Создание трансгенных растений, устойчивых к грибным болезням


Известен набор различных механизмов защиты растений от грибных патогенов: морфологические барьеры; локальная гибель инфицированных клеток; биосинтез ФА; синтез ферментов, разрушающих клеточные стенки патогена; синтез рибосоминактивирующих белков, и др.

Рассмотрим возможности использования различных генов хозяина или патогена, продукты экспрессии которых влияют на их взаимодействие, в создании трансгенных растений, устойчивых к грибным болезням. Устойчивость растений к грибным
патогенам как следствие экспрессии генов чужеродных фитоалескинов
Устойчивость растений к грибным фитопатогенам обусловлена множеством защитных механизмов как конститутивной так и индуцированной природы. Одним из наиболее значимых инструментов защиты считается индуцибельный синтез растением ФА (ФА) — низкомолекулярных вторич
ных антимикробных соединений (подробнее см. главу 5). Преимущество 487 такого механизма защиты заключается в том, что синтез ФА начинается быстро в ответ на внедрение патогена в ткани растения-хозяина, стресс или обработку рядом природных и синтетических соединений. Изучены гены, контролирующие биосинтез ряда ФА. Методами генной инженерии был осуществлен перенос этих генов в растения-реципиенты, относящиеся к другому виду, роду или даже семейству, что позволило продемонстрировать роль ФА в защитных реакциях растений, для которых встроенные гены являются чужеродными. Наряду с важным теоретическим значением эти опыты по трансформации представляют интерес и с точки зрения их практического применения, поскольку их результаты открывают возможность использования генно-инженерных технологий для создания трансгенных сортов сельскохозяйственных культур, устойчивость которых к грибным фитопатогенам будет обусловлена экспрессией генов чужеродных высокоэффективных ФА. В данном разделе будут рассмотрены результаты наиболее интересных экспериментов в этой области.
Роль ФА в устойчивости к болезни
Способность синтезировать фитоалексины, в ответ на заражение грибными фитопатогенами, показана для растений, относящихся к различным таксономическим группам, включая семейства Leguminosae, Solanaceae, Vitaceae и т. д. В ряде случаев, была найдена положительная корреляция между синтезом ФА и устойчивостью к болезни.
Большинство ФА — фенилпропаноиды, преимущественно изофлаво- ноиды и стильбеноиды, терпеноиды или ацетилены (подробнее см. главу 5). Первым фитоалексином, который был выделен из инфицированных грибом стручков гороха и охарактеризован биохимически является пизатин.
Фермент пизатиндиметилаза (pda) из патогена гороха Nectria baemato- сосса {Fusarium solani f. sp. phaseoli) способен нейтрализовать фунгиток- сичность фитоалексина пизатина, который синтезируется в растениях гороха в ответ на инфекцию. Гены, кодирующие pda, были перенесены в геном Cochliobolus heterostrophus, грибного патогена кукурузы, не способного заражать горох. Трансгенный С. heterostrophus оказался вирулентым как по отношению к кукурузе, так и к гороху, подтверждая концепцию о том, что устойчивость патогена к фитоалексину может определять его вирулентные свойства. Этот же патоген индуцирует синтез фитоалексина маакиаина при инфицировании турецкого гороха. Синтез детоксицирующего фтоалексин фермента контролируется геном N. baematococca Makl.
Киевитонгидратаза — другой хорошо изученный фермент, продуцируемый Fusarium solani f. sp. phaseoli. Этот грибной фермент способен детоксицировать основной изофлавоноидный фитоалексин, который синтезируется растением-хозяином Phaseolus vulgaris (французские бобы), катализируя превращение киевитона в менее фунгитоксичный гидрат киевитона.
И в данном случае способность гриба дезактивировать киевитон определяет вирулентность этого фитопатогена.

