ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗАРОДЫШЕЙ У РАСТЕНИЙ С ЧЕТВЕРТОЙ ФОРМОЙ ПАРАЗИТИЗМА (ФОРМА «ORCHIDACEAE»)]
ЗАРОДЫШИ В ЗРЕЛЫХ СЕМЕНАХ
Сем. Орхидных представлено в основном весьма высокоспециализированными формами аллелопаразитных консорциев.
Тем не менее в семействе могут быть отмечены значительные различия в уровнях специализации тех или иных признаков.Основные тенденции здесь в целом те же, что и в других исследованных группах паразитных покрытосеменных растений: усиление обли-
гатности паразитизма, совершенствование процесса чужеядности (выраженного, как и у других аллелопаразитов, в форме фагоцитоза гиф микоризного гриба), интенсификация производства семян, снижение активности фотосинтезирующего аппарата, все более ранний (онтогенетически) переход спорофита к чужеядному питанию.
На примере представителей семейства можно пытаться проследить эволюцию отдельных систем; однако очень трудно установить отдельные этапы эволюции (уровни специализации) на основе сопряженного анализа различных эволирующих комплексов. В отношении Орхидных, как и в отношении ранее рассмотренных групп паразитных растений, мы использовали единственно возможный критерий уровня специализации — величину отличий совокупности признаков паразитных растений от признаков фотоавтотрофных растений.
Хотя для всех Орхидных характерно преобразование радикулярной области зародыша в гаусториальные фагоцитарные структуры, адвентивные микоризные корни у сравнительно менее специализированных зеленых орхидей, таких как Bletilla, Thunia, более близки по способу образования и строению к корням автотрофных растений, нежели к гаусто- риальным системам почти или совсем бесхлорофилльных Corallorhiza и Epipogium.
Всем Орхидным свойствен общий специализированный тип фагоцитоза — толипофагия, а также особый способ перехода к чужеядности, который заключается в том, что контакт цветкового растения с гифами микоризного гриба происходит еще до начала морфогенетической активности зародыша спорофита.
Контакт паразита и растения-хозяина происходит во время набухания семени, через семенной шов и прорванную оболочку семени (Bernard, 1899, 1909; Rauh, 1937). Гифы гриба внедряются в зародыш, используя механизм гемолитической активности (Harley, 1959, и др.)* Внедрение гиф микоризного гриба в клетки зародыша стимулирует его морфогенетическую активность.В процессе функциональной эволюции Орхидных происходило усиление взаимной зависимости партнеров по аллелопаразитному симбиозу. Для некоторых видов Bletilla (например, для В. hyacinthina) и для Sobralia macrantha, имеющих хорошо развитые зеленые листья, Бернар (Bernard, 1909) и Бургефф (Burgeff, 1936) отмечают возможность асимбиотического (без микоризного гриба) прорастания и развития. Нерегулярное заражение грибом адвентивных корней и независимое развитие Bletilla в присутствии витаминов (в случае выращивания на искусственной питательной среде) — факты, свидетельствующие в пользу сравнительно малой специализации названных орхидей (Burges, 1936; Mariat, 1952,. и др.).
Интересно, что для указанных выше Bletilla и Sobralia и близких к ним по габитусу и особенностям развития Thunia, Epidendrum, Polystaehiay Platyelinis, Dendroehilum характерно наличие в зрелых семенах зародышей с зачатками семядолей (Treub, 1879; Pfitzer, 1889; Bernard, 1909; Rendle, 1930; Burgeff, 1936; Swamy, 1949; Поддубная-Арнольди, Селезнева, 1957; 1965; Терёхин, Никитичева, 1968).
Симбиотическое прорастание в естественных условиях — явление несравненно более обычное для орхидей, нежели случаи асимбиотического развития, хотя они известны и у некоторых более специализированных орхидей, например у Laelia, Cattleya, некоторых видов Cymbidium (Bur- geff, 1936, 1954). У последних возможности асимбиотического развития очень ограничены: вскоре после начала асимбиотического прорастания развитие их останавливается и продолжается лишь после контакта с микоризным грибом. Нерегулярность заражения грибом адвентивных корней или развитие на них корневых волосков отмечены у многих сравнительно менее специализированных зеленых орхидей, и в частности у Cy- pripedium ealeeolus, видов Orchis, у Aplectrum Memale и других растений
(Burgeff, 1936; Vermeulen, 1947; Schumcker, 1959а, и др.)* Нормальное развитие при полном отсутствии микоризного гриба было отмечено у Calypso borealis (Schmucker, 1959а).
