<<
>>

Ж.Б. Ламарк и его учение

В истории биологии Ламарк обессмер-тил свое имя — ввел термин «биология»1, ' Одновременно с Ламарком термин «биология» был предложен Л. Тревиранусом в трактате «Биология», или «Философия живой природы» (1802).
создал систему животного мира, в которой впервые животные были разделены на «по-звоночных» и «беспозвоночных», выделил в отдельные классы паукообразных и кольчатых червей, а также подробно обосновал предположение о путях происхождения че-ловека от обезьяноподобных предков. Ho главным теоретическим достижением Ж.Б. Ламарка, несомненно, является создание эволюционной концепции развития природы. В труде «Философия зоологии» (1809) Ж-Б. Ламарк дает эволюционное обоснование «лестницы существ». По его мнению, эволюция идет на основании внутреннего стремления организмов к прогрессу (принцип градации). Это «стремление к прогрессу» ие определяется внешними причинами, они лишь нарушают правильность градации. Второй принцип, положенный Ламарком в основу своего учения, состоит в утверждении изначальной целесообразно-сти реакций любого организма на изменение внешней среды и признания возможности прямого приспособления. Как же представлял себе Ламарк воз-никновение новых признаков в эволюции? Если это касается животных организмов, то вслед за изменением условий тотчас следует изменение привычек, посредством упражнения соответствующие органы изменяются в нужном направлении (первый «закон») и эти изменения передаются по наследству (второй «закон»). Ламарк писал, что «стремясь избегнуть необходимости окунать тело в воду, птица делает всяческие усилия, чтобы вытянуть и удлинить ноги. В результате длительной привычки, усвоенной данной птицей и прочими особями ее породы, постоянно вытягивать и удлинять ноги все особи этой породы как бы стоят на ходулях, так как мало-пома- лу у них образовались длинные голые ноги, лишенные перьев до бедра, а часто и выше» . Аналогичным образом, по его мнению, развиваются все специальные приспособления у животных Вот как Ламарк объясняет образование рогов у животных: «Во время приступов ярости, особенно частых у самцов, их внутреннее чувство благодаря своим усилиям вызывает интенсивный приток флюидов к этой части головы и здесь происходит выделение у одних — рогового, у других — костного вещества, смешанного с роговым, в результате чего в этих местах образуются твердые наросты» . 1.2.
<< | >>
Источник: Яблоков А.В.. Эволюционное учение: Учеб. для биол. спец. вузов. 2006

Еще по теме Ж.Б. Ламарк и его учение:

  1. УЧЕНИЕ О РЕКАПИТУЛЯЦИИ И ЕГО КРИТИКИ
  2. Оценка учения Ж. Б. Ламарка
  3. 17. Ламарк и идея прогресса
  4. 3.4. УЧЕНИЕ О              БИОГЕОХИМИЧЕСКИХ ПРОВИНЦИЯХ
  5. Эволюционное учение и религия
  6. Учение о медиаторах
  7. УЧЕНИЕ О РЕКАПИТУЛЯЦИИ
  8. Учение о микроэволюции
  9. Учение о редукции органов
  10. УЧЕНИЕ О ЕСТЕСТВЕННОМ ОТБОРЕ
  11. ГЛАВА 25 УЧЕНИЕ О НООСФЕРЕ
  12. ДАРВИНИЗМ —ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ И ДЕЙСТВЕННОЕ ОРУДИЕ ЕЕ ПЕРЕДЕЛКИ
  13. СОВРЕМЕННОЕ УЧЕНИЕ О СМЕРТИ — ТАНАТОЛОГИЯ
  14. УЧЕНИЕ АКАДЕМИКА Е. Н. ПАВЛОВСКОГО О ПРИРОДНОЙ ОЧАГОВОСТИ БОЛЕЗНЕЙ
  15. ГЛАВА 24 ВВЕДЕНИЕ В УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ
  16. Глава 2. УЧЕНИЕ О ПАРАЗИТАРНЫХ (ИНВАЗИОННЫХ) БОЛЕЗНЯХ