Другой фитоалексин-деградирующий фермент, фазеоллидингидрата- за, выделен из F. solani J sp .phaseoli и охарактеризован. Этот фермент детоксицирует изофлаваноид фазеоллидин — фитоалексин, который продуцируется французскими бобами, путем его гидратации. Фитопатогенный гриб Botrytis cinerea способен нейтрализовать токсичность ФА оксистиль- беновой природы (в том числе ресвератрола и птеростильбена) с помощью фермента оксидазы стильбена.
Так как способность патогена снижать токсичность, по крайней мере, некоторых ФА может определять спектр хозяев этого патогена, то одной из возможных задач будущих биотехнологических исследований в этой области могло бы быть выделение и перенос генов, участвующих в модификации ФА. Новые модифицированные соединения должны быть менее чувствительны к детоксицирующим ферментам грибных патогенов при сохранении своих защитных свойств.
Экспрессия чужеродных ФА в растениях
Гены из арахиса и винограда, кодирующие стильбенсинтетазу (STS), которая отвечает за синтез стильбен-подобного фитоалексина ресвератрола при переносе в геном растений табака экспрессируют ресвератрол в ответ на заражение грибным патогеном. STS — ключевой фермент, участвующий в образовании стильбена при превращении одной молекулы р-кумарол-СоА и трех молекул малонил-СоА в 3,4,5-тригидроксистильбен (ресвератрол). Эти данные свидетельствуют о принципиальной возможности экспрессии фитоалексина ресвератрола в чужеродном растении-хозяине, однако уровень экспрессии STS-гена в табаке невысок.
После обработки препаратом элиситора из Phytophthora megasperma конечное количество STS тРНК, аккумулированное в каллусах трансгенных Табаков, достигает только около 0.5 % от количества STS тРНК, накапливающейся в гомологичной системе — каллусе ореха. Причиной этого могло быть наличие в норме, по крайней мере, 6 или 8 различных STS генов в клетках ореха (также как и в клетках виноградной лозы), тогда как в описываемых экспериментах использовался только один STS ген. Фитопатологические тесты в теплице с трансгенным табаком, содержащим ген земляного ореха, показали относительно более высокую устойчивость к заражению Р megasperma у трансгена.
Повысить уровень экспрессии STS-генов удалось путем переноса в растения табака двух STS генов винограда. При этом синтез STS m-РНК в каллусах табака достигает 5-10 % от количества индуцированного элиситором синтеза STS m-РНК в каллусах винограда. Как и в случае с виноградом синтез STS в трансгенном табаке также оказался индуцибельным.

Полученные трансгенные табаки, наряду с продуцированием больших количеств фитоалексина ресвератрола, проявляли высокую степень устойчивости к Botrytis cinerea. Уровень подавления развития болезни колебался в пределах от 52 до 82 % по сравнению с исходным нетрансгенным табаком.

Повышение устойчивости к Phytophthora infestans и Fusarium sulfureum 489 было продемонстрировано в экспериментах с трансгенными растениями томатов и картофеля, экспрессирующих два STS гена виноградной лозы.
Анализируя описываемые экспериментальные данные, следует подчеркнуть весьма принципиальный момент. Для повышения устойчивости к болезням определенный патоген должен индуцировать биосинтез ФА в растении-хозяине. Молекулярный анализ экспрессии STS генов показал, что она может быть индуцирована в гетерологичном растении, по крайней мере, некротрофными грибами. Так, Botrytis cinerea или Alternaria longipes способны включать синтез ресвератрола в табаке. С точки зрения практической агрономии было бы важно выяснить, может ли биосинтез чужеродных ФА индуцироваться и биотрофными грибными патогенами, (такими как Erysiphe graminis, Bremia lactuca, Plasmopara viticola и Puccinia spp.) в соответствующих растениях-хозяевах. Результаты экспериментов, проведенных на паре «патоген — хозяин» Plasmopara. viticola — Vitis vinifera, показали положительную корреляцию между индуцированным синтезом фитоалексина и устойчивостью растения-хозяина. Это очень важное обстоятельство позволяет надеяться на реальное использование описанных подходов для получения хозяйственно значимых источников устойчивости и дальнейшего их использования в селекционной работе.
Одним из перспективных направлений поиска путей к повышению устойчивости растений к грибным болезням методами генной инженерии является детальное изучение механизмов регуляции и индукции неких ключевых генов, имеющих отношение к биосинтезу ФА. Например, кас- бенсинтетаза из клещевины — конечный фермент, участвующий в цепи биосинтеза, приводящего к образованию дитерпеноидного ФА касбена. Синтез касбенсинтетазы индуцируется в растительных тканях в ответ на заражение грибами, обработке грибным белком или другими элиситорами.
В настоящее время клонирована кДНК этого фермента, что открывает путь к созданию трансгенных растений с индуцируемой устойчивостью к грибным болезням. В связи с тем, что касбенсинтетаза катализирует только одну, уникальную в цепи биосинтеза касбена, завершающую стадию — перенос гена касбенсинтетазы в другие растения помог бы определить ролькасбена в механизмах защиты от грибных патогенов.
Другим возможным подходом к повышению устойчивости растений к грибным патогенам могло бы быть включение в геном растений генов, продукты которых способны модифицировать структуру ФА, делая их либо более фунгитоксичными, либо более устойчивыми к действию грибных детоксикантов. Так, например, известно, что разные грибные патогены гороха обладают разной чувствительностью по отношению к (+) или (-) стереоизомерам фитоалексина пизатина (см. главу 5). Кроме того, эти изомеры различаются по чувствительности к деградирующим ферментам и другим метаболитам одного и того же патогена. Существуют ферменты изомеразы (в данном случае — изофлавоноксидоредуктаза), которые могли бы быть использованы для преимущественного синтеза (+) или (-) стереоизомера

