5. Как жить в новой биосфере?


Итак, прежняя эволюция закончилась, но жизнь, а значит и ее эволюция, пока продолжаются. Эволюция стала, впервые в истории Земли, зависеть от судьбы одного вида, оказавшегося целым царством в экологическом смысле слова. Человек встал в один ряд с бактериями и растениями, став главным экологическим фактором эволюции биосферы - таково царство человека. Человечество эволюирует как царство путем усиления своих органов (орудий) и изменения круговоротов, зато ослабевает как вид (см. ниже). Обычно пишут про вред биосфере, но люди могут попросту не успеть нанести серьезный вред ей. He потому, что вымрут от ядерной войны (это тоже экологическая катастрофа), а в силу законов эволюции людей.
ВО-ПЕРВЫХ, есть много работ о том, что «варварское отношение к природе является неотъемлемой чертой Ношо sapiens sapiens, которая становится заметной уже с самого начала экспансии неоантропа». «По-видимому, для того, чтобы стало возможным реальное ослабление истребляющего воздействия человечества на дикие биосистемы, не
обходима коренная перестройка стереотипа поведения и всей структуры нашего мышления. Фактически, если это произойдет, мы станем другими существами (придется менять видовое название)» (Марков А.В., Наймарк Е.Б. Количественные закономерности макроэволюции. М., 1998, с. 273-274).
Если так, то выжить можем не мы, а другие, которых еще нет. Появление их потребовало бы появления новой мировой религии - экологической. Она явно нарождается, но займется ли она, придя к власти, спасением природы или истреблением неугодных (как делали прежние религии), неясно.
ВО-ВТОРЫХ, в царстве человека на первый план вышел рост мыслительных возможностей за счет вычислительной техники. Фантасты долго изощрялись в описаниях сцен порабощения цивилизации людей цивилизацией роботов, упирая на акт выхода роботов из повиновения, а беда пришла с неожиданной стороны - человечество уже сейчас неспособно отключить сеть компьютеров, распоряжающихся его благополучием, хотя компьютеры вовсе не бунтуют, а покорно исполняют волю людей. Сама эта воля неуклонно ведет человечество к собственному порабощению.
Происходит то же, что с отравлением среды обитания: формально мы можем его ограничить, но фактически не можем. Стремление к безопасности всегда отступает перед стремлением к комфорту.
Начало века знаменуется вторжением техники прямо в сферу мысли: если прежде мы имели дело с компьютерами и их сетями, от нас отграниченными, то теперь речь пошла о сочетании компьютера с живым организмом. Нейрокомпьютеры обещают новый тип вычислений, который
“представляет исключительную важность не только для прогресса науки и техники, но и для развития самого человека как интеллектуального члена общества, поскольку откроется возможность поиска путей повышения эффективности человеческого мышления” (Микаэлян А.Л. Ассоциативная обработка информации и проблема памяти // ВРАН, 2002, № 2, с. 119).
Фактически это — новая евгеника, и ее глашатаи говорят прямо то же: «Поражает мысль о скором достижении более высокого, даже неограниченного интеллекта» [Глэд, с. 132]. Потребности в таком повышении я не вижу. Есть иная потребность: надо, чтобы сообщество научилось принимать решения, очевидные с позиций общих долговременных интересов, но идущие вразрез с сиюминутными желаниями масс (комфорт) и их элит (власть). Вернее всего, нейрокомпьютер ведет в прямо противоположную сторону - к расширению власти роботов за счет человека, а новая евгеника к расширению власти своекорыстной элиты. Вообще,
«Если идти по пути евгенизма, то судьи (эксперты - Ю.Ч) будут назначаться диктаторами, криминальными кланами и очень богатыми организациями. И за этих судей будет идти ожесточенная борьба» (Олескин А.В. Генетическое разнообразие человечества и евгеника // [Евгеника..., с. 191]).
Нынешние евгеники почти не ссылаются на отбор, уповая не на него, а прямо на генную инженерию. Когда-то Кольцов предостерегал: проще всего
добиться всеобщего счастья, отобрав людей с той душевной аномалией, которая позволяет им считать себя счастливыми в любых несчастьях, но это был бы, по Кольцову, самообман, ибо мнимое счастье гасит всякую активность, а она необходима для развития общества:
«элемент недовольства настоящим и искание лучшего необходимы для прогресса» (Кольцов Н.К. Улучшение человеческой породы // [Евгеника, с. 296]). Прошло 80 лет, и вот евгеники всерьез предлагают осчастливить людей, сделав путем генной инженерии их вечно радостными. Биополитик А.В. Олескин верно заметил по этому поводу:
«На примере уже предпринятых попыток улучшения настроения, снятия депрессии лекарственными средствами мы видели, что тоска, тревога, дурное настроение снимаются ценой той или иной роботизации» (Олескин А. В. И [Евгеника..., с. 190]).
Если прежняя евгеника ничего не добилась, ибо исходила из фантазий дарвинизма, то новая пугает своей возможной эффективностью. Пугает и потому, что среди перечня ее целей культура даже не упоминается (упоминаются здоровье, ум индивида, экология и демография) [Гпэб].

