6. 4. 3. Новый этап в состоянии биосферы. Ноосфера
Биосфера существовала до появления человека почти 4 млрд лет. В этой невообразимой длительности история человечества - лишь мгновение. Появление человека на Земле предопределило неизбежность возникновения нового состояния биосферы — переход ее в ноосферу (от греч.
tioesis — мышление, разум), оболочку разума, охваченную целенаправленной деятельностью самого человека.Уже в конце прошлого века В. И. Вернадский, изучая минералогию и оценивая масштабы технической деятельности человечества по извлечению из недр Земли различных минералов и руд, по их переработке, по получению новых химических соединений, пришел к выводу, что масштабы этой деятельности, стремительно возрастая, стали сравнимыми с масштабами природно-геологических явлений. В то же время в ранних работах о живом веществе Вернадский считал его объем и вес на протяжении всей биологической истории Земли неизменным. Он предполагал, что входе биологической эволюции менялись только формы живых существ, - в течение веков и тысячелетий пьеса жизни оставалась неизменной, приходили лишь новые актеры. Однако уже в середине 30-х гг. Вернадский пересмотрел эту точку зрения и пришел в выводу, что биосфера по массе живого вещества, его энергии и степени организованности в геологической истории Земли все время эволюционировала, изменялась, что влияние деятельности человека явилось естественным этапом этой эволюции и что под этим влиянием биосфера неизбежно должна коренным образом измениться (Яншин, 1986).
Таким образом, появление человека и его научной мысли явилось естественным этапом эволюции биосферы. В результате челове-
юской деятельности она должна перейти в новое состояние, которое 'Вернадский назвал уже не биосферой, а ноосферой - сферой, формирующейся под воздействием человеческого разума. “ Можно смело сказать, - писал А.Л. Яншин, - что учение о переходе биосферы в ноосферу - вершина творчества В.И.
Вернадского. При разработке этого учения он использовал и синтезировал не только геологический и биологический, но также социально-исторический материал”.Впервые Вернадский употребил этот термин в своем понимании в 1938 г. в рукописи книги “Научная мысль как планетное явление”, опубликованной частично лиш ь в 1977 г. По Вернадскому, ноосфера - это исторически неизбежная естественная стадия развития Земли, по достижении которой окружающая человека природная среда будет рационально преобразована коллективным разумом и трудом человечества:11 Ноосфера, охватывающая всю планету, - область проявления разума - создавалась и создается переработкой биосферы, трудом и жизнью человека, направляемыми научной мыслью”.
Необходимыми условиями создания ноосферы Вернадский считал научное и культурное объединение всего человечества, усовершенствование средств связи и обмена, открытие новых источников энергии, подъем благосостояния трудящихся масс, равенство всех людей и исключение войн из жизни общества.
Мысли о ноосфере владели Вернадским уже в 20-х гг. Однако тогда он еще не использовал термина “ноосфера”. Термин “ноосфера” был предложен в 1927 г. французским философом и математиком Э. Ле- руа, который подразумевал полней современный этап в развитии органического мира, когда доминирующая роль в эволюции принадлежит духовному творчеству человека и продуктам его труда. Вскоре этим термином начал пользоваться и его друг философ, религиозный мыслитель и антрополог Тейяр де Шарден (они оба слушали лекции В. И. Вернадского о живом веществе в Сорбонне в 1922 г.), который в дальнейшем разработал собственное представление о ноосфере, изложенное в книге “Феномен человека” (1965). Согласно Тейяру де Шардену, ноосфера - “новый покров”, “мыслящий пласт, который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается над миром растений и животных - вне биосферы и над ней".
Использовав понятие “ноосфера”, Вернадский вложил в нее свое представление, отличающееся от трактовок Леруа и Тейяра де Шардена.
