Две предпосылки филогенетических преобразований органов
Для каждого органа характерна мультифункциональность, а для функции — способность изменяться количе-ственно. Эти категории и лежат в основе всех принципов эволюционного изменения органов и их функций.
Мультифункциональность органов. В настоящее время не известен ни один монофункциональный орган. Напротив, число известных нам функций, присущих тому или иному органу или структуре, имеет тенденцию «увеличиваться» (по мере углубления знаний). Даже такой специализированный орган, как крылья летучих мышей, несет функции не только полета, но и схватывания добычи по принципу сачка (у настоящих летучих мышей); терморегуляции (у тропических летучих лисиц); продуцента витамина D, образующегося в основном в кожном по-крове, и, наконец, органа осязания. Прежде считалось, что маленький хвост у некоторых оленей действует как шторка, открывающая белое подхвостье, которое служит ориентиром для бегущих сзади оленей в густом лесу. Этологические исследования показали, что еще большее сигнальное значение имеет само помахивание хвостом, при котором развеивается вокруг резко пахнущий секрет хвостовых желез. Общепризнано, что однопалая нога лошади едва ли не самое совершенное при-способление для быстрого бега. Однако в то же время нога лошади — эффективное ору-жие защиты от нападения хищников, орган рытья, а также несет некоторые этологиче-ские функции (движение ноги — «лошадь бьет копытом» — выражает настроение). Число примеров такого рода можно много-кратно увеличить. Главная функция листа — фотосинтез. Кроме того, лист выполняет функции отдачи и поглощения водь, запасающего органа, органа размножения у одних форм, ловчего аппарата — у других и т. д. Даже для колосковых чешуи и остей у злаков характерно несколько функций: защиты, фотосинтеза, выделения, газообмена. Мультифункциональность проявляется и на молекулярном уровне: молекулы белков полифункциональны. Равным образом мультифункциональ- ными оказываются не только органы эктб- соматические (в широком понимании — внешние), но и эндосоматические (внутренние).
Селезенка у млекопитающих не только орган кроветворения, но и важ-нейшая железа внутренней секреции; функ-ции желез внутренней секреции характерны и для половых желез, почек, печени, подже-лудочной железы. Пищеварительный тракт — не только орган пищеварения, но и важнейшее звено в цепи органов внутрен-ней секреции, а также важное звено в лим-фатической и кровеносной системах. У рас-тений сосудистые пучки — не только про-водящие пути, но и важный конструктивный элемент, обеспечивающий поддержание оп-ределенной формы, и т. д. Мультифунк-циональность органов и структур — одна из важнейших характеристик органической природы на Земле. Количественные изменения функций. Любые формы жизнедеятельности имеют не только качественную, но и количественную характеристику. В применении к функцио-нированию того или иного органа или структуры это означает, что одна и та же функция может проявляться с большей или меньшей интенсивностью. Так, в природе всегда существуют те или иные степени проявления (выраженности, экспрессивности) каждой из известных нам функций; функция бега выражена сильнее у одних видов млекопитающих и слабее — у других, функция фотосинтеза в большей степени выражена у одних видов растений и в меньшей степени — у других и т. д. То же самое наблюдается и внутри одного вида: по любому из свойств всегда существуют количественные различия между особями вида (например, по остроте зрения, силе, особенностям терморегуляции, любому другому проявлению жизнедеятельности в широком смысле). Часто количественные изменения функции обусловлены уменьшением или увеличением числа или размера однородных структур, которым присуща данная функция. Так, интенсивность дыхания клетки зависит от числа митохондрий, интенсивность фотосинтеза — от числа хлоропластов и содержания хлорофилла, интенсивность дыхания у позвоночных — от объема легких. Любая из функций организма количествен- 218 но меняется и в процессе индивидуального развития особи. Эти две фундаментальные особенности — мультифункциональность органов и способность количественного изменения функции — и лежат в основе всех принципов филогенетического изменения органов. 16.1.