<<
>>

ДИСТАНЦИЯ ОБНАРУЖЕНИЯ

Насекомые малы и жизнь их, как правило, коротка. Это имеет свои преимущества. Во-первых, мелкому животному не нужны для жизни обширные пространства с подходящими условиями. На поляне, где хватит места только для одной коровы или полусотни мышей, могут прожить несколько десятков, а то и сотен тысяч мелких насекомых.

Кроме того, быстрая смена поколений позволяет быстро изменять строение и приспосабливаться к меняющимся условиям. Но при этом насекомые не могут полагаться на собственный опыт — слишком мало живет каждая особь. И они вынуждены полагаться на опыт предков. Поведение насекомых, часто очень сложное и рациональное, базируется в очень большой степени на врожденных реакциях, на инстинктах.

Чтобы сложные врожденные программы поведения могли работать, им нужна подробная и точная информация об окружающем мире. Человек, слон, ворона или крыса могут возместить недостаток информации «размышлением». Жук на это не способен. И его органы чувств должны компенсировать нехватку интеллекта. Справляются с этим они более чем успешно. Часто сравнивают восприятие

Строение фасеточного глаза:

1 — отдельный глазок; 2 — хрустальный конус; 3 — клетки сетчатки; 4 — хитиновая кутикула

насекомых с восприятием птиц или млекопитающих и делают выводы не в пользу насекомого. При этом забывают, что, во-первых, насекомое воспринимает многие раздражители в другом диапазоне, а во-вторых, нужно оценивать работу органов чувств не по отдельности, а всех вместе. Если судить по результату, то насекомые с легкостью затыкают за пояс всех других живых существ.

Зрение насекомых, с точки зрения орла, кошки или человека, неважное. Глаз насекомого состоит из отдельных простых глазков, каждый из которых воспринимает только цвет и яркость падающего на него света.

Сигналы всех глазков суммируются в мозгу и получается единое изображение. То есть изображение напоминает мозаику, составленную из кусочков, каждый из которых имеет свой цвет и яркость. У самых остроглазых насекомых, вроде стрекоз или мух, число простых глазков не

превышает 30 тысяч, чаще же их всего тысячи 3-4. Понятно, что мозаичная картинка, составленная даже из 30 тысяч кусочков, не может быть отчетливой. В человеческом глазу, например, около 100 миллионов светочувствительных элементов, а монитор самого дрянного компьютера строит картинку из 300 тысяч кусочков. Однако и несколько тысяч элементов позволяют насекомому различать форму предметов, узнавать родные места и распознавать окраску на крыльях сородичей. Вы можете, конечно, скривиться — дескать, что это за зрение. Многие так и делают, забывая, что кроме формы и цвета оптическая картинка мира содержит еще множество характеристик, которые наши глаза просто не воспринимают. Начнем с того, что мелькание 20 кадров в секунду сливается в глазах человека в единое изображение. А муха и 300 кадров в секунду будет воспринимать, как мелькание отдельных картинок. Поэтому ни муха, ни стрекоза, ни другое насекомое никогда не будут ходить в кино или смотреть телевизор. Зато они способны следить за полетом пули, как вы следите за полетом брошенного камня. И реагировать соответственно. Мало того. Насекомые отлично видят в ультрафиолетовом диапазоне, что нам удается только при помощи специальных приборов. Мало того. Насекомые различают поляризацию света. Мало того, у них есть специальные органы, воспринимающие инфракрасное излучение. Так что если бы пчела увидела мир таким, каким его видим мы, она сказала бы: «Какое убожество».

Органы слуха у насекомых не бог весть какие, но не хуже чем у большинства млекопитающих. Кроме того, они слышат ультразвук и прекрасно различают писк эхолокатора летучих мышей. Для них он все равно, что для нас с вами рычание голодного тигра в джунглях. Многие ночные насекомые, услышав этот страшный звук, обращаются в бегство или складывают крылья и камнем падают в траву.

Обмен звуковыми сигналами для насекомых дело обычное. Стрекотание кузнечика слышал каждый. Издают звуки и многие жуки, и бабочки, причем многие «разговаривают» тоже в ультразвуковом диапазоне. А пчелы и шершни жужжанием могут подавать довольно сложные сигналы.

Органами осязания у насекомых, как у всех членистоногих, являются особые волоски, рассеянные по всему телу. Используют осязание шестиногие гораздо шире, чем мы с вами. Прежде всего, волоски воспринимают и звуковые колебания, в том числе низкочастотные. Кроме того, воспринимая движение воздуха, эти волоски позволяют очень точно контролировать скорость и направление полета. Очень тонко насекомые ощущают вибрацию субстрата, не исключено, что они способны «слышать шаги» не только, скажем, воробья или землеройки, но и других насекомых.