Однако нельзя отрицать, что в этом — очередной акт эволюции человека, являющийся также актом эволюции природы. Тем самым, налицо мощный психо-технический фактор эволюции.
В-ТРЕТЬИХ, царство человека (и роботов в нем) ставит вопрос: сможет ли новая биосфера (с новым царством, царством человека) сколько-то долго жить или же она окажется неустойчивой и рухнет? Хотя никаких надежд на рождение дальновидной политики (“ноосферы" Тейяра и Вернадского, п. 6-1) в обозримом будущем нет, однако в одном смысле спасения можно ожидать как раз со стороны Геи (биосферы в понимании Лавлока) - экспансия человечества проявляет тенденцию к исчерпанию и, возможно, как раз в силу противодействия Геи. Вот мои доводы.
Народы европейской цивилизации более других ответственны за явление нового царства, и их рождаемость то тут, то там падает ниже смертности. Рождаемость вероятно будет падать и впредь. Глядя, как вымирают, несмотря на все усилия людей, зубр, панда и стерх, легко видеть, что человек встал на тот же путь Другими словами, падает экологическая прочность человека как вида. Долговечна ли эта тенденция человека как вида? Думаю, да. Повлечет ли она вымирание человека? Думаю, нет.
Поначалу причиной падения рождаемости служили рост комфорта, раскрепощение женщин и снижение роли детей в благополучии родителей, отчего у женщин возобладало обыкновение ограничиваться единственным ребенком. Однако устойчивое падение числа людей в нынешней России наводит на мысль, что есть и иные причины. Если обычно на катастрофу народ отвечает ростом рождаемости, то теперь наоборот. (В истории так бывало - например в поздней Античности.) Как зубр и стерх, человек всё меньше способен к размножению. Всё больше больных детей (в России -
больше половины), всё ниже доля способных к труду, а способность людей к воспроизводству падает не только в социальном (воздержание от деторождения, обилие одиноких женщин), но и в чисто медицинском смысле (рост числа неспособных к воспроизводству; подробнее см. ЧЭ, с. 452).
Это может быть следствием как исчерпания (такого же, как у зубра и стерха) видом Homo sapiens своей эволюционной потенции (жизненного порыва), так и реакции Геи на безумие человеческой стратегии. В обоих случаях люди захотят преодолеть тенденцию техническими средствами. Если размножение станет (сперва в видах комфорта, а затем по необходимости) искусственной процедурой, то можно думать, что люди не вымрут, власть роботов усилится, а государство (всё более и более компьютерное) получит эффективный способ регуляции численности и покорности людей.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, при этом для государств откроются новые способы делить людей на высших и низших, о чем мы уже говорили. Возможно, что расплод людей плюс генная инженерия откроют путь (ныне не просматриваемый) перелома эволюционных тенденций. Такая евгеника породит иных людей, неспособных жить вне искусственных условий. Их эволюция будет очень быстрой и жуткой (безумной в смысле п. 6-6, как бы по Ломброзо). Ho быстрое не бывает долгим - либо люди с новыми тенденциями вымрут, либо перейдут в совсем иной этап своей истории, о котором можно лишь фантазировать. Если же вымрут[35], то предсказывать варианты дальнейшей судьбы биосферы легко, но неинтересно.
Так как же нам жить в новой биосфере? Прежде всего, надо узнать ее законы и стараться соблюдать их, а не желаемые нами (в частности, не пытаться успокаивать себя уверениями, что нам предстоит жить по законам вымышленной нами же «ноосферы»). Из этих реальных законов напомню биотогенез Мейена (п. 9-4**). Сам он писал:
«Если она (идея биотогенеза - Ю. Ч.) подтвердится, это будет иметь немалый смысл в стратегии охраны природы в масштабе планеты. Защита экваториальной биоты станет необходимой не только для сбережения всего того, что там живет сейчас, но и для сохранения главных генераторов будущего разнообразия» (Мейен С.В. // Природа, 1986, № 11, с. 57).
Затем, надо определить желаемую политику ограничения людской рождаемости - вместо нынешней, когда носители господствующей культуры начали вымирание, а народы, их теснящие, не несут никакой внятной (в смысле спасения природы и культуры) альтернативы.
Наконец, надо понять, куда направлена эволюция человека (и как вида, и как царства) на самом деле, а не в наших желаниях. Запад, проведя полвека без крупных войн и поправив отчасти свою природу (путем антирыноч-
ных мер, формулируемых в рыночных терминах), склонен видеть будущее светлым, однако остальной мир, получив выброшенные с Запада грязные (во всех смыслах) технологии, быстро деградирует. Тем самым, эманация человека (п. 9-16**) идет во всем мире, но по разным параметрам. Если эту тенденцию можно переломить, то только радикальным перераспределением средств и благ с богатого Запада в остальные регионы, что и было бы началом “ноосферы". Ho к этому ныне никаких возможностей не видно. 
<< | >>
Источник: Чайковский Ю.В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции.. 2006

Еще по теме 5. Как жить в новой биосфере?:

  1. КАК ЖИТЬ, КОГДА КРУГОМ ОДНИ ВРАГИ?!
  2. 5. Биосфера как организм
  3. Тернистые пути к новой философии биологии
  4. Принципы отображения антропогенных изменений в новой «Классификации почв России» (1997) и их использование в данном пособии
  5. КАКОВО ЖИТЬ ПРЯМО В «СУПЕ»?
  6. ГЛАВА ВТОРАЯ СИСТЕМА, БЕЗ КОТОРОЙ НАМ НЕ ЖИТЬ
  7. 13. Эволюция биосферы
  8. ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ
  9. Организация биосферы
  10. 24.1. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ БИОСФЕРЫ
  11. Изучение структуры и функции биосферы
  12. ТЕХНОГЕННЫЕФАКТОРЫ В БИОСФЕРЕ
  13. 24.2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ БИОСФЕРЫ
  14. 6.1. Понятие о биосфере, ее границах и функционировании
  15. Глава V УГЛЕРОД В БИОСФЕРЕ И ПОЧВАХ
  16. 6. 4. 2. Среда биосферы
  17. 7* Ценозы, но не биосфера
  18. Распределение жизни в биосфере.