Присутствие некоторого количества корневых волосков на адвентивных корнях отмечено даже у некоторых слабо хлорофиллоносных орхидей, таких как Limodorum abortivum или Galeola hydra (Schmucker, 1959а).Обычные симбионты Орхидных — базидиомицеты (как правило, ги- меномицеты) из родов Rhizoctonia, Marasmium, Xerotus, Armillaria, Cor- Ucumi Fomes. Интересно в этой связи отметить, что эволюционный переход Орхидных к бесхлорофилльному существованию обычно связан со сменой гриба-микоризообразователя. Было обнаружено, что у Corallorhiza9 Epipogiumi Didymoplexis и других бесхлорофилльных орхидей микоризйые грибы иные, чем у большинства зеленых (Schmucker, 1959а).
Существенным признаком, указывающим на тенденцию утраты автотрофных способов питания по мере специализации к паразитизму, может служить эволюция протокорма (зародыша-протосомы). Для некоторых менее специализированных паразитных форм с развитыми аппаратами дополнительного автотрофного питания характерен короткий период развития и существования протокорма, например, у Angraecumi Vanda9 Phalaenopsis (Harley, 1959). Хотя этот признак в пределах семейства может варьировать от рода к роду или даже от вида к виду, в пределах одного рода (короткое существование протокорма у Orehys morio и длительное, в течение многих лет, у О. ustulata), тем не менее для группы бесхлорофилльных орхидей типично в общем более длительное существование протокорма.
Отчетливое направление к постепенной редукции хлорофиллоносного аппарата у Орхидных означает угасание фотосинтетической активности. Здесь очевиден постепенный переход от групп с хорошо развитой системой зеленых листьев к группам почти бесхлорофилльных растений с листьями, редуцированными до чешуй.
В настоящее время среди Орхидных известны следуюпще более или менее бесхлорофилльные растения с редуцированными листовым аппаратом: Stereosandrai Lecanorchisi Galeolai Cyrtosiai Limodorumi Aphyllor- Chisi Gastrodiai Didymoplexisi Cystorchisi Neottiai Yoaniai Wullschlaegeliai Hexapleetrisi Malaxisi Corallorhizai Epipogium некоторые виды Pachychilusi Epipaetisi Zeuxinei а также Goodyera repens, Myrmeehis glabra, Vanilla aphylla, BletiUa aphylla, Pogonia dilatata, Cymbidium maerorhizum (Pfitzer, 1889; Schlechter, 1927; Burgeff, 1932; 1936; Montfort, 1940; Schaede, 1948; Под- дубная-Арнольди, Селезнева, 1957; Schmucker, 1959a).
Все эти растения имеют вполне типичный для паразитов облик и являются, несомненно, более специализированными паразитами, чем их зеленые родственники.Тенденция от зеленых к бесхлорофилльным формам в сем. Орхидных в общем совпадает с направлением эволюции других исследованных признаков. Однако следует иметь в виду, что в отдельных группах признак большей или меньшей бесхлорофилльности может весьма варьировать. Так, в роде Zeuxine встречаются как зеленые, так и более или менее голопаразитные (Z. purpureseens) растения (Burgeff, 1932; Schmucker, 1959а). Высокая степень флюктуации хлорофиллоносности характерна для родов: Bletilla9 Cephalantherai Epipaetisi Pogoniai Vanillai Cystorehisi Pahyehilusi Zeuxinei Cymbidiumi Platantherai а также видов Corallorhiza Innatai Cephalanthera alba, Epipaetis latifolia (Schlechter, 1927; Burgeff, 1932; Renner, 1938; Поддубная-Арнольди, Селезнева, 1957; Schmucker, 1959а, и др.). Бургефф (Burgeff, 1932), Монфор (Montfort, 1940), Монфор и Кустер (Montfort, Kuster, 1940) указывали, что бесхлорофилльные формы можно обнаружить у большинства зеленых видов орхидей.
Исходя из изложенного выше, мы имеем возможность наметить некоторые наиболее общие эволюционные тенденции в сем. Орхидных и при-
близительно очертить основные группы, отражающие тот или иной уровень функциональной специа- V лизации.
