<<
>>

ВЛИЯНИЕ ОСУШИТЕЛЬНОЙ мелиорацииНА СТРУКТУРУ МИКОБИОТЫ В ПОЧВАХ НИЗИННОГО и верхового типов заболачивания

  В.              А. Терехова, А.В. Головченко1, М.В. Смагина2 1 Институт почвоведения МГУ-PAH, Институт проблем экологии и эволюции РАН, Москва, 2Институт лесоведения РАН, Московская обл.

Изучение микобиоты в гидроморфной среде представляет интерес в разных аспектах. Во-первых, не потеряла свою актуальность проблема биологического разнообразия микроскопических грибов, сохранение его в ходе естественной эволюции экосистем со специфическими для развития микроорганизмов условиями и при вмешательстве человека. Во-вторых, продолжается обсуждение эффективности грибной минерализации растительного материала в переувлажненных почвах, в болотах разных типов, в водоемах и т.п. Задача настоящей работы состояла в определении численности и таксономического состава микромицетов в лесных торфяно-болотных почвах разных типов, подвергшихся экспериментальному осушению. Для выявления возможного влияния мелиораций проведено сравнение комплекса микромицетов на одних и тех же объектах с интервалом более 20 лет.

Объектами исследования были почвы: торфяная низинная типичная нормально-зольная и верховая торфяная обычная; обе залегающие на глубоких 142

торфах (Западнодвинский стационар Института лесоведения РАН, Тверская область). Они соответствуют двум типам болотных лесов: сосняк болотнотравяной на низинном болоте с евтрофным типом водно-минераль-ного питания (объект Грустинка, НТ) и сосняк андромедово-пушицево-сфаг-новый с большой разреженностью древесного полога на верховом болоте централь- но-олиготрофного типа развития с атмосферным питанием (объект Сосвят- ское, ВТ). Экспериментальное осушение болот было проведено в 1972-73 гг. сетью открытых канав. Микологические наблюдения проводили в два этапа: I этап — в первые годы после осушительных мероприятий (1975-77 гг). II этап — в более поздний период (1998 г.). Пробы отбирали буром с определенной глубины.

Микромицеты выделяли методом посева почвенной суспензии из серийного разведения на подкисленный агар Чапека. Численность грибных пропагул выражали в колониеобразующих единицах (КОЕ) на куб. см исследуемого образца. Видовую идентификацию микромицетов проводили по наиболее используемым современным определителям.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что почвы обоих типов обильно заселены грибами. В 1 куб. см отобранных образцов насчитывали десятки и даже сотни тысяч грибных пропагул. На первом этапе более богатым по численности грибов был верховой торфяник, тогда как в 1998 г., наоборот, в низинном более чем на порядок микромицетов было больше. Это явление вполне объяснимо произошедшими, как показал видовой анализ. изменениями в таксономическом составе, поскольку разные виды обладают разной спорулирующей способностью.

В более ранние сроки наблюдений отмечалось более-менее равномерное распределение грибов по профилю обоих объектов, чего никогда не наблюдается в зональных типах почв [1] и, наоборот, характерно для микобиоты водных экосистем [2]. Распределение микроскопических грибов по профилю торфяно-болотных почв в 1998 г. характеризуется уменьшением численности грибных пропагул с глубиной, эта закономерность оказалась общей вне зависимости от их трофности. Более резкое падение численности в нижних горизонтах было характерно для верхового торфяника, в котором уже с глубины 50 см типичные колонии сапротрофного комплекса не выделялись.

Наибольшее значение при изучении устойчивости сообщества организмов к внешним воздействиям и оценке биоразнообразия имеют таксономические показатели его структуры. Исследуемые почвы имеют довольно богатый видовой состав микромицетов. Всего идентифицировано 72 вида микроскопических грибов, представляющих 27 родов. Основная часть относится к несовершенным (класс Deuteromycetes). среди которых бесспорными доминантами были грибы рода Pemcillium (24 вида), несколькими видами были представлены роды Trichoderma (5).

Fusarium (4), Aspergillus. Faeci- lomvces и др. Класс Zygomycetes представляли 6 видов Mortierella. ветре- чался мицелий базидиальных грибов.

Почвы разной трофности существенно различаются по набору видов. Верховой торфяник более чем в пять раз беднее низинного, причем, эта закономерность обнаруживается на всех этапах . Соотношение числа видов в разных типах торфяников в ранний период наблюдений выражалось как 4:23, а в более поздний — 8:45. Количество выявленных видов в 1998 году увеличилось в два раза. Коэффициенты таксономического сходства оказались очень низкими, наибольшее сходство (около 35%) — между образцами из низинных торфяников, отобранными в разные сроки.

