<<
>>

Ландшафт.

  Биоцикл суши слагается из многих ландшафтных единиц различного содержания и масштаба. Для выяснения влияния биотопических особенностей на животных в данном случае нет необходимости их подробно рассматривать.
Объединяя ландшафты, сходные по основным биотопическим признакам и характеризующиеся поэтому сходными жизненными формами обитающих здесь животных, можно свести все их разнообразие к трем основным типам н рассмотреть бнотони- ческие условия, характеризующие 1) побережья водоемов, 2) открытые ландшафты с травянистым, часто более или менее разреженным покровом и 3) закрытые ландшафты, или леса различного типа.

Биотопические факторы, отличающие тот или иной ландшафт, отражаются более всего на образе жизни и способе передвижения, а в связи с этим и на форме тела обитающих здесь животных. Поэтому каждому из намеченных типов ландшафтов свойственны свои жизненные формы, обусловливающиеся его особенностями.

Так, для побережий водоемов будут характерны животные, хотя и обитающие на суше, но в то же время в большей или меньшей степени использующие соседние водные пространства для добывания пищи, защиты от врагов или для размножения. Таким образом, тут будут преобладать жизненные формы амфибийного типа — формы плавающие, ныряющие, бегающие по поверхности воды или бродящие.

Обильная, скопляющаяся на мелководье пища, недоступная для крупных первичноводных животных, привлекает сюда разнообразных наземных зоофагов и эврифагов. Почти все классы воздушных животных — паукообразные, насекомые, амфибии, рептилии, птицы и млекопитающие — имеют здесь своих представителей. Особое преимущество получают формы летающие, способные преодолевать водные преграды, а также быстро перемещаться, избегая затопления при приливах и других колебаниях уровня воды и береговой линии. Из 33 отрядов современных птиц шестнадцать имеют представителей, приспособленных к добыванию корма на побережьях: бродных, плавающих, ныряющих, пикирующих добычу с воздуха, бегающих по поверхности плавающих растений или по дну под водой, как оляпки.

Менее многочисленны амфибионтные млекопитающие. Особенности их строения в большинстве уже были отмечены при рассмотрении гидробионтов. Наглядные примеры различной степени приспособления к водной жизни можно подобрать из свойственных этому ландшафту представителей различных отрядов млекопитающих, начиная с форм, почти не отличающихся от типичных аэробионтов (как норка или водяная крыса) через амфибионтов, в значительной степени связанных еще с сушей (как утконос пли выхухоль) к формам, лишь временно покидающим водную стихию (как моржи и тюлени).

Открытые пространства с разреженной невысокой растительностью характеризуются быстробегающими и скачущими формами: фалангами, различными саранчевыми, жуками- ницинделями, ящурками (Eremias), агамами, многочисленными птицами — авдотками, ржанками, v цесарками, страусами, из млекопитающих — тушканчиками, гепардами, а также газелями, антилопами и многими другими копытными. В связи с открытым кругозором у животных развито острое зрение и нередко способность принимать вертикальное положение —зайцы,

Малый

Рис. 14. Малый тушканчик (из Гептнера «Вредные и полезные звери районов полезащитных насаждений, 1950)'.

сурки и пр. Континентальность климатических условий и отсутствие укрытий от врагов способствует развитию жизни в норах. В этом случае, как и во многих других, факторы абиотические переплетаются с факторами биотическими и трудно от них отделимы.

Понятие закрытый ландшафт в значительной мере условно и зависит от размеров животного. В основном это будут леса и кустарниковые заросли, хотя для мелких животных луг с густым травянистым покровом является уже закрытым ландшафтом. Среди жизненных форм, свойственных закрытым ландшафтам, следует отличать два основных их типа; формы, живущие на земле среди растений, и формы, приспособившиеся к жизни на растениях.

Среди позвоночных обоим местообитаниям свойственны животные, обладающие сжатым с боков, отчасти клиновидным телом. Эта форма повторяется среди рептилий (игуаны, хамелеоны), птиц (коростели, казуары, выпи) и млекопитающих (свиньи, тапиры). Среди наземных млекопитающих в густых зарослях тропических лесов нередки, с одной стороны, мелкие формы, способные шнырять в зарослях, как например, оленьки, с другой — массивные животные, достаточно мощные для того, чтобы проложить здесь себе дорогу, как сліщ, носорог, отчасти бегемот и др. На форму тела беспозвоночных закрытый ландшафт не оказывает влияния, и встречающиеся здесь членистоногие и моллюски не отличаются от обычных.

Для древесных животных, помимо отмеченной уже сжатой формы позвоночных, характерны различные приспособления,

 Хамелеон — Chamaeleon vulgaris (из Никольского, 1902)

Рнс. 15. Хамелеон — Chamaeleon vulgaris (из Никольского, 1902).

связанные с лазанием. Они выражаются, главным образом, в строении конечностей и их придатков. Противопоставление одного или более пальцев для охватывания ветвей, острые цепкие когти, реже крючья или присоски конвергентно развиваются у представителей различных отрядов: насекомых, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Среди последних, как и среди рептилий, встречаются и цепкохвостые формы.