490 фитоалексина пизатина в зависимости от того, к какому патогену необходимо повысить устойчивость растения-хозяина. В настоящее время фермент изофлавон оксидоредуктаза, а также клонирован ген, ответственный за синтез этого фермента. Реализация этого подхода могла бы быть примером получения трансгенных растений с искусственно повышенной активностью ФА, защищенных от деградирующих факторов грибных патогенов.
Существуют и другие пути повышения фунгитоксичности ФА. Так, известно, что фунгитоксичные свойства стильбенов связаны с гидрофоб- ностью этих соединений. Поэтому повышение их биологической активности возможно путем, например, метилирования. В этой связи перенос генов, кодирующие ферменты, подобные ресвератрол-метилтрансферазе или пиносилвинмонометилтрансферазе, в новые растения-хозяева может приводить к образованию более токсичных для грибов, соответственно, монометиловых эфиров птеростильбена или пиносилвина.
Пиносильвин синтетаза (PSS), стильбенсинтетаза из Pinus sylvestris, образует 3,5-дигидроксистильбен (пиносилвин), который более гидрофо- бен, чем ресвератрол. Выделен и клонирован ген PSS и был осуществлен перенос данного гена из сосны обыкновенной в растение табака. Экспрессия PSS проходила под контролем 35S РНК промотора и STS промотера из виноградной лозы. Активность этого фермента была обнаружена в свежевыделенных экстрактах тканей табака. Фитопатологические опыты в теплице показали повышение устойчивости этих трансгенных растений при заражении Botrytis cinerea. Приведенные данные открывают возможность синтезирования помимо ресвератрола, других чужеродных ФА, помимо ресавератрола, тем самым, увеличивая устойчивость к болезни и расширяя спектр антигрибной активности новых трансгенных растений.
Одним из возможных претендентов для таких исследований мог бы быть фермент бибензилсинтаза (BBS), который катализирует одну из ступеней в биосинтезе фенольного составляющего фенантреновых ФА. Эти фитоалексины продуцируются в тканях орхидеи Bletilla striata. Поскольку соответствующий этому ферменту ген выделен и отклонирован, т. е. возможность его переноса в другие виды растений с целью индуцирования в них синтеза чужеродных дигидрофенантреновых ФА.
Таким образом, использование новых эндогенных антимикробных соединений — одна из наиболее Многообещающих стратегий в молекулярной селекции растений на устойчивость к грибным патогенам. Основным ограничением этого подхода до сих пор является малое число доступных для таких экспериментов генов, ответственных за синтез ФА или их модификацию. По мере увеличения знаний о молекулярных механизмах взаимодействия между грибом и растением будут возрастать возможности применения описанных биотехнологических подходов и методов в сельскохозяйственной практике.
<< | >>
Источник: Под ред. Ю. Т. Дьякова. Фундаментальная фитопатология. 2011

Еще по теме Создание трансгенных растений, устойчивых к грибным болезням:

  1. Грибные болезни
  2. ГРИБНЫЕ БОЛЕЗНИ
  3. Устойчивость растений к неблагоприятным условиям
  4. Выбор биологически устойчивых и высокопродуктивных сочетаний древесных растений
  5. Применение биопрепаратовна основе псевдомонад и азотобактерадля защиты растений от болезней
  6. Создание малинников
  7. Создание газона
  8. История создания антигельминтиков
  9. Создание кулис
  10. ЧЕТВЕРОРУКИЕ СОЗДАНИЯ
  11. Создание органического вещества. 
  12. СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО БАНКА ДАННЫХ РЕСУРСОВТОРФЯНО-БОЛОТНЫХ ЭКОСИСТЕМ
  13. 17.2. СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЫВ
  14. Изучение биологически активных соединений — ферментов и антибиотиков. Создание новых методов
  15. Способы создания медовиков для сбора меда
  16. Создание теорий химического строения, жиров, углеводов и белков
  17. Пути улучшения местного скота и создания новых пород
  18. УСТОЙЧИВОСТЬ БОЛОТНЫХ СИСТЕМ
  19. Устойчивость к ерегреву