уХ Первая группа включает в себя
лД паразитные растения, наиболее
УМ близкие по своим свойствам к авто-
Д/ трофным растениям. Сюда, по-
)Г видимому, могут быть отнесены
Jyi Bletilla9 Sobraliai Platyclinisi Den-
Д droehilum, Epidendrumi Polystachia
¦j/ч и близкие к ним растения. Сле-
Л дующая группа объединяет в ос-
HrY новном зеленые орхидеи, близкие J по тем или иным свойствам к пре-
') дыдущей группе растений, но
у несколько более специализирован-
/ ные — Cymbidiumi Paphiopedilumi
Vandai Habenariai Calanthei Gym- Uadeniai Platanthera и некото- рые другие растения.
В третью группу специализации могут быть включены более или менее бесхло-Рис. 29. Строение зародышей в зрелых рофилльные виды из родов Neot- семенах некоторых представителей сем. f. г* .
Orchidaceae (1-я группа специализации). Coodyerai Castrodiai Pogoniai
I-Bletilla Stricta; 2 - Tkunia marsckalliana. Comllorhtza, EpipOgium ИДР.
с — семядоля. оародыши Орхидных имеют
одну примечательную особенность: у них наиболее заметно расхождение между результатами общей и дифференциальной редукции, т. е. одному уровню дифференциальной редукции зародышей могут соответствовать несколько уровней общей редукции биомассы, и наоборот. />В соответствии с принятыми нами критериями уровня дифференциации зародышей в сем. Орхидных можно выделить пять групп, различающихся уровнями общей и дифференциальной редукции зародыша. В первую группу мы включаем растения, зародыши которых представлены в зрелом семени многоклеточным телом, с более или менее отчетливой полярной дифференциацией (по размерам и содержимому клеток), с хорошо выраженной эмбриодермой. Этот уровень дифференциации зародыша соответствует приблизительно стадии сердечка зародыша двудольных растений, с тем существенным различием, что здесь отсутствует нормально дифференцированная радикула я имеется зачаток семядоли (рис. 29,1—2)) В эту группу мы включаем изученные нами виды Bletilla (В. Strietai
В. Hyaeinthinai В. florida), Thunia marshalliana (Терёхин, Никитичева, и Calopogon pulehellus, а также зародыши Sobralia maerantha (Treub, 1879), Platyelinis sp., Dendroehilum sp. (Swamy, 1949), Polystaehia miero- bambusa, Epidendrum vitellinum (Veyret, 1965). Впервые строение зародыша с зачатком семядоли было прослежено Трейбом (Treub, 1879) у Sobralia maerantha и Бернаром (Bernard, 1909) у BletiUa hyaeinthina.
Вторая группа представлена растениями, зародыши в зрелых семенах которых находятся в состоянии многоклеточного глобулярного проэмбрио с отчетливо выраженной эмбриодермой и более или менее явственной полярной дифференциацией зародыша по величине клеток, а часто и по их содержимому (рис.
30). В эту группу специализации мы относим Cymbidium Iowianumi Paphiopedilum insigne (80—90 клеток на продольном медианном срезе через зародыш), Habenaria albida, Limo- dorum abortivum (60—70 клеток), Vanda tricolor, Caleola faleoneri, G. sep- tentrionalis, С. altissima (60—50 клеток), Phalaenopsis Sehillerianai Praso-Рис. 30. Строение зародышей в зрелых семенах некоторых представителей сем. OrchU daceae (2-я группа специализации).
I — Paphiopedilum insigne\ 2 — Cymbidium lowianum\ 3 — Vanda tricolor; 4 — Habenaria albida. an — апикальный полюс зародыша; бз — базальный полюс зародыша.
phyllum patens, Wulschlaegelia ' aphylla, Calanthe veitehii, Orchis laxiflora (40—50 клеток), Disa patens, Erythrodes plantaginea, Microtis unifolia, Eria barbata, Gymnadenia conopsea, Liparis elata, Platanthera bifolia, Bras- sia caudata (30—40 клеток). Зародыши растений этой группы специализации значительно различаются по общей биомассе и числу составляющих их клеток, оставаясь на одном уровне дифференциальной редукции. Этот пример хорошо иллюстрирует различное действие естественного отбора в случае двух разных форм редукции.
