктивным методом. В области изучения макроэволюции остается немало «белых пятен». Наши познания здесь, по-видимому, являются скорее эмпирическими обобщениями, отражающими отдельные грани этого грандиозного процесса.
Единого стройного макроэволюционного учения, аналогичного учению о микроэволюции, пока нет. Накопление новых данных по формам и темпам эволюции, принципам преобразования органов и структур в филогенезе, формулировка новых эволюционных «правил», разработка проблем эволюции онтогенеза и концепции эволюционного прогресса — вот лишь некоторые из стоящих здесь задач. Станет ли возможным после этого создание обобщающего учения о макроэволюции, покажет будущее. Изучение частной филогенетики позволяет не только лучше понять современность, но и представить возможные пути и направления будущего развития населения нашей планеты. Многое в проблеме эволюции экосистем остается пока неясным. Экосистемы развиваются по каким-то законо-мерностям, достигают климакса и разрушаются. Среди разнообразных экосистем выделяются элементарные структурно-функциональные единицы — биогеоценозы. На-чинает проясняться связь между устойчивостью экосистем и их сложностью. Возможно, какие-то процессы, обусловленные межвидовым отбором, помогут связать процессы на популяционно-видовом уровне с процессами на экоси- стемном уровне. Познание закономерностей этих процессов — важная задача эволюционных исследований. 1. Что такое макроэволюция? Как связаны между собой процессы микро- и макроэволюции? 2. В чем основные трудности изучения процессов макроэволюции? 3. Каковы эволюционные предпосылки возникновения стабильности онтогенеза? 4. Каковы основные направления преобразования онтогенеза животных и растительных организмов в эволюции? 5. Опишите возможные механизмы возникновения филогенетических изменений в онтогенезе. 6. Каковы главные направления онтогенетических изменений в филогенезе млекопитающих и двудольных? 7. Перечислите и охарактеризуйте возможности разных методов определения скоростей эволюционного процесса. 8. В чем заключаются общие предпосылки филогенетического изменения органов и функций? 9. В чем причины и каковы механизмы вымирания видов, редукции органов? 10. Проиллюстрируйте на примерах возникновения генетического кода, ядра клетки, семяи, органов зрения н т. п. сопряженность изменений структуры и функции в ходе эволюции. 11. Почему понятие «прогресс» всегда относительно? Обоснуйте примерами. 12. Где прародина человечества? 13. Возможно ли «очеловечивание» обезьян в наше время? 14. Объясните различия между расами современного человека с позиций эволюционного учения. 15. Некоторые фантасты считают, что у будущего человека будет огромная голова и небольшое туловище. Возможен ли такой путь эволюционного развития для человека?