ГОЛОЦЕНОВАЯ ИСТОРИЯ, ФАКТОРЫ И СКОРОСТИЗАБОЛАЧИВАНИЯ СРЕДНЕТАЕЖНОГО СТРУКТУРНО-ЭРОЗИОННО-ЛЕДНИКОВОГО ЛАНДШАФТА (ЮГ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)
К.Н. Дьяконов, Ю.Г. Пузаченко, Т.А. Абрамова, А.В. Хорошев
МГУ, географический факультет
Цель исследования — решение фундаментальной проблемы ландшафто- ведения — установление факторов саморазвития и развития локальных геосистем среднетаежного структурно-эрозионно-ледникового ландшафта (юг Архангельской области).
При этом под саморазвитием понимались необратимые, векторизованные изменения компонентов природно-территориального комплекса (ПТК) в их взаимодействии. Векторизация подразумевает существование генерального направления развития, скорость которого может модифицироваться при изменении внешних климатических (во времени) и геохимических (в пространстве) переменных.Объектами полевых исследований были сопряженные комплексы верховых болот, развивающихся в естественных суффозионнных понижениях в приводораздельной части слабоволнистой равнины и лесных ПТК окружающих склонов. Восстановлена история развития ландшафта за последние 10 тыс. лет, более детально — за 6500 лет — с начала развития процесса заболачивания суходолов в первой половине атлантического периода.
Поскольку рельеф выступает как матрица, определяющая перераспределение тепла и влаги, миграцию химических элементов и через это опосредованно пространственную структуру и дифференциацию почв и растительного покрова, то был выполнен сопряженный фрактальный и многомерный его анализ. Основываясь на данных нивелировки профиля протяженностью 7400 м, с шагом нивелирования 12,5 м, топографических картах и АФС, доказана разрывно-блочная схема организации структуры территории при широком диапазоне масштабов. Рельеф в интервале от 25 м до 25 км имеет строго фрактальную самоподобную структуру, определяемую механизмом дробления коренных пород на блоки. Структура фундамента определяет строение чехла многочленных четвертичных отложений. Последние, имея небольшую мощность (5-30 м) почти не экранируют морфоскулыпуру коренных пород.
Расчет регионального влагооборота в современной климатической системе в условиях ослабленного дренажа создает предпосылки для развития заболачивания по верховому типу. При норме годовых осадков 680-700 мм/год, слой стока — 270-290 мм/год; испарение, рассчитанное по методу теплового баланса, составляет 385 мм/год.
На основе 14 датировок по радиоуглероду подтверждена гипотеза зависимости вертикальной скорости накопления торфа от размера болота. Для дзух изолированных болот с существенно различными размерами возраст заболачивания установлен в 6500-6350 лет, при мощности торфа 96-100 см («большое» болото) и 85-88 см («среднее» болото).Скорость накопления торфа скорее всего функция размера болот и варьирует от 0,14 до 0,5 мм/гоД- Наибольшие скорости роста отмечены у молодых лесных болот, имеющих возраст 500-700 лет. Установлено, что «среднее» болото длиной 500 м и шириной 150 м растет в среднем со скоростью 10 м за 100 лет. «Большое» болото — со скоростью около 6 м за 100 лет.
Анализ зависимости мощности торфа на болотах и органогенного горизонта с учетом его возраста показывает, что торфянистые почвы являются элементом единого генетического ряда общего заболачивания. Распределение 23 видов сфагновых мхов согласуется со стадиями заболачивания и гидрохимическими условиями в конкретной точке. Статистический анализ связи размера торфяного и органогенного горизонта с формами микро-, ме- зо- и макрорельефа, механическим составом почвообразующих пород и pH почвы показывают, что эти переменные на 90% описывают все пространственное варьирование органогенного горизонта. При этом наибольшее влияние оказывают формы рельефа с линейными размерами около 500 м. Большие значения pH замедляют развитие органогенного горизонта. Суглинкам, при прочих равных условиях, соответствует большая мощность Ат, пескам — меньшая.
Разнообразие типов болот от травянистых до грядовых верховых определяется мозаикой щелочно-кислотных условий. Многократными измерениями pH грунтовых вод и почв по трансету (1994-1998 гг., летние и осенние серии), глубины вскипания почв и наличия щебня мергелей и карбонатных новообразований установлены закономерности пространственной изменчивости щелочно-кислотного фона и условий в почвах, которые характеризуются высокой контрастностью как в латеральном, так и радиальном направлениях.
Амплитуда колебаний во времени достигает 2 единиц.Скорость торфонакопления резко увеличивается при отрыве болота от линзы минерализованных грунтовых вод.