Таксономическое сходство комплексов микромицетов в торфяных почвах низинного (НТ) и верхового (ВТ) типов заболачивания в разные сроки наблюдений (видовой состав - справа вверху, родовой состав - слева внизу), %

НТ 1975

ВТ 1975

НТ 1998

ВТ 1998

НТ 1975

0

6, 56

0 ~~

ВТ 1975

16,7

2,17

10,0

НТ 1998

35,0

17,6

5,66

ВТ 1998

14,2

20,0

25,0

Из результатов проведенного анализа следует, что в ходе почти двадцатилетнего периода развития болотно-лесных почв обоих типов заболачивания видовая структура микобиоты претерпела существенные изменения. Различия по видовому составу грибов между контрастными биотопами не сгладились. Наибольшим видовым разнообразием характеризовался комплекс микромицетов, выделенный в 1998 г. на объекте Грустинка, в связи с чем можно предполагать, что здесь сохранилась более высокая деструкци- онная активность грибов.

Как показано ранее, уже в первые годы после осушения в почвах низинного типа заболачивания наблюдалась более интенсивная деятельность целлюлозоразрушающих микроорганизмов [3]. В почвах верхового типа заболачивания как через пять, так и через 20 лет после осушения продолжают сохраняться условия, благоприятные для аккумуляции и консервации органического вещества. Что касается изменений в профильном распределении численности грибов, произошедших за два десятилетия после осушения, то падение этого показателя с глубиной дает некоторое основание говорить об эффекте мелиорации, поскольку равномерное распределение больше характерно для типично водных экосистем.

[1] Звягинцев Д.Г. и др. Структура сапротрофного комплекса микроорганизмов в торфяниках.// Микробиология. 1991. Т. 60, Вып. 6. С. 155-164. [2] Семенова ТА, Терехова Т.А. Микромицеты Куйбышевского водохранилища Ш. Сезонные и годичные изменения в структуре микобиоты // Микология и фитопатология. 1992. Т 26. Вып.2. С. 112-118. [3] Смагина М.В. Активность целлюлозоразрушающих микроорганизмов торфяно-болотных почв.// Лесоведение. 1984. №1, с. 52-58. 

<< | >>
Источник: С.Э. Вомперский. Болота и заболоченные леса в свете задач устойчивого природопользования. Материалы совещания. 1999

Еще по теме ВЛИЯНИЕ ОСУШИТЕЛЬНОЙ мелиорацииНА СТРУКТУРУ МИКОБИОТЫ В ПОЧВАХ НИЗИННОГО и верхового типов заболачивания:

  1. ВЛИЯНИЕ ЛЕСООСУШИТЕЛЬНОЙ МЕЛИОРАЦИИНА БИОРАЗНООБРАЗИЕ.
  2. ВЛИЯНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ БЕРМ И ОТКОСОВ КАНАВ НАСОСТОЯНИЕ ЛЕСНОЙ ОСУШИТЕЛЬНОЙ СЕТИ
  3. ВЛИЯНИЕ ОСУШИТЕЛЬНОЙ МЕЛИОРАЦИИ НА БИОПРОДУКТИВНОСТЬ СОСНОВЫХ ОЛИГОТРОФНЫХ БОЛОТСЕВЕРА БЕЛАРУСИ
  4. Влияние гидрографической сети на процесс заболачивания
  5. Глава V О ВЛИЯНИИ ПАРАЗИТНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЭВОЛЮЦИЮ ПОЛОВЫХ СТРУКТУР
  6. ПРОДУКТИВНОСТЬ ОСУШЕННЫХ БОЛОТНЫХ НИЗИННЫХ ПОЧВВ СТАДИИ ГИДРОТЕРМИЧЕСКОЙ ДЕГРАДАЦИИ О.              А. Анциферова
  7. 1.2. Грибы рода Malassezia как представители нормальной микобиоты кожного покрова животных.
  8. ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОДНО-БОЛОТНОГОКОМПЛЕКСА ВЕРХОВЬЕВ Р.ЯУЗЫ.
  9. ВОЗДЕЙСТВИЕ СТОКА ОТ СВИНОФЕРМЫ НАРАСТИТЕЛЬНОСТЬ ВЕРХОВОГО БОЛОТА
  10. ЦИКЛИЧЕСКИЕ СМЕНЫ ДРЕВОСТОЕВ НА ВЕРХОВОМ БОЛОТЕ:АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ ЧАСТИЧНОЙ ГИБЕЛИ СОСНЫ
  11. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВАПОЧВ РАЗНОГО ТИПА ЗАБОЛАЧИВАНИЯ
  12. ПОСЛЕДСТВИЯ ОСУШИТЕЛЬНОЙ МЕЛИОРАЦИИ ЛУГОВО-ГЛЕЕВЫХ И ТОРФЯНЫХ ПОЧВ СРЕДНЕАМУРСКОЙ НИЗМЕННОСТИ
  13. ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОСУШИТЕЛЬНОЙ СЕТИИ ПРОДУКТИВНОСТИ ДРЕВОСТОЕВ
  14. МАСШТАБЫСОВРЕМЕННОГО ЗАБОЛАЧИВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГОФОНДА ЛЕНИГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
  15. Теория типов в эмбриологии
  16. Взаимосвязь между гидрогеологическими/>условиями и заболачиванием
  17. Современные процессы заболачивания
  18. Метод выделения типов биот