<<
>>

ВОЗДЕЙСТВИЕ СТОКА ОТ СВИНОФЕРМЫ НАРