1.5 ЗАГОТОВКА И ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА


В рыбоводном хозяйстве транспортировкой рыбы приходится заниматься постоянно. Для малого и среднего бизнеса это, прежде всего, доставка рыбопосадочного материала из рыбопитомников и полносистемных хозяйств.
Для транспортировки из одного хозяйства в другое отбирают только здоровую, лишенную механических повреждений и травм, подвижную рыбу. Вялая, истощенная, травмированная, с признаками заболеваний рыба выбраковывается. Вся перевозимая рыба обязательно обрабатывается 5%-ным солевым раствором вне зависимости от благополучия хозяйства по заболеваниям. Планируемую к перевозке рыбу перестают кормить за двое суток, затем выдерживают 2-4 часа в чистой проточной воде. Температура воды в емкости и в водоеме должна быть одинакова. Необходимо иметь запас льда, особенно при дальних транспортировках, а саму транспортировку осуществлять в ранние и ночные часы, когда температура минимальна.
Молодь осетровых, как и других видов, лучше транспортировать в ранний период развития, когда она уже свободно плавает. При перевозке личинок особо опасны встряски, резкие торможения или повороты.
Температура воды для транспортировки осетровых осенью и весной должна находиться в пределах 3-6 °С, зимой можно перевозить рыбу при температуре 1-2 °С. При таких температурах рыба меньше поглощает кислорода, а растворяемость его в воде повышается. В летнее время мальков перевозят при температуре воды 10-12 °С, но не более 15 °С, а при большей - необходимо охлаждение льдом.
Количество личинок осетровых в литре чистой воды, перевозимых в течение часа, составляет 100-200 экз. при температуре 10 °С. Для осетровых критическое содержание кислорода в воде колеблется от 2,1 до 2,6 мг/л. При транспортировке личинок осетровых в пакетах с кислородом норма загрузки увеличивается в 3-4 раза, а время - до 5 часов.
Для малого бизнеса наиболее экономична перевозка рыбы в полиэтиленовых пакетах (рис. 14). Пакеты изготавливаются из прочной миллиметровой пленки, которая выпускается в виде рукавов. Отрезают куски рукавов такой длины, чтобы 50%-ный объем с водой был легко поднимаем грузчиком - до 30-40 кг. Для перевозки ремонтного молодняка и производителей используют пакеты объемом 50-80 л. Один конец пакета запаивают на огне, в другой конец рукава заливают воду. Через трубку закачивают воздух или, лучше, кислород при длительной транспортировке. Трубку затем перекрывают зажимом или сгибают и завязывают шпагатом.
Пакет с рыбой укладывают в ящики, коробки, наиболее удачным решением являются изотермические ящики из пенопласта (рис. 15) и перевозят различными транспортными средствами. Соотношение массы молоди осетровых к воде при продолжительности перевозок 4-6 часов составляет 1:10, при 12-20 часов - 1:20.
Для отработки новых технологий товарного выращивания в установке с замкнутым циклом водоснабжения нами был выбран гибрид стерлядьхбелуга. К моменту запуска первой очереди рыбоводного комплекса удалось приобрести только молодь подращенную до 15 г (рис. 16). Такой гибрид в 2005 году производился в НПЦ по осетроводству «Биос», расположенному в с. Икряное Астраханской области.

Рис. 14. Полиэтиленовый пакет для транспортировки рыбы



Рис. 15. Изотермический ящик из пенопласта



Рис. 16. 15-граммовая молодь гибрида стерлядьхбелуга (бестер)