Кроме лазания, древесным животным свойственно перепрыгивание с ветки на ветку или с дерева на дерево. При этом, с развитием так или иначе устроенных перепонок или плоскостей, достигается длинный планирующий прыжок; последний у немногих групп приводит к свободному полету при помощи крыльев. Как приспособления к полету и в связи с ним, у этих групп развиваются аналогичные органы, выполняющие те же или сходные функции:              крылья              различного              происхождения, воздушные мешки птиц и трахейные расширения насекомых, нервные окончания в летательных перепонках рукокрылых и в крыльях стрекоз и перепончатокрылых, а также ряд других морфологических и анатомических особенностей.

В истории развития полета, как и при появлении других сложных адаптаций, можно различать, как уже указывалось, условия, способствовавшие появлению их начальных стадий, в

Цепкохвостая обезьяна (из Брема «Die Saungeticre», 1890)

Рис. 16. Цепкохвостая обезьяна (из Брема «Die Saungeticre», 1890).

данном случае планирующего прыжка, с другой стороны — ведущие факторы в дальнейшей прогрессивной эволюции. Для птиц и рукокрылых, а, вероятно, также для насекомых и летающих вымерших рептилий лес — закрытый ландшафт — являлся родиной полета, условием его возникновения. Здесь и сейчас встречается наибольшее число форм, обладающих различными приспособлениями к планирующему прыжку. Ведущим же фактором к дальнейшему совершенствованию этого важного приобретения было преимущество, полученное вместе с большей подвижностью в отыскивании и добывании корма, богатого питательными веществами, наряду с легким избеганием преследования. Лучшими летунами являются хищники и потребители плодов, пыльцы или нектара. Пожиратели листвы, то есть легко доступной, но относительно мало питательной пищи, как правило, малоподвижны, в большинстве не способны к полету или обладают им лишь в слабой степени, как жуки- листоеды, долгоносики и др. В то же время концентрированная пища поглощается в меньшем количестве и не так отягощает животное, как малопитательная. Это, в свою очередь, является важным моментом при развитии полета.

Возникнув в условиях закрытого ландшафта, полет, как важное в борьбе за существование приобретение, распростра-

Летающий дракон (из Брема, 1939)

Рис. 17. Летающий дракон (из Брема, 1939).

нился и в другие ландшафты. Причем наиболее примитивные его формы в виде полета планирующего и порхающего сохраняются и сейчас у представителей лесных птиц: соек, сорок, ястребов, дятлов и мелких воробьиных. Более совершенные формы полета — полет гребной и парящий — свойственны птицам открытых ландшафтов и здесь в новых условиях только и могли выработаться.

 

<< | >>
Источник: М. П. АКИМОВ. Экология животных. ИЗДАТЕЛЬСТВО КИЕВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1959. 1959

Еще по теме Ландшафт.:

  1. ПОЧВЕННО-ГЕОХИМИЧЕСКИЕ ЛАНДШАФТЫ
  2. Сьюэлл Райт, адаптивные ландшафты и случай
  3. БОЛОТА ПРИОЗЕРНЫХ ЛАНДШАФТОВ СЕВЕРО-ДВИНСКОМВОДНОЙ СИСТЕМЫ
  4. КОНКУРЕНЦИЯ ОЛИГОТРОФНОГО И ЕВТРОФНОГОЗАБОЛАЧИВАНИЯ В ТАЕЖНОМ ЛАНДШАФТЕ С БЛОКОВОЙ СТРУКТУРОЙ
  5. ГОЛОЦЕНОВАЯ ИСТОРИЯ, ФАКТОРЫ И СКОРОСТИЗАБОЛАЧИВАНИЯ СРЕДНЕТАЕЖНОГО СТРУКТУРНО-ЭРОЗИОННО-ЛЕДНИКОВОГО ЛАНДШАФТА (ЮГ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)
  6. Глава VIII БИОГЕОХИМИЯ АЗОТА В ПОЧВАХИ ЛАНДШАФТАХ СУШИ
  7. РЕКОНСТРУКЦИЯ ДИНАМИКИ ЛАНДШАФТОВ СЕВЕРНОЙ ЛЕСОСТЕПИПО ДАННЫМ КОМПЛЕКСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙБОЛЬШЕБЕРЕЗОВСКОГО БОЛОТА(БАССЕЙН ВЕРХНЕГО ДОНА, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ) Е. М. Волкова, О. В. Бурова, Е. Ю. Новенко
  8. Щеглов А.И.. Биогеохимия техногенных радионуклидов в лесных экосистемах: По материалам 10-летних исследований в зоне влияния аварии на ЧАЭС., 2000
  9. ЗОНАЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ И ЛАНДШАФТНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯЗАБОЛОЧЕННЫХ ЛЕСОВ КАРЕЛИИ
  10. ЛАНДШАФТНЫЙ АНАЛИЗ БОЛОТ БАССЕЙНА РЕКИ ИКСА А. А. Калаева
  11. ВВЕДЕНИЕ
  12. ВОССТАНОВЛЕНИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ РАСТИТЕЛЬНОСТИ НАНАРУШЕННЫХ НЕФТЕДОБЫЧЕЙ ЗАБОЛОЧЕННЫХТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
  13. РОЛЬ БОЛОТНЫХ ЭКОСИСТЕМ В ДИНАМИКЕ ЛАНДШАФТОВУРБАНИЗИРОВАННЫХ РАЙОНОВ ПРИАНГАРЬЯ