Философия

  Философия, если подойти к предмету обобщенно, имеет ценность лишь постольку, поскольку ее можно применить на практике. Философия, которую нельзя использовать, склонна способствовать созданию рабов — обычно ее навязывают людям. В этом случае реальное знание подменяется верой. Если поближе познакомиться с философией саентологии, можно увидеть, что любую из ее составных частей можно проверить на практике. С ней можно работать. Ее можно самостоятельно наблюдать и познавать.
Хаббард очень рано понял, что студенты, изучающие саентологию, пытаются сделать из него некий авторитет, не проводя самостоятельного анализа выдвинутых им философских положений, считая, что-то, что сказал Хаббард — верно и не подлежит сомнению. Во многих своих лекциях и книгах он постоянно указывал на то, что к каждому высказыванию или утверждению необходимо подходить критически, вне зависимости от того, носят ли они научный или философский характер. Учащиеся должны постоянно подвергать сомнению изучаемый предмет, исследовать его. Они должны быть в состоянии увидеть суть высказываний. Не достаточно только того, что преподаватель или профессор заявит об их существовании. Каждый обучающийся должен самостоятельно установить, верно ли заявление, и только после этого сделать его частью своего духовного богатства.
Хаббард пытался объяснить своим студентам, что важность того или иного высказывания состоит не столько в том, что его сделал авторитетный человек, сколько в том, ценно ли оно с точки зрения практики. Важность информации определяется в процессе ее проверки и оценки. Любое данное, единичная информация, может быть разумно оценено только в сравнении с другими данными. Масштаб и ценность любого высказывания можно определить, задав вопрос, какое количество другой информации может быть объяснено с его помощью. Тем самым появляется возможность найти наиважнейшие данные или наивысшую истину — то, что объясняет и идентифицирует все знания человека о материальной вселенной. Глобальная задача философии и науки — найти подобную высшую истину.
В этой связи Хаббард упоминал об индуктивной и дедуктивной логике как о методах мышления[43]. Индуктивный метод пытается на основе одного отдельно взятого данного сделать выводы относительно целого, состоящего из множества частей, в то время как дедуктивный метод мышления на основе всей совокупности имеющихся в распоряжении данных делает выводы о конкретной отдельной части. Оба вида мышления являются крайностями и дают приемлемые результаты только в разумном сочетании.
Но может быть, в этой вселенной не существует ничего подобного "наивысшей истине", которая была бы в состоянии объяснить все другие предметы и явления? Многие философы потратили всю свою жизнь на поиски этой одной, главной правды. Многие из них зашли в тупик, отдав все свои силы и здоровье в стремлении найти ее.
История свидетельствует, что человек склонен оценивать информацию до какого-то предела, а затем, натолкнувшись на временную границу своего знания, приписывать остаток Богу как "высшей инстанции". Всю эту "непознаваемую" информацию пытаются объяснить Богом и тем самым создают "высшую правду". Но чтобы ввести данную "правду" в систему отношений и сравнений, и чтобы иметь действительное представление о Боге, поневоле приходится привлекать черта — в качестве величины, с которой можно сравнивать.
Если бы в нашей науке и философии было нечто, подобное "высшей правде", правде, объясняющей все остальное, то следовало бы задать вопрос, а не заменило бы знание данной правды всю нашу вселенную, пусть даже чисто теоретически.
Абсолютная правда содержала бы в себе всю другую информацию. Эта правда не выжила бы в наших условиях, поскольку ей не нужно было бы выживать. Ей не нужно было бы доказывать способность к выживанию, поскольку невозможно было бы не выжить. Для этой правды не было бы окружения, в котором она демонстрировала бы свою живучесть. С абсолютной правдой " игра" была бы невозможна. С одной стороны, отсутствовала бы конкуренция, при которой она могла бы вступать в сравнение, а с другой стороны — отсутствовала бы опасность, необходимая для выживания.
