<<

Заключение

  В 60-х годах XX в. сложилась традиция оканчивать руководства и учебники по теории эволюции перечнем нерешенных проблем. Естественно, каждый автор выделял, в первую очередь, те проблемы, которые он считал наиболее важными и актуальными.
Например, Э. Майр (1974), крупнейший теоретик видообразования, считал такими проблемами изучение конкуренции симпатрических видов, вопрос о причинах симпатрии и о гибридогенном видообразовании. Авторы наиболее распространенного у нас учебника по теории эволюции А. В. Яблоков и А. Г. Юсуфов (1976) в качестве проблем нуждающихся в разработке, сформулировали следующие: роль наследственной изменчивости; взаимодействие элементарных факторов эволюции; проблему вида; моделирование эволюции; эволюцию эволюционных механизмов; соотношение микро- и макроэволюции; недарвиновскую эволюцию. В этом перечне чувствуется влияние дискуссий 70-х—80-х годов.

Из текста этой книги можно вынести представление о том, что ни один из разделов теории эволюции нельзя считать завершенным. He случайно И. И. Шмальгаузен назвал свою основную сводку по теории эволюции «Проблемы дарвинизма» (1969). Эта ситуация обусловлена, главным образом, двумя причинами: I) многообразием форм жизни и, соответственно, многообразием путей эволюции, приведших и приводящих к их становлению; 2) своеобразием истории становления самой эволюционной теории. Она возникла под пером Ч. Дарвина именно как теория: обобщение множества фактов, служащее для объяснения биологического разнообразия и приспособленности. Дискуссии с креационистами, в первую очередь со сторонниками библейского объяснения этих явлений, затем дискуссии между приверженцами разных направлений эволюционизма сделали эволюционное мышление важным компонентом философского мировоззрения биологов и не биологов. С одной стороны социал-дарвинизм стал одной из компонент философского обоснования фашизма.

С другой стороны, дарвинизм был использован Ф. Энгельсом как компонент диалектического материализма. В результате, дарвинизм, а затем «советский творческий дарвинизм», т. е. интерпретация факторов эволюции Т. Д. Лысенко и его последователями, стали частью официальной советской идеологии. Мировоззренческое значение эволюционной теории объективно существует. Оно присутствует во всех обсуждениях проблем эволюции и в спорах с людьми, отрицающими ее существование.

Развитие эволюционизма резко отличается от развития большинства естественных наук, в которых формулированию теорий обычно предше-

ствует длительный период накопления эмпирических данных. С эволюцией получилось наоборот. Сначала была создана дарвиновская теория, а затем, очень постепенно начали развиваться эволюционные исследования. Конечно, теория эволюции была создана Ч. Дарвиным на основе обобщения огромного арсенала фактов, накопленных биологией от Аристотеля до середины XIX в. Однако, как писал сам Дарвин, эти факты могли лишь свидетельствовать об эволюции, но не доказывали ее существования. Дарвин доказал существование эволюции, вскрыв движущие силы этого процесса.

Эволюция, также как наследственность, обмен веществ, онтогенез — всеобщее явление биологического уровня организации. Поэтому, теория эволюции развивалась и продолжает развиваться, используя данные всех биологических наук. Само создание этой теории обусловило возникновение генетики, экологии и биогеографии. Кроме этих наук важнейшую роль в ее развитии играют палеонтология, эмбриология, морфология, физиология, молекулярная биология, таксономия и многие другие области биологии. Например из 24 кафедр биологического факультета Московского университета едва ли найдется хоть одна, на которой в той или иной степени не затрагивались бы проблемы эволюции. К этому надо добавить кафедры палеонтологии геологического факультета, биогеографии географического факультета и ряд работ сотрудников химического факультета.

Однако, сама сложность организации жизни и многообразие путей эволюции требовали постановки специальных эволюционных исследований.

По-видимому, одной из первых таких работ стало изучение Уэлденом (1876) естественного отбора у крабов Carcinus menas в гавани Плимута. Эмпирические исследования эволюции развивались и развиваются медленно. Их сдерживают: во-первых, само существование эволюционной теории, во-вторых, сложность эволюционных исследований. Частные работы далеко не всегда дают основу для дальнейшей разработки теории, а сама теория, причем хорошо разработанная, уже существует. He случайно

Э.              Майр, мысливший в рамках синтетической теории эволюции, одним из создателей которой он сам и был, ограничил эволюционную проблематику немногими частными вопросами. Вторая причина состоит в том, что эволюция— процесс, обычно не поддающийся непосредственному наблюдению. Эволюция двустворчатых моллюсков в результате Аральского экологического кризиса—редчайшая удача исследователей этого процесса. Обычно приходится накапливать генетические, эмбриологические, экологические, это логические и другие наблюдения и эксперименты, а затем уже давать им эволюционную интерпретацию. Более или менее широкий поток публикаций, посвященных эмпирическому изучению эволюции, сформировался только в конце 60-х годов XX в., и то — это десятки—первые сотни статей в год в мировой литературе.

Несмотря на трудности, будущее эволюционизма в эмпирических исследованиях. Изучение биологического разнообразия и его сохранения, как основы существования человечества, требует понимания эволюционных механизмов становления уже существующих видов, путей их адаптации (и не способности адаптироваться) к антропогенным изменениям среды. Изучение антропогенной эволюции, как и изучение эволюционных аспектов генетической инженерии, стоят на повестке дня развития биологии. Еще одной причиной, которая будет стимулировать развитие эволюционных исследований, служит мировоззренческое значение теории эволюции. Об эволюции любят поговорить очень многие, включая богословов и средства массовой информации. Обычно эти разговоры ведутся на уровне даже не программы средней школы, а на уровне второй половины позапрошлого века. Можно надеяться, что этот интерес стимулирует развитие эволюционных исследований. Можно также надеяться, что этот учебник в какой-то мере послужит тому, чтобы заинтересовать студентов эволюционной проблематикой и, может быть, избавит некоторых дилетантов от бесплодных рассуждений о правоте или не правоте Ч. Дарвина.

М. Б. Корнилова и А. В. Шубкина взяли на себя труд технической подготовки текста и иллюстраций этого учебника. Сотрудники кафедры биологической эволюции Биологического факультета МГУ Ю. А. Краус, Е. А. Северцова, В. Г. Гриньков, К. С. Перфильева, С. Б. Иваницкийи Г. С. Сурова прочли текст и внесли в него ряд научных и дидактических улучшений.

В.              Г. Черданцев дал мне несколько очень полезных советов. Всем, помогавшим мне в написании и подготовке к публикации этой книги, я приношу свою глубокую благодарность. 

<< |
Источник: Северцов А. С.. Теория эволюции: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направ Лению «Биология». 2005

Еще по теме Заключение:

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  3. Заключение
  4. Заключение эксперта
  5. Заключение
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  9. 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  14. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  15. Заключение