<<
>>

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Подтверждение второй предпосылки

Теперь мы укажем те опыты, которые выяснят вторую нашу предпосылку, что кровь проникает через артерии во все части тела и возвращается через вены, что артерии есть сосуды, выводящие кровь из сердца, а вены являются путями для возвращения крови в сердце и что в конечностях тела кровь проходит из артерий в вены или по анастомозам или же просачиваясь сквозь поры тканей [30], подобно тому как в сердце и груди происходит проток из вен в артерии.

Итак, мы докажем факт циркулярного движения крови, при помощи которого она проходит из центра на периферию и обратно. Мы сейчас же увидим, что в определенное время в том или ином сосуде проходит такое большое количество крови, которое не могло бы быть пополнено пищей, и большее, чем нужно для питания.

В то же время мы продемонстрируем результаты повязок (сдавление бандажами) и объясним, почему повязки [31] оттягивают кровь и эти результаты не зависят ни от тепла, ни от боли, ни от страха пустоты [32], ни от тех причин, которые им раньше приписывали. Мы скажем о преимуществах, которые медицина может извлечь из этих повязок. Мы укажем, каким образом они могут остановить или вызвать кровотечение, вызвать гангрену и омертвение, и кроме того укажем, как можно их использовать при

кастрации животных и при удалении мясистых опухолей и бородавок. Хотя до сих пор никто еще не мог дать настоящих объяснений всем этим явлениям, между тем почти все врачи, по указанию древних, для излечения болезней употребляют повязки и советуют это делать, но очень немногие употребляют это правило так, чтобы получить надлежащую от этого помощь.

Перевязки различают очень тугие и слабые. Тугой перевязкой называется та, которая при помощи бинта или круглой повязки накладывается совсем вплотную на член так, что ниже ее не чувствуется биения артерий. Это применяется при ампутациях, чтобы избежать кровотечения. То же употребляется при кастрации животных и при удалении опухолей.

Повязка абсолютно пресекает прилив пищевых веществ и теплоты, поэтому яички или громадные саркоматозные опухоли сжимаются, отмирают и отпадают. Умеренные перевязки, наоборот, сжимают член со всех сторон, не причиняя боли, причем слабое биение артерий еще можно наблюдать ниже повязки; это практикуют при кровопускании и компрессах. Если повязка выше локтя сделана правильно, то чувствуется слабое биение пульса в артериях ручной кисти.

Можно сделать этот опыт на руке человека: обвяжем руку бинтом, как это делают перед кровопусканием, или же сожмем ее рукой. Предпочтительнее выбрать руку тощую, на которой яснее выделяются вены. Также необходимо, чтобы все тело, как и его конечности, было хорошо согрето для того, чтобы возможно большее количество крови прошло в конечности для возбуждения более энергичной пульсации, ибо при этих двух условиях явления будут выражены яснее.

После наложения по возможности тугой круглой повязки прежде всего можно наблюдать ниже перевязки, что пульс совершенно прекращается в ручной кисти или в другом месте; тем не менее сейчас же выше перевязки

5*

артерия продолжает биться, но с более сильной и более энергичной диастолой. Около повязки артерия увеличивается и вздувается, как от прилива, и пытается преодолеть препятствие и продолжить свой ход; при этом она кажется более раздутой, чем обыкновенно. Что же касается руки, то она сохраняет свою окраску, свой состав и лишь через некоторое время она начинает охладевать, ибо ничто не может туда проникнуть.

Если это сжатие через некоторое время сразу ослабить немного, как это делают при кровопускании, можно наблюдать следующее: вся рука тотчас окрашивается и вздувается; вены вздуваются и делаются варикозными; десятью или двенадцатью пульсациями артерии привлекают большое количество крови, которая собирается и наполняет всю руку. Следовательно это неполное сжатие притягивает большое количество крови, и это происходит не вследствие боли, жара, или «боязни пустоты», или других ранее упомянутых причин.

В момент ослабления повязки, приложив палец к начинающей пульсировать артерии, можно ощутить протекающую по ней кровь. Что же касается того субъекта, на руке которого демонстрировался этот опыт, то он в момент ослабления перевязки вместе с пульсациями артерии чувствует внезапную теплоту и наплыв как бы прорвавшейся через препятствие крови. Он ощущает что-то разливающееся по ходу артерии и затем чувствует согревание и набухание руки.