Перевозки рыбы такой массы на значительные расстояния рекомендуется проводить в специально оборудованном живорыбном автотранспорте.
Для этих целей успешно применяются автомобили МАЗ с емкостью для рыбы, оборудованные системой оксигенации. Как правило, перевозки проводятся весной и осенью, при температуре воды ниже 12 °С. В нашем случае перевозку необходимо было осуществить в конце мая, при температуре воды — 18 °С. Кроме того, приобреталось весьма небольшое количество рыбы, необходимое для начала первого этапа работ в рыбоводном комплексе. Было принято решение провести транспортировку рыбы в полиэтиленовых рыбоводных пакетах. Такое оборудование применяется для перевозки оплодотворенной икры на весьма значительные расстояния, иногда используется для перевозки предли- чинок с разреженной плотностью посадки.
За трое суток перед отправкой прекратили кормление рыбы. Перед посадкой рыбы в пакет наливали 20 литров воды температурой 18 °С. Рыбу отлавливали из бассейнов руками и помещали в пакеты. Плотность составляла 15 экземпляров на пакет — 225 г. После этого пакет накачивали кислородом и герметично закрывали. Пакеты помещали в изотермические короба из пенопласта. В каждый короб клали по 2 пластиковые бутылки объемом 0,5 л наполненные льдом. Короба закрыли крышками и зафиксировали крышки скотчем.
Для транспортировки в с. Кагальник Ростовской области использовали автомобиль «Газель» с бортовым кузовом. Дневная температура воздуха в планируемые для транспортировки сутки составляла свыше 30 °С. В связи с этим перевозку осуществляли в вечерние и ночные часы. Из с. Икряное выехали 27.05 в 17.00, прибыли в с. Кагальник 28.05.2005 в 05.00.
По прибытию в рыбоводный комплекс, распаковав пакеты, измерили температуру воды в них и температуру воды в приготовленных для пересадки рыбы пластиковых бассейнах. Показатели температуры оказались идентичные и составили 16 °С. Рыбу перевели в бассейны и адаптировали к новым условиям в течении 2-х суток (рис. 17). Во время адаптации рыбу не кормили, не допускали резкого колебания содержания кислорода и температуры воды в бассейне, следили за поведением рыб. Выживаемость за период транспортировки и адаптации составила 100%.
Посадочный материал донской стерляди массой 4 г завозили с Донского осетрового рыбоводного завода, расположенного в г. Семика- ракорск Ростовской области. Перед транспортировкой рыбу не кормили в течение 12 часов. Транспортировку осуществляли в июне при




Рис. 17. Молодь бестера в ходе адаптации в бассейнах 1x1 м
высоких температурах воды. Для перевозки применяли тоже оборудование, что для перевозки гибридов из Астраханской области. Плотность посадки стерляди в пакеты составила 30 шт. — 120 г. Температура воды в пакетах при загрузке рыбы составляла 22 °С. Транспортировали рыбу в багажнике легкового автомобиля ВАЗ-2107. Время в пути составило 2 часа 20 минут.
По прибытию в рыбоводный комплекс температура воды в пакетах составила 19 °С, содержание кислорода — 200 мг/л. Рыбу адаптировали к новым условиям двое суток (рис. 18). Отход за время перевозки и адаптации отсутствовал.

Рис. 18. Молодь донской стерляди, в ходе адаптации в бассейнах 1x1 м



<< | >>
Источник: Матишов Г.Г., Матишов Д.Г., Пономарева Е.Н., Лужняк В.А., Чипинов В.Г., Коваленко М.В., Казарникова А.В.. Опыт выращивания осетровых рыб в условиях замкнутой системы водообеспечения для фермерских хозяйств.. 2006

Еще по теме 1.5 ЗАГОТОВКА И ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА:

  1. Заготовка посадочного материала
  2. Болезни виноградного посадочного материала
  3. 4.3. ТРАНСПОРТИРОВКА НАВОЗА К ХРАНИЛИЩУ
  4. Нарушение правил транспортировки животных.
  5. Транспортировка навоза по магистральному трубопроводу и внесение его цистернами-разбрасывателями
  6. 7.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ при транспортировке животных
  7. ПОЧВЫ В РАЙОНАХ ДОБЫЧИИ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ
  8. 7.4. ПРАВИЛА ТРАНСПОРТИРОВКИ ПРОДУКТОВ И СЫРЬЯ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА
  9. Транспортировка навоза по подземному трубопроводу оросительной сети и внесение его цистернами-разбрасывателями из полевого хранилища или от загрузочной станции
  10. ГЛАВА 7 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ ЖИВОТНЫХ, ПРОДУКТОВ И СЫРЬЯ животного ПРОИСХОЖДЕНИЯ
  11. Фиксация растительного материала
  12. МАТЕРИАЛ И МЕТОД
  13. МАТЕРИАЛ И МЕТОД
  14. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА
  15. МАТЕРИАЛ И МЕТОД
  16. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА
  17. 3.5.5. Биологическое значение хромосомного уровня организации наследственного материала
  18. Изучение культуральных свойств выделенного патологического материала.
  19. 2.1.5. Методы отбора патологического материала.