В третью группу входят растения, зародыши в зрелых семенах которых представлены малоклеточным глобулярным проэмбрио (15—30 клеток на продольном медианном срезе через зародыш). В пределах именно этой группы растений происходит переход к безлистным, бесхлорофилль- ным видам орхидей. Сюда мы относим Neottia nidus-avis, Spiranthes атоепа, Liparis \condylobulbon, Cypripedium guttatum, Pogonia ophioglossoides,
Epipactis Iatifolia1 Satyrium nepalense, Orchis Jnascula1 0. maculata, 0. 7ш- Iitaris и др. (рис. 31, I—4). Зародыши в зрелых семенах этих растений обычно имеют хорошо дифференцированную эмбриодерму; полярная дифференциация не выражена или выражена очень слабо. Интересно, что в некоторых случаях упомянутое выше различное действие отбора на общую и дифференциальную редукцию сказывается уже в пределах одного рода (рис. 31, S1 4).
Следующий, четвертый, этап специализации представлен немногими бесхлорофилльными видами орхидей: Corallorhiza maculata, С. multiflora1
С. innata, С. Stricta и Gastrodia elata. Зародыши в зрелых семенах этих растений представлены малоклеточными образованиями (12—25 клеток на продольном медианном срезе через зародыш) и по строению апикальной области очень сходны с зародышами предшествующей группы. Однако базальная область их зародышей обнаруживает более далеко зашедшую - специализацию. Например, клетки базальной области зародышей Corallo- rhiza и Gastrodia не обнаруживают уже дифференциации на эмбриодерму и основную ткань. Вся базальная область проэмбрио представлена здесь паренхиматозными, сравнительно более крупными клетками, которые имеют высокую степень специализации к гаусториальной функции. В пределах рода Corallorhiza можно такще обнаружить разное действие естественного отбора на общую и дифференциальную редукцию (рис. 32, 1—2).
Последняя, пятая, группа специализации зародышей орхидей представлена видом Epipogium aphyllum. Зародыш в зрелом семени E. aphyl- Ium является стадией раннего проэмбрио, соответствующей примерно стадии октантов (рис. 32, 4). Зародыш состоит всего из 9 клеток, расположенных типичным для стадии октантов образом.
Литература по строению зародышей в зрелых семенах орхидей скудна. Среди немногих источников следует отметить уже упоминавшуюся выше основательную работу Трейба (Treub, 1879), а также работу Бернара (Bernard, 1909) по изучению эмбриогенеза и строения зрелых зародышей у Sobralia macrantha и Bletilla hyacinthina.
По литературным источникам нам известно строение зародышей в зрелых семенах Epidendrum cochleatum (Sharp, 1912), Phalaenopsis grandi- flora (Treub, 1979), Wullschlaegelia aphylla (Johow, 1885), Didymoplexis minor (Burgeff, 1936), гибрида между Cattleya massaiana и С. Irionaei1 Cattleya mendelii (Shushan, 1959), Listera Ovata1 Epipactis palustris (Treub, 1879), Cypripedium parviflorum (Carlson, 1940), С. spectabile (Treub, 1879) и некоторых других растений.
Наши результаты изучения строения зародышей в зрелых семенах орхидей во всех случаях совпали с данными предшествующих исследователей.
Сопряженный анализ изменений в образе жизни и строении зародышей аллелопаразитных Орхидных показывает, что общая и дифференциальная редукция зародышей у них усиливается по мере совершенствования паразитного образа жизни. Форма дифференциальной редукции зародышей, выражающаяся в полной элиминации радикулы, соответствует способу аллелопаразитизма в этой группе растений.
Результаты исследования семенной продуктивности Орхидных показывают, что увеличение дискретности в распределении пищевого субстрата при переходе к чужеядному питанию и здесь имеет важнейшее значение (табл. 5). Как раз Орхидные дают примеры максимальной семенной продуктивности среди всех цветковых (до 4 ООО ООО семян в одном плоде). Можно думать поэтому, что отбор на производство большого числа семян за счет уменьшения биомассы отдельного семени (т. е. в конечном счете отбор в направлении общей редукции) происходил и происходит здесь весьма энергично. Успешным результатам этого направления отбора несомненно способствовали некоторые особенности взаимоотношений цветкового растения с микоризным грибом. Напомним, что проникновение гиф микориз-
/>
Рис. 31. Строение зародышей в зрелых семенах некоторых представителей сем. Orchidaceae (3-я группа специализации). — Neottia nidus-avis; 2 — Pogonia ophioglossoides; 3 — Orchis maculata] 4 — Orchis militaris. an — апикальный полюс зародыша; бз — базальный полюс зародыша.
0.05 мм
Рис. 32. Строение зародышей в зрелых семенах некоторых представителей сем. Orehidaceae (4 и 5-я группы специализации).