Для Вернадского ноосфера была закономерным этапом в развитии биосферы, в пределах которого разум человека станет общепланетарной силой, преобразующей лик Земли не только в соответствии с потребностями человека, но и с учетом законов биосферы. Следовательно, у Вернадского термин “ноосфера” выражал вполне земное содержание — неизбежность наступления времени, когда человечество должно строить свою деятельность и свои взаимоотношения с природой на научной основе (Микулинский, 1989).Для понимания концепции ноосферы целесообразно присмотреться к тому, как она вызревала у Вернадского. Мы уже отмечали, что Вернадский превосходно знал историю естественнонаучных знаний. Изучение истории привело его к выводу, который изложен в статье “Мысли о современном значении истории знаний” (1926 г.): “Научная человеческая мысль могущественным образом меняет природу. Нигде, кажется, это не проявляется так резко, как в истории химических элементов в земной коре, как в структуре биосферы. Созданная в течение геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильней и глубже меняться под влиянием научной мысли человечества. Вновь создавшийся геологический фактор - научная мысль — меняет явления жизни, геологические процессы, энергетику планеты”. Как писал С. Р. Микулинский, здесь еще нет термина “ноосфера”, но контур самой концепции утке вполне очерчен.
Первое публичное изложение концепции ноосферы с использованием самого термина сделано Вернадским в '‘Записке об организации научной работы”. Эта “Записка” была написана 9 ноября ] 942 г. Старшее поколение людей нашей страны знает, какое это было страшно трудное время. Гитлеровцы стояли под Москвой. Решающий перелом в войне еще не наступил. Сталинград с разгромом германских войск еще был впереди. Но Вернадский полон веры в победу над врагом и обращается к Академии наук с предложениями создания новых форм организации научной работы для быстрого восстановления разрушительных последствий войны. Эти новые формы организации должны быть проведены как можно быстрее. Самое же замечательное состоит в том, что в этой “Записке” предложения конкретных мер по решительному совершенствованию организации научной работы Вернадский предваряет изложением идеи о наступлении нового этапа в истории нашей планеты - о становлении ноосферы. “Ноосфера”, — писал Вернадский, — есть такого рода состояние, в котором должны проявиться разум и направляемая им работа человека как новая небывалая на планете геологическая сила... Подготовлявшееся в течение тысячелетий новое состояние жизни на нашей планете, о котором мечтали утописты, станет реальностью, когда войны - т. е. организованные убийства, когда голод и недоедание могут сравнительно быстро исчезнуть с нашей планеты. Это зависит в известной степени от каждого из нас. Мы должны это понимать и сознавать”.
Вернадский считал становление ноосферы неизбежным. Всякое сопротивление наступлению периода ноосферы, когда человечество научится сознательно управлять природными и социальными процессами, должно быть и будет преодолено потому, что это, как он утверждал, вытекает из всего прошлого развития жизни и есть единственно возможный путь дальнейшего продолжения этого развития уже на его человеческой, социальной стадии. Термин “ноосфера” вошел в широкое употребление, и теперь важно, подчеркивал Мику- линский (1989), не столько спорить о его точности, сколько добиваться правильного понимания того явления, которое он обозначает.
К сожалению, концепция В. И. Вернадского о человеческом разуме как ведущей силе преобразования биосферы пока оправдалась лишь частично. Прогресс научных, технических и технологических достижений действительно дал в руки человека силы, достаточные для изменения биосферных процессов, извлечения непосредственной пользы из биоресурсов. Однако того же разума не хватило, чтобы эксплуатировать эти ресурсы, не входя в противоречия с естественными законами существования биосферы как единого целого. “В результате современное человечество, — говорит академик И. А. Шилов (1997), — использует огромные возможности против самого себя, нарушая сложившиеся за миллионы лет эволюции взаимоотношения, поддерживающие устойчивость биосферы".
Влияние человека на биосферу определяется его “биосоциаль- ностыо". С одной стороны, человек как один из видов живых организмов входит в общую систему круговорота и связан со средой трофическими и энергетическими взаимодействиями и адаптациями. Как биологический вид человек — гетеротроф, консумент-полифаг. “Человечество как живое вещество непрерывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли — с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту” (Вернадский, 1944).