Вселенная, в которой мы живем, полна противоречий. Набор противоположных понятий, вроде плюс — минус, выживание — гибель, добрый — злой. Бог — черт, бесконечен. Очевидно, жизнь ведет свою игру где-то между этими крайностями. Если бы одно из этих противоречий взяло верх, то чисто теоретически это означало бы конец.
Говорят, "правдаразрешает любые проблемы". Может быть, в этом-то и кроется причина, почему правду не любят? Является ли она инструментом власти? Или она — нечто подобное святому Граалю? Господствует ли в этой вселенной тот, кто контролирует эту правду? Живя "по правде", люди уже успели пережить множество разочарований. Соблазн не поддаться при обращении с этой правдой диктаторским замашкам не всем под силу.
В ходе развития дианетики и саентологии Хаббард пытался выкристаллизовать правду, которой подчиняется развитие всей Вселенной. Он называл это "статикой". Она не имеет длины волны, не обладает энергией, у нее нет веса и положения в пространстве и времени; однако ей присуща способность творить[44]. Статика является творцом вселенной. В последующем мы остановимся на этом подробнее.
Хаббард называл саентологию изучением жизни, причем Жизнь, по его мнению, состоит из симбиоза материи и духа. Хотя это звучит благозвучно, но, казалось бы, изучение жизни это вотчина таких наук, как биология, химия, физика. Однако здесь есть принципиальное различие. Материальные науки изучают преимущественно структуру жизни. Они сравнивают одну информацию этой вселенной с другой информацией этой же вселенной. И становятся похожи на того червяка из известной притчи, который всю жизнь жил в двух измерениях и вдруг наткнулся на палку и таким образом начал осознавать, что существует третье измерение. Но он никак не может этого объяснить, поскольку сам живет в двухмерном пространстве.
58
Американский ученый Брайан О'Лири сравнивает современную науку с выдвижным ящиком. Внутри этого ящика находится признаваемое нами, общеизвестные понятия, наши нынешние знания, официальная история человечества. А вне этого ящика находятся вещи, вроде внеземных цивилизаций, предсказаний, феномен преобладания духа над материей, телепатия и многое другое.
Оставив в стороне этот научный ящик, саентология занимается в первую очередь природой, назначением жизни. Тезис о том, что, только разобравшись с функциональным назначением можно затем объяснить структуру чего-либо, находит в данном случае подтверждение. Все без исключения структурные образования — будь то тело человека или атом — являются выражением их функционального назначения. По Хаббарду функция — это творение мысли, а структура — следствие реализации функции. Таким образом, существует зависимость: мысль — функция — структура[45].
В каком же направлении развивается "жизнь", если она занимается преимущественно выживанием? Каждый биологический вид во Вселенной стремится к этому. А в чем же тогда заключается мотивация жизни? Разве не интересно найти ответы на эти вопросы?
<< | >>
Источник: Бернд Фон Виттенбург. Шах Планете Земля. 1998

Еще по теме Философия:

  1. Тернистые пути к новой философии биологии
  2. 1-14. Лейбниц и Мопертюи. Эволюционная философия
  3. История одной философии
  4. Глава 4. ИСТОРИК, ФИЛОСОФ И АДВОКАТ СОВРЕМЕННОГО СИНТЕЗА
  5. Заключение Философия многообразия пробуждает интерес к сельскому хозяйству
  6. А С. Хромов. Кошачья философия. Мудрость жизни: что думают кошки о людях и о себе, 2006
  7. Глава IV
  8. Вхождение в мировое сообщество орнитологов
  9. 3-7** Тезис Витгенштейна
  10. 1-6. От софистов до Аристотеля
  11. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
  12. Возникновение космической биологии
  13. Зоология античного мира и средневековья
  14. 7. Диалектика отбора. Дарвинизм по Дарвину
  15. Глава 1 Природа жизни
  16. Изучение прогрессивной эволюции
  17. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  18. Ж.Б. Ламарк и его учение