J — Corallorhiza innata\ 2 — С. stricta\ 3 — Gastrodia elata\ 4 — Epigogium aphyllum.
Особенности семенного воспроизводства у некоторых представителей
сем. Orchidaceae
Семейство, вид |
Вес тысячи семян, мг |
Максимальное число семян на один плод |
Коэффициент Я |
Максимальное число семян на одно растение в год |
Автор |
Sobralia macrantha . * . . |
6.3 |
— |
— |
— |
Burgeff, 1936; |
Epidendrum radicans . . . |
6.0 |
— |
— |
— |
Терёхин, (1965), 1968а |
Limodorum abortivum . . . Paphiopedilum insigne . . Stanchopea oculata .... |
5.7 4.0 3.0 |
До 4000 |
— |
— |
Burgeff, 1936; Kerner, 1891 |
Orchis maculatus О. masculus Orchis sp О. morio О. piramidalis Ophrys apifera Goodyera repens То же Cymnadenia conopsea . . . Coeglossum viride Habenaria chlorantha . . . Listera ovata Maxillaria sp Cattleya sp Angraecum eburneum . . . Didymoplexis pallens . . . Neottia nidus-avis .... Gastrodia elata Anguloa ruckeri |
2.5 2.0 0.7 0.45 0.45 0.40 0.39 |
4000 6200 4000 1932 26500 4000 3960 2251 2500 807 1756400 4000000 400 3932948 |
400.0 |
До 68000* 200000 52000* 64000 * 238500 * 124000 * 117000* 45000* 27500 * 57000 * 300000 |
Salisbury, 1942 Schmucker, 1959 Терёхин, (1965), 1968а Salisbury, 1942 То же » » » » Kerner, 1891 Salisbury, 1942 То же » » » » Поддубная-Арнольди „ Селезнева, 1957 Поддубная-Арнольди * 1954 Burgeff, 1936 То же Терёхин, (1965), 1968а То же Sandt, Burgeff, 1936 |
* Данные в расчете на один плодоносящий побег.
ного гриба в ткани зародыша происходит у Орхидных еще до начала морфогенетической активности зародыша при его прорастании. Таким образом, отпадает необходимость в запасе резервных веществ в самом семени, обеспечивающих энергетические потребности проростка. Действительно, зрелые семена Орхидных полностью лишены эндосперма (лишь у некоторых Apostasioideae сохраняется одноклеточный слой эндосперма под семенной оболочкой).
Еще по теме ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗАРОДЫШЕЙ У РАСТЕНИЙ С ЧЕТВЕРТОЙ ФОРМОЙ ПАРАЗИТИЗМА (ФОРМА «ORCHIDACEAE»)]:
- ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗАРОДЫШЕЙ У РАСТЕНИЙ CO ВТОРОЙ ФОРМОЙ ПАРАЗИТИЗМА (ФОРМА «CUSCUTACEAE»)
- ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ У РАСТЕНИЙ С ТРЕТЬЕЙ ФОРМОЙ ПАРАЗИТИЗМА (ФОРМА «PYROLACEAE»)
- ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНДОСПЕРМА У ОРХИДНЫХ (ЧЕТВЕРТАЯ ФОРМА ПАРАЗИТИЗМА)
- ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНДОСПЕРМА У РАСТЕНИЙ С ТРЕТЬЕЙ ФОРМОЙ ПАРАЗИТИЗМА
- ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНДОСПЕРМА У РАСТЕНИЙ С ПЕРВОЙ ФОРМОЙ ПАРАЗИТИЗМА
- Глава II ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗАРОДЫШЕЙ КСЕНОПАРАЗИТНЫХ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
- Глава III ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗАРОДЫШЕЙ АЛЛЕЛОПАРАЗИТНЫХ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
- Глава VI О НЕКОТОРЫХ ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ОНТОГЕНЕЗА ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ-ПАРАЗИТОВ
- МЕТАМОРФОЗ, РЕДУКЦИЯ И НЕОТЕНИЯ И СИСТЕМЫ МОДУСОВ ЭВОЛЮЦИОННЫХ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
- НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ эволюции ПАРАЗИТИЗМА И ИММУНИТЕТА РАСТЕНИЙ
- Глава I ПАРАЗИТИЗМ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ И ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ
- Первые опыты с зародышами растений в маминых горшках
- УДОБРЕНИЯ С АМИДНОЙ ФОРМОЙ АЗОТА
- ПАРАЗИТИЗМ И МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РЕГРЕСС
- Четвертая динамика. Человечество