Обоняние насекомых способно творить чудеса. Особые рецепторы разбросаны у них по всему телу, так что «нюхает» насекомое и животом, и спиной, и ногами. Но больше всего таких рецепторов на усиках. Никакая ищейка не

Скарабей.

сравнится с жуком, бабочкой или мухой. Пустынный навозник скарабей чует запах свежего верблюжьего помета за несколько километров. Падальная муха откладывает свои яички только на тронутое разложением мясо, причем улавливает запах гниения, когда это гниение еще невозможно установить никакими приборами. По всем признакам мясо еще совсем свежее, но если вы нашли на нем яйца мух, значит, разложение уже началось. И чует этот запах муха тоже на очень большом расстоянии. Самцы многих бабочек способны ощу* тить запах самки даже тогда, когда на рецепторы попадает одна-единственная молекула вещества. Они способны находить самку с расстояния более 10 км! Самец при этом поначалу летит зигзагом, буквально разыскивая еди

ничные молекулы, которые рассеяны по нескольку штук на кубометр воздуха.

Вкус у насекомых тоже весьма тонок. Если нам, чтобы почувствовать сладкий вкус, нужна, скажем, одна ложка сахарного сиропа на стакан воды, то для бабочки или мухи достаточно одной капли на бочку.

Вкусовые рецепторы располагаются не только во рту насекомого и на жевательных конечностях, но и на передних лапках. Так что когда слепень, сев вам на руку, потирает передние лапки и затем плотно упирается ими о вашу кожу, то делает он это не в предвкушении обеда. Он чистит лапки, чтобы попробовать вас на вкус. Точно так же пробуют вас на вкус комары и мухи.

Это все ощущения, которые, пусть не в столь изощренном виде, доступны и нам с вами. Однако у насекомых есть органы чувств, которых у нас просто нет. У них есть особые волоски, воспринимающие влажность воздуха. Как муравей или стрекоза ощущают количество водяных паров, мы просто не можем себе представить, у нас таких способностей нет. Совершенно непонятно, как им это удается, но многие насекомые воспринимают напряженность и полярность магнитного поля. Многие воспринимают напряженность электростатического поля. Многие улавливают радиоволны. Попробуйте представить себе, какие ощущения может вызвать магнитное поле. Лично мне это не удается. Ухитряются насекомые воспринимать и радиоактивное излучение. Муравьи, если их подвергают гамма- излучению, строят крытые галереи от муравейника к фуражировочному участку.

<< | >>
Источник: А. Ю. Целлариус. Я познаю мир: Зоология. 2004

Еще по теме ДИСТАНЦИЯ ОБНАРУЖЕНИЯ:

  1. ОБНАРУЖЕНИЕ И УЧЕТ МИКРООРГАНИЗМОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В КРУГОВОРОТЕ АЗОТА
  2.   Обнаружение уробилиногена мультитестовыми полосками или Билуген-тестом. 
  3. Качественное обнаружение фосфида цинка (по фосфору)
  4. Обнаружение гранозана и других ртутьорганических ядохимикатов в зерне
  5.   Экспресс-метод обнаружения ацетоновых тел в сыворотке (плазме) крови. 
  6. Обнаружение фтора в патологическом материале с помощью ализарин- циркониевого лака
  7. ОБНАРУЖЕНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРЕВРАЩЕНИЯХ ФОСФОРА, СЕРЫ, ЖЕЛЕЗА И МАРГАНЦА
  8. Обнаружение и учет численности микроорганизмов в почвахметодом посева на плотные питательные среды
  9. Ивермектины
  10. Глава 7. ЭТОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
  11. Кинодрбм
  12. ДИАГНОСТИКА
  13. МЕТАЛЛ СИНДИКАЦИЯ И ТЕХНИКА ВВЕДЕНИЯ МАГНИТНЫХ ЗОНДОВ, МАГНИТНЫХ КОЛЕЦ И МАГНИТНЫХ ЛОВУШЕК В ПРЕДЖЕЛУДКИ КРУПНОМУ РОГАТОМУ СКОТУ
  14. МЕТАЛЛОИНДИКАЦИЯ и ВВЕДЕНИЕ МАГНИТНЫХ зондов И КОЛЕЦ В ПРЕДЖЕЛУДКИ
  15. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
  16. 1.1. Общая характеристика рода Malassezia Baillon