Выявлены «правила» формирования пространственной структуры современного растительного покрова. Главное: в" условиях близкой разгрузки грунтовых вод и близком залегании карбонатов распространены сообщества с неморальным типом травяного покрова.
Полученные материалы по спорово-пыльцевому анализу позволили восстановить историю развития ландшафта с 9700 лет. В этот период, как и всюду на Севере Русской равнины, существовали лесотундровые ландшафты. Затем наступил криоксеротермический период, маркируемый слоистыми лессовидными суглинками. Постепенно лесотундровые ландшафты сменялись северотаежными. Более детальная история восстановлена начиная с 6500 лет. Опорный разрез, характеризующий динамику растительности в окрестностях «среднего» переходного болота, находящегося в контакте с зоной разгрузки сильно минерализованных вод, в субатлантике (SA-1, 2500* 2700 лет назад) выявляет небольшое участие широколиственных пород (дуб, липа, лещина и даже граб). На «большом « болоте пыльца широколиствен^ ных пород не обнаружена. Спектр пыльцы более однообразен и характера зует условия южнотаежных ландшафтов в атлантический период, среднета* ежные — в суббореале. Таким образом, в полном соответствие с современч ной структурой растительности неморальные виды широколиственных лесо^ в АТ и S А скорее всего как и в настоящее время в первую очередь связаны с? наиболее богатыми карбонатными почвами.
Выявленная самоподобная иерархическая организация территории, факторы, механизмы и скорости природных процессов в настоящее время и голоцене, позволяют с достаточной детальностью восстановить прошлую структуру ПТК от уровня урочищ до региона и предсказать возможные траектории развития ландшафта в будущем.
Гранты РФФИ 96-05-65495, 99-05-65097.
Еще по теме ГОЛОЦЕНОВАЯ ИСТОРИЯ, ФАКТОРЫ И СКОРОСТИЗАБОЛАЧИВАНИЯ СРЕДНЕТАЕЖНОГО СТРУКТУРНО-ЭРОЗИОННО-ЛЕДНИКОВОГО ЛАНДШАФТА (ЮГ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ):
- СТРОЕНИЕ ТОРФЯНОЙ ЗАЛЕЖИ КЛЮЧЕВЫХ БОЛОТКЕНОЗЕРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА (АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ) В. А. Смагин, О. В. Галанина, В. П. Денисенков
- РЕКОНСТРУКЦИЯ ДИНАМИКИ ЛАНДШАФТОВ СЕВЕРНОЙ ЛЕСОСТЕПИПО ДАННЫМ КОМПЛЕКСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙБОЛЬШЕБЕРЕЗОВСКОГО БОЛОТА(БАССЕЙН ВЕРХНЕГО ДОНА, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ) Е. М. Волкова, О. В. Бурова, Е. Ю. Новенко
- О ФАКТОРАХ СТРУКТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ПАРАЗИТНЫХ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ
- Во многих областях служила и служит лошадь человеку. Но есть одна область...
- КОНКУРЕНЦИЯ ОЛИГОТРОФНОГО И ЕВТРОФНОГОЗАБОЛАЧИВАНИЯ В ТАЕЖНОМ ЛАНДШАФТЕ С БЛОКОВОЙ СТРУКТУРОЙ
- РЕКОНСТРУКЦИЯ ЛЕСНОЙ И БОЛОТНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 9500 ЛЕТ СРЕДНЕТАЕЖНОЙ ЧАСТИПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ
- Кароль И.Л., Киселев А.А. Парадоксы климата. Ледниковый период или обжигающий зной?, 2013
- ПОЧВЕННО-ГЕОХИМИЧЕСКИЕ ЛАНДШАФТЫ
- Ландшафт.
- БОЛОТА ПРИОЗЕРНЫХ ЛАНДШАФТОВ СЕВЕРО-ДВИНСКОМВОДНОЙ СИСТЕМЫ
- Сьюэлл Райт, адаптивные ландшафты и случай
- 2.3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ
- РОЛЬ КЛИМАТА В СОВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БОЛОТ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
- Глава VIII БИОГЕОХИМИЯ АЗОТА В ПОЧВАХИ ЛАНДШАФТАХ СУШИ
- МЕТАМОРФОЗ, РЕДУКЦИЯ И НЕОТЕНИЯ И СИСТЕМЫ МОДУСОВ ЭВОЛЮЦИОННЫХ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
- 3.5.3.3. Изменения структурной организации хромосом. Хромосомные мутации
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И СПОСОБЫ СТРУКТУРНОЙ РЕДУКЦИИ