В то же время человечество — это высокоразвитая социальная система, предъявляющая к среде не только биологические, но и небиологические требования, обусловленные техническими, бытовыми и культурными потребностями. По мере развития научно-технического прогресса и культуры эти потребности непрерывно растут. Масштабы использования естественных биологических ресурсов существенно превышают чисто биологические потребности человека, что вызывает переэкеллуатациюэтих ресурсов, нарушение существовавших ранее трофических связей и нарастание доли невозвращае- мого в круговорот органического вещества. Здесь уместно вспомнить опыт предыдущих цивилизаций и слова К. Маркса о том, что не перепроизводство, а перепотребление и безумное потребление, доходящее до чудовищных и причудливых явлений, было причиной гибели античной государственности.
Извлекая из недр земли полезные ископаемые, человечество расточительно и небрежно использует невосполнимые ресурсы, выбрасывая в отходы вещества, которые не включаются в биогенный круговорот и, следовательно, не возвращаются в исходное состояние. Нынешний уровень технологий позволяет превращать природные ресурсы в конечный продукт лишь на 1.5-2%. Следовательно, горы отходов растут практически на 2 порядка быстрее, чем население планеты.
Наконец, создавая всевозможные искусственные вещества, человечество наводняет биосферу ксенобиотиками, которые, не имея биологических деструкторов, не разлагаются, захламляют и загрязняют среду.
Вследствие более широкого функционирования человечества как социальной системы, по сравнению с биологической, наступила кризисная ситуация, нарушающая сбалансированный в процессе эволюции круговорот. Эта ситуация сопровождается неизменным ухудшением качества среды. Выход видится в использовании разума человечества не только для эксплуатации естественных ресурсов, но и для их сохранения и умножения. Биосфера должна перейти из техносферы в действительно ноосферу. Альтернативы ноосфере нет, но переход в новое состояние не произойдет сам собой. Активное регулирование человеком биосферных процессов вплоть до создания искусственных экосистем с заданными свойствами возможно лишь на основе знаний естественных законов формирования и функционирования биологических систем различного ранга, нового мышления, основанного на представлениях о живом, существующем в тесной взаимосвязи с косным веществом как единое целое.
'"Ноосфера, - писала эколог-дальневосточник Е. С. Зархина (1991), - как качественно новая форма организованности, возникающая при взаимодействии природы и общества, ныне предстает нам не только как высокая мечта Вернадского, но и как грозная и деловая необходимость. Либо мы сумеем построить сферу Разума, в которой общество будет сотворчествовать с природой, а не противостоять ей, либо земная цивилизация будет “выбракована” вселенской эволюцией. Эту дилемму самым деловым, практическим образом — через стратегию и тактику природопользования — должны решать уже ныне живущие поколения”.
Сознательное управление экологическими системами с целью повышения их продуктивности, конструирование устойчивых в условиях антропогенных ландшафтов и измененной среды систем различного целевого назначения представляет собой задачу биосферного уровня, выходящую за рамки чисто биологических проблем. Ее решение будет зависеть от нового подхода, объединяющего технологические, экономические, политические, юридические, моральные и другие аспекты.
Но в любых новых условиях в основе протекания биосферных процессов по-прежнему остаются биологические законы поддержания жизни как планетарного явления (Шилов, 1997). Поэтому все большее число умов проникается сознанием того, что выживание человека возможно лишь при сохранении жизни на Земле и что создать систему гармонического взаимодействия человечества и природы можно лишь на базе понимания фундаментальных экологических закономерностей и использования современных достижений науки и техники.
Следовательно, образование ноосферы предполагает замену хаотического саморазвития, основанного на процессах естественной саморегуляции, разумной стратегией, базирующейся на прогнозноплановых началах, регулировании процессов естественного развития. Это управление несомненно должно быть “мягким” и следовать законам развития природы и общества. Человечеству придется решать массу тяжелых для нового времени проблем, но это будут иные, чем сегодня, проблемы. Развитие ноосферы трудно прогнозировать, одно лишь несомненно, как считал Н. Ф. Реймерс (1994): управлять люди будут не природой, а прежде всего собой.
