<<
>>

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВИДОВОМ РАЗНООБРАЗИИ И СТРУКТУРЕ СООБЩЕСТВ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ГРИБОВ В ПОЧВАХ

По сравнению с объемом данных по биоразнообразию, экологическим функциям и биогеографии макроорганизмов знания о микрогрибах в настоящее время явно не достаточны. В отличие от известных сведений о разнообразии растений и животных примерное число основных видов грибов в наземных экосистемах и, в частности, в почвах, даже в наиболее исследованной зоне умеренных широт Европы и Северной Америки, продолжает уточняться, но до сих пор остается не известным.

Эти уточнения, которые активно проводятся в последнее десятилетие, происходят исключительно в направлении увеличения грибного разнообразия, причем известный и предполагаемый уровень видового богатства для отдельных таксонов грибов, в том числе и почвообитающих, может различаться на порядок [Hawksworth, 1991, 2001].

Наряду со сложностями методов исследования, а в первую очередь с неполнотой выделения, это определяется и отсутствием квалифицированных специалистов. «Число специалистов, способных проводить идентификацию микробов, снизилось настолько до критического уровня, что сами исследователи в этой области, могут расцениваться как составляющие видов, подвергающихся опасности уничтожения» [Atlas, et al., 1992].

Методы молекулярной диагностики грибного разнообразия, которые позволяют обходиться без выделения грибов на специализированные питательные среды и оценивать присутствие грибов из различных таксономических и эколош-трофических групп, возможно, исключают необходимость длительной подготовки специалистов систематиков. Однако эти методы никак не могут считаться исчерпывающими. Это определяется не только малым на настоящий момент объемом собранной информации по строению рДНК у отдельных видов, но и сложностью проведения таких анализов для смешанных грибных популяций [Viaud et al., 2000]. В то время как почва, безусловно, является средой обитания самых разнообразных видов грибов.

На настоящий момент остаются нерешенными и вопросы - абсолютно ли достоверна точность такой идентификации и не возможно ли присутствие при анализе грибов, так же как и при анализе бактерий - «химер», то есть участков рДНК, секвенированных из разных видов [Viaud et al., 2000]. Кроме того, известно, что при отмирании микробов их генетический материал какое-то время еще может оставаться биологически активным [Sclenska, Klingmuller, 1992] и ошибочно может быть произведен учет якобы обитающих в почвах организмов уже после их гибели. Поэтому данные о грибном разнообразии, полученные методами молекулярной диагностики, целесообразно сопоставлять с результатами, полученными другими методами.

Безусловно, в почвах можно предполагать один из самых высоких уровней грибного разнообразия. Причинами этого могут быть: гетерогенность строения почв, наличие в них большого разнообразия экониш; участие грибов в сукцессиях на различных субстратах; наличие в почвах очень медленно (за тысячи лет) разлагающегося органического вещества; сохранение в почвах видов грибов, которые были активны при предыдущих растительных сообществах; перенос грибных зачатков животными-микофагами; наличие в почвах мало изученных таксонов грибов, связанных в своем развитии с беспозвоночными животными и т.д.

Исходя из современных оценок [Hawksworth, 2001] разнообразия грибов, приблизительное число видов, обитающих в почвах, может составлять десятки и сотни тысяч.

Определенное время в почвенной микологии существовала концепция о космополитичном характере почвенной микобиоты [Christensen, 1981], подтверждающая первую часть правила Бейеринка - «все есть всюду». Основанием к этому утверждению послужили и детальные микологические исследования, показавшие увеличение числа выделяемых видов грибов из почвенных образцов при увеличении числа изолятов [Domsch, 1960]. Например, в современных исследованиях методом отмывки почвенных частиц выделяют до 150 видов грибов на 400 изолятов, выделенных из 1 мл суспензии [Bills, 1995].

Однако, в биогеографических исследованиях, которые были выполнены у нас в стране [Мишустин, 1966], и сведения о которых вошли практически во все современные учебные пособия по почвенной микробиологии, было показано, что имеется выраженная географическая зональность распределения обилия родов и видов микроскопических грибов. То есть, несмотря на возможное сходство в видовых составах, имеются существенные различия по представленности грибов в почвах. Эти закономерности только у нас в стране подтверждены в очень многих работах [Бабьева, Сизова, 1983; Егорова 1986; Великанов, 1997; Гриш- кан, 1997 и др.].

Широкое развитие в 70-х годах биоценологических исследований позволило показать наличие изменений сообществ почвенных грибов не только в биогеографическом аспекте, но и выявить их специфику для разных зональных биотопов. Было установлено, что в зональных почвах под определенными растительными сообществами почвенные грибы формируют типичные, относительно стабильные комплексы. Например, грибные сообщества в конкретных биоценозах (хвойных, широколиственных и т.д.), описанные М. Христенсен [Christensen, 1981] в США и Канаде, во многом совпадают с сообществами, выделенными Т.Г. Мирчинк как типичные, в аналогичных БГЦ на территории СССР [Мирчинк и др.,1981; Мирчинк, 1988]. Таким образом, даже несколько отличающиеся подходы этих авторов дали сопоставимые результаты.

