1** Поиски остатков внеземной жизни

Столь же важным в смысле снятия шор дарвинизма видится мне рассмотрение диасети. Вот пример. В последнее время много пишут о возможном происхождении жизни вне Земли. Исследование метеоритов ясно говорит о том, что многие из них образовались в недрах большой планеты (длительные сверхвысокие давления), а это значит, что она раскололась.
Наличие в таких метеоритах микроструктур, похожих по форме на бактерии, служит основным материалом для рассуждений о внеземном начале жизни, в том числе и о занесении ее на Землю.
He вступая в спор о природе микроструктур, замечу, что занести на Землю жизнь через метеориты вряд ли возможно, поскольку заносить надо не бактерию, а самодостаточный фрагмент биосферы. Крупные метеориты испаряются при ударе о Землю, и мне не известно ни одной модели “мягкой посадки”. К тому же, как сказано в п. 7-2, проблема биопоэза как такового не продвигается допущением космической гипотезы ни на шаг. Однако убедиться в наличии жизни вне Земли было бы важно именно для решения проблем биопоэза: ведь если удастся обнаружить остатки других жизней, да еще очень древних, модели биопоэза обретут почву: станут возможны сравнения, построение параллельных рядов и выявление рефренов.
В Солнечной системе мы можем надеяться увидеть остатки сразу двух древних жизней: Марса (с которого, как полагают, давняя катастрофа сорвала атмосферу и океан, погубив этим жизнь) и погибшей планеты Фаэтон. Они могут раскрыть тайны многих стадий биопоэза.
Метеориты явно - с большой планеты и содержат следы микробов. Вероятно, эта планета (Фаэтон), обращавшаяся между Марсом и Юпитером, 4 млрд лет назад погибла (то ли от взрыва недр, то ли от столкновения с иной планетой), причем осколки в основном ушли в космос или упали на Солнце, а остатки образовали пояс астероидов. Если будет доказано, что на ней была жизнь, это подтвердит ту изложенную в главе 7 идею, что жизнь возникла на Земле быстро, в первые 500 млн лет Солнечной системы.
Был ли на Марсе и Фаэтоне океан? Принятая ныне концепция биопоэза исходит из предположения ведущей роли тепла недр, а не Солнца. Если так, то водный океан мог быть и на далекой от Солнца планете.
(Есть косвенные соображения и о возможной подлёдной жизни на Европе, спутнике Юпитера - LEG, 13-14). При гибели от столкновения или взрыва океан должен был выплеснуться в космос большими фрагментами и замерзнуть, обратившись в рой комет. Кометы состоят из льда и камней, а беспорядочность плоскостей их траекторий (в отличие от упорядоченности орбит остальных тел Солнечной системы - они движутся вблизи плоскости солнечного экватора) говорят в пользу их происхождения от удара или взрыва.
Креационисты видят в кометах довод в пользу краткости истории Солнечной системы: кометы не могут иметь ее возраст (около 4,6 млрд лет), по
скольку испаряют лед при каждом приближении к Солнцу, и могут жить лишь миллионы лет (ЮШ, 162). Довод серьезный, но мы наблюдаем лишь небольшую их часть - ту, которая при гибели океана оказалась в сотни раз крупнее средней величины, а потому во много тысяч раз долговечнее.
Толща земного океана почти безжизненна, поэтому, по аналогии, важных находок можно ожидать е камнях каменно-ледяных комет: камни могут быть кусками дна или берега, и это надо иметь в виду, планируя исследование ядер комет. Интересно было бы обнаружить остатки жизни во фрагментах первичных гидротерм Фаэтона, но еще интереснее найти что-то совсем неведомое. Основана ли внеземная жизнь на знакомой нам биохимии? Можно ли понять это, исследуя “бактерии” метеоритов? Принадлежат ли кометы и метеориты одному и тому же погибшему небесному телу?
Хотя за миллиард лет жизнеспособность организмов должна утратиться, однако космический холод при небольших давлениях и хорошей изоляции от излучений оставляют поле для неожиданностей. Поэтому анализ недр комет требует всех возможных предосторожностей. Особенно с позиции номогенеза: если законы форм всеобщи, то можно заразить Землю, к примеру, опасными прионами (о них см. п. 5-7, 6-10, 7-9).
Эти и многие другие вопросы надо исследовать совместно, сразу выстраивая ряды и, если удастся, рефрены по трем планетам - иначе мы погрязнем в спорах о каждой находке и каждой идее.