В работе “Несколько слов о ноосфере”, написанной в 1944 г., Вернадский отмечал, что в геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление. Сегодня нам всем ясно, что мировая экономика не всесильна, она не в состоянии содержать военно-промышленный комплекс и одновременно разворачивать крупномасштабные программы по охране окружающей среды.
Последние годы XX в. убеждают нас в том, что природа через экологические угрозы требует переустройства общественной системы. Дальнейшее ухудшение экологической ситуации с неизбежностью приводит человечество к необходимости смены приоритетов - экологические проблемы при существующих тенденциях вскоре могут оказаться “впереди” проблем социально-экономических. В настоящее время “экологический канал”, по словам А. Д. Акименко (1991), является основным каналом воздействия на массовое сознание людей, поскольку он непосредственно влияет на любого человека независимо отего общественного статуса, экономической обеспеченности, уровня образования. Прямая угроза собственному здоровью, ухудшению среды проживания, разрушение биосферы - именно эти факторы наиболее быстро и легко овладевают общественным сознанием и побуждают человека к деятельности. “Рано или поздно создание ноосферы будет целью государственной политики или общественного строя. Это - геологический процесс, который своими корнями глубже процесса исторического”, - писал Вернадский.
В самые последние годы появились предвестники экологического кризиса. Возросла угроза войн, острее стала тревога за будущее человечества. Если сохранятся нынешние темпы и тенденции технизации и химизации нашей жизни, то очень быстро наступит реальная угроза выживанию человечества. Сложившуюся сегодня ситуацию необходимо преодолеть. Нужны качественные, революционные изменения в нашей жизни, в технологии природопользования. Это все больше понимает население Земли. В борьбу за сохранение жизни человечества на планете Земля вступают врачи, ученые, политики. Формируется новое мышление, создается экологическое мировоззрение.
Под экологизацией в самом обшем виде понимается такая коренная перестройка человеческой деятельное™, которая обеспечила бы союз человека и природы, т. е. максимально возможное соответствие между основными направлениями актавности общества и законами функционирования биосферы. В любом случае экологизация предусматривает всеобщее осознание места и роли каждого действия в глобальной и территориальной системах воспроизводства среды и реализацию этого осознания во всех сферах и на всех уровнях человеческой деятельности.
Основой для этого процесса служит понимание неотвратим оста изменения нашего отношения к природе. И в воспитании этого понимания и формировании мировоззрения одна из главных ролей принадлежит экологическому образованию и просвещению. Еше в 1986 г. один из авторов “Книги путешествий” А. Г. Битов прекрасно написал об экологии и ее роли в формировании нового мышления: “Экология честностью и свежестью своих первых движений как раз то и делает, что забыли все знаменитые науки, увлекшись собою, - она открывает новое мышление, новое отношение к миру, новый способ описать его... Она восстанавливает в сознании место человека на земле, которое он забыл. Она воспитывает это сознание, более того, она сама и есть это новое сознание”.
Еще по теме 6. 4. 3. Новый этап в состоянии биосферы. Ноосфера:
- Глава IV СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВАВ БИОСФЕРЕ И ПОЧВАХ
- ГЛАВА 25 УЧЕНИЕ О НООСФЕРЕ
- Вид — качественный этап эволюционного процесса
- Заключительный этап
- Новый период.
- Новый мировой порядок
- НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПОДЪЕМА ПОЧВЫ
- 13. Новый жоффруизм и винт эволюции
- 5-12* Первичные половые клетки и новый пангенез
- 24.1. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ БИОСФЕРЫ
- 24.2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ БИОСФЕРЫ
- ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ
- Организация биосферы
- 5. Биосфера как организм
- Этика. Состояния
- 13. Эволюция биосферы
- ТЕХНОГЕННЫЕФАКТОРЫ В БИОСФЕРЕ
- Изучение структуры и функции биосферы
- 6. 4. 7. Развитие биосферы
- 6.1. Понятие о биосфере, ее границах и функционировании