Р. Торнтон в середине 50-х годов предположил, что в ненарушенных почвах как результат «определенных, благоприятных условий число доминирующих видов микроскопических грибов должно быть не очень велико» [Thornton, 1956], что в дальнейшем нашло подтверждение и в работах других авторов. Например, по данным М. Христенсен [Christensen, 1981] число видов с высокой встречаемостью (gt;30%) в почвах хвойных лесов всего - 11—12. Т.Г. Мирчинк относит к комплексу типичных виды: «доминирующие» (пространственная и временная встречаемость gt;60%), «часто встречающиеся» (пространственная и временная встречаемость gt;30%), «типичные виды» (низкая пространственная- lt;Ю%, но высокая временная - gt;30% - частота встречаемости).

По ее данным комплекс типичных видов сравнительно невелик и представлен 15-20 видами. Такой дифференцированный комплекс может служить количественной мерой для сопоставления микологических свойств почв. 3Иды с низкой частотой встречаемости, но постоянно выделяющиеся на данной территории, могут определять разнообразие комплексов и их специфические свойства [Мирчинк, 1988; Christensen, 1989]. А общее высокое видовое инвентаризационное разнообразие грибов (десятки и даже сотни видов), выделяемое в ненарушенных природных местообитаниях, определяется редкими, случайными видами.

Таким образом, хотя общий запас видов микроскопических грибов в почвах может быть очень высок, тем не менее, в конкретных почвенноэкологических условиях формируются специфические по видовому составу и структуре грибные комплексы. То есть, воплощается вторая часть правила Бейеринка - «среда отбирает». Влияние естественных факторов среды - характера растительного покрова, физико-химических почвенных, климатических условий и т.д., на формирование грибных комплексов показано в очень большом числе почвенно-микологических исследований [Томилин, 1964; Оразов, 1976; Кирцидели, 1993; Великанов, 1997; Warcup, 1951 и др.].

Одновременно проводилось изучение пространственного и временного распределения грибных сообществ в конкретных почвах. Вертикально-ярусная дифференциация грибных комплексов может быть интерпретирована как форма дифференцирующего разнообразия, которая оказывается весьма чувствительным показателем при оценке общего микробного разнообразия экосистем [Звягинцев и др., 1997]. Такого типа исследования были проведены для подстилок и почв в отдельных лесных БГЦ и по всему минеральному профилю почв [Озерская, 1980; Wicklow, Whittingham, 1974]. Показано, что каждый почвенный горизонт может быть охарактеризован специфическим грибным комплексом. Имеются сведения и об определенной стабильности комплексов почвенных грибов для конкретного времени года. Так, в верхнем почвенном горизонте в одни и те же месяцы грибные комплексы имели наибольшее сходство, поэтому возможно, что комплекс микроскопических грибов в определенных местообитаниях представляет собой стабильное сообщество, способное в определенных климатических условиях поддерживать свою структуру [Gochenaur, 1975].

С конца 70-х - начала 80-х годов в связи с глобальным развитием исследований в области охраны природы начинают разрабатывать вопросы не только изучения микологических свойств природных зональных биогеоценозов, но и особенностей изменений почвенной микобиоты в результате антропогенных изменений в биосфере.

<< | >>
Источник: Марфенина О.E.. Антропогенная экология почвенных грибов. 2005

Еще по теме СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВИДОВОМ РАЗНООБРАЗИИ И СТРУКТУРЕ СООБЩЕСТВ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ГРИБОВ В ПОЧВАХ:

  1. МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ СФАГНОВЫХ БОЛОТ:СОСТАВ И СТРУКТУРА СООБЩЕСТВ Ю. А. Мазей
  2. Флора микроскопических грибов
  3. КОМПЛЕКС МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ГРИБОВ В БОЛОТАХСЕВЕРНОЙ ТАЙГИ
  4. Современные представления о строении физической материи
  5. Современное представление о токсикодинамике и токсикокинетике
  6. Видовая идентификация грибов рода Malassezia.
  7. Гпава 6. Сообщества, уровни и разнообразие
  8. Микрофлора молодых сосновых насаждений. Сукцессия видов грибов и бактерий.
  9. Глава IV СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВАВ БИОСФЕРЕ И ПОЧВАХ
  10. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРУКТУРЕ ТВЕРДЫХ ГОРЮЧИХ ИСКОПАЕМЫХНА ОСНОВАНИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ МЕТОДА ЭПР С. Г. Прохоров
  11. ВЛИЯНИЕ ОСУШИТЕЛЬНОЙ мелиорацииНА СТРУКТУРУ МИКОБИОТЫ В ПОЧВАХ НИЗИННОГО и верхового типов заболачивания
  12. 1.5.1. Видовая идентификация и биологические особенности грибов рода Malassezia
  13. Изучение структуры сообществ
  14. Златогурский Василий Владимирович. Разнообразие и эволюция покровных структур у центрохелидных солнечников (Protista: Centrohelida), 2014
  15. Глава I МИКРОФЛОРА СОСНОВОЙ ДРЕВЕСИНЫ НА РАЗНЫХ ФАЗАХ РАСПАДА.СУКЦЕССИЯ ВИДОВ ГРИБОВ И БАКТЕРИЙ
  16. Структура растительных сообществ
  17. Таксономическая структура и современные подвиды              '
  18. Продуктивность сообществ и жизненные стратегии водорослей. Морфофункциональный подход к изучению сообществ макрофитов
  19. СОСТАВ СООБЩЕСТВ И КОМПЛЕКСЫ СООБЩЕСТВ
  20. Марфенина О.E.. Антропогенная экология почвенных грибов, 2005