Как при тугой повязке пульсируют и вздуваются артерии, расположенные выше повязки, а в нижних артериях пульс останавливается, так и при слабой повязке вздуваются и выступают вены и мелкие артерии, расположенные ниже, а не выше повязки.

Если немного сжать расширенные вены, то можно видеть, как кровь проходит через повязку и растягивает вены, расположенные выше. Всякий, кто внимательно проследит

этот факт, ясно увидит, что кровь протекает через артерии; когда они сжаты тугой повязкой, то ничего не проходит. Рука сохраняет свой цвет, не получает крови и не вздувается. При некотором ослаблении повязки силой пульсации кровь пробивается в руку и рука на глазах раздувается. Итак, когда артерии пульсируют, кровь протекает в руку, тогда как при совершенно тугой повязке приток крови доходит только до повязки. С другой стороны, если несколько сжаты вены, кровь не накопляется выше повязки. Часть вены, расположенная ниже, вздувается, по сравнению с лежащей выше повязки и нормальной веной. Следовательно сдавление мешает проходить крови из нижних частей вен в верхние, и таким образом нижние вены во время сжатия остаются вздутыми.

Слабая повязка не препятствует проходить через артерии крови, которая выбрасывается на периферию сокращением сердца. Итак, разница между этими двумя способами повязок ясна: тугая повязка препятствует прохождению крови не только через вены, но также и через артерии, тогда как слабая повязка не является препятствием к пульсации крови в артериях и не мешает ей проходить ниже сдавления. Почему же при слабой повязке вены вздуваются и рука наполняется кровью?

Откуда прибывает кровь ниже повязки: через вены, через артерии или через невидимые поры тканей? Через вены — невозможно, через невидимые поры — еще менее возможно.

Следовательно это необходимо должно происходить через артерии. По венам кровь притекать не может, что ясно из того, что ни при каком сжатии выше повязки она не появляется, а если совсем снять повязку, то нижележащие вены теряют вздутость, передавая кровь в верхние вены, рука белеет, вся масса крови, которая наполняла и вздувала руку, проходит вверх.

Далее, тот, у кого была долгое время перевязана кисть или предплечье, почувствует при снятии слабой повязки

холод в припухшей руке; этот холод распространяется до локтя и даже до плеча. Мне кажется, что этот возврат холодной крови в сердце после снятия повязки и является причиной обморока, который случается даже у самых сильных субъектов, что профаны объясняют обращением крови назад.

Кроме того, этот проход крови через артерии при ослабленной тугой повязке и связанное с этим вздутие вен, расположенных ниже, доказывает, что кровь проходит из вен в артерии, но не наоборот; это же доказывает существование или анастомозов между этими сосудами, или же пор в тканях, которые служат для тока крови. Так же доказывается, что вены имеют анастомозы: при слабой повязке выше локтя они все одновременно вздуваются, а если скальпелем выпустить кровь из одной вены, то они все спадаются, теряя свое содержимое через вскрытую вену.

Таким образом, каждый может объяснить себе причины этого прилива крови при сжатии и, может быть, причину всех вздутий.

Очевидно, что при наложении слабой повязки вены сжаты и кровь не может проходить; между тем она нагнетается через артерии силой сокращения сердца и, не имея выхода, растягивает вены. />Как же это могло бы происходить иначе? Если даже жар, боль, «сила пустоты» притягивают кровь в какую-либо часть, то только для наполнения, а не для растяжения и чрезвычайного вздутия, при котором кровь скопляется в таком количестве, что происходит разрыв связок в тканях и другие повреждения в сосудах. Невозможно предполагать и доказывать, что эти явления происходят от жара, боли или от «силы пустоты».

Таким образом, от наложения повязки происходит прилив крови без всякой зависимости от жара, от боли, от «силы пустоты». Ведь если бы боль вызывала прилив крови, каким

образом тогда, при повязке в локте, вены в руке — ниже повязки — и пальцах могли бы так вздуваться и делаться варикозными, ибо давление повязки не пропускает туда крови? И каким образом выше повязки не оказывается ни опухоли, ни признаков переполнения и вздутости вен и никаких признаков прилива крови? Следовательно причина этого прилива и необычайного вздувания руки и пальцев ниже повязки совершенно ясна: кровь нагнетается с силой и постепенно, а выйти не может.

Есть ли это также причина всех опухолей (как думал Авиценна) [33] и всех отеков, которые появляются в различных частях нашего тела? Не образует ли опухолей та кровь, которая свободно проникла в какую-либо часть, но выйти оттуда не может? Таким ли образом формируются также воспалительные опухоли? На том месте, где формируются опухоли, можно чувствовать полный пульс, в особенности при горячих опухолях, которые внезапно вздуваются. Но об этом я буду говорить в других исследованиях. Один факт произошел со мною лично. Упав с коляски, я получил удар в лоб в том месте, где проходит небольшое разветвление височной артерии. Я ощутил опухоль, которая, развиваясь без жара и почти безболезненно, достигла в конце 20-й пульсации величины яйца: это, повидимому, происходило от близости артерии. Кровь быстро проталкивалась в ушибленное место. Вот почему при кровопускании, когда нужно заставить кровь бить с силой, мы делаем перевязку выше, а не ниже того места. Если бы кровь проходила из вен, расположенных выше, то это давление являлось бы препятствием, а не помощью, и было бы рационально наложить повязку ниже места, предназначенного для кровопускания, для того чтобы остановить кровь и заставить ее вытекать с большим обилием. Но так как кровь проходит по артерии в нижележащие вены, то возврату крови препятствует сжатие последних; вены при этом вздуваются, .и если сделать в них отверстие, то кровь начнет стреми

тельно выливаться через это отверстие. А при снятии повязки путь для возврата крови открывается и кровь будет вытекать из раны только по капле. Всем известно, что при кровопускании, во время развязывания перевязки или при завязывании ниже места кровопускания, а также при стягивании члена с большой силой, кровь выливается без напора. С одной стороны, это происходит оттого, что проход крови в артерии останавливается слишком крепким сжатием, и с другой стороны, — от свободного прохода, крови обратно в вены после снятия повязки.

<< | >>
Источник: ВИЛЬЯМ ГАРВЕЙ. АНАТОМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О ДВИЖЕНИИ СЕРДЦА И КРОВИ У ЖИВОТНЫХ. 1948

Еще по теме ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Подтверждение второй предпосылки:

  1. ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ Подтверждение второй предпосылки, доказывающей циркуляцию крови
  2. ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ Подтверждение третьей предпосылки, доказывающей циркуляцию крови
  3. ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Подтверждение опытами первой предпосылки о количестве переходящей из вен в артерии крови и опровержение возражений
  4. ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ КЛИМАТ ДИКТУЕТСВОИ УСЛОВИЯ
  5. ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ ЗУБНАЯ СИСТЕМА КРОЛИКА и МОРСКОЙ СВИНКИ
  6. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Доказательство кругового движения крови, подтверждаемое первой предпосылкой
  7. ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ Подтверждение движения и циркуляции крови посредством- наблюдений над сердцем и посредством анатомических исследований
  8. Одиннадцатая динамика. Технология игры
  9. ДИАГНОСТИКА БЕРЕМЕННОСТИ Вначале можно ставить диагноз на беременность и бесплодие путем систематического применения . пробника после осеменения. Во второй половине плодоношения наблюдается асимметрия контуров живота, проявляющаяся отвисанием и выпячиванием правой брюшной стенки. Пальпацией можно обнаружить увеличенную матку с плацентами, но чаще ощущаются лишь плоды. Положительный диагноз удается установить только со второй половины беременности. Животные перед исследованием должны быть выдержа
  10. ДИАГНОСТИКА БЕРЕМЕННОСТИ Вначале можно ставить диагноз на беременность и бесплодие путем систематического применения . пробника после осеменения. Во второй половине плодоношения наблюдается асимметрия контуров живота, проявляющаяся отвисанием и выпячиванием правой брюшной стенки. Пальпацией можно обнаружить увеличенную матку с плацентами, но чаще ощущаются лишь плоды. Положительный диагноз удается установить только со второй половины беременности. Животные перед исследованием должны быть выдержа
  11. Предпосылки естественного отбора
  12. Второй закон. Локализация события
  13. Предпосылки возникновения внутрипопуляиионного разнообразия особей
  14. РИНГ ВТОРОЙ — ДОБЕРМАН-ПИНЧЕР
  15. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ЧАСТНАЯ ГИГИЕНА
  16. III. 1. ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
  17. Предпосылки возникновения дарвинизма
  18. Второй пример (броуновское движение, диффузия)
  19. • Общие предпосылки лекарственной терапии.
  20. Предпосылки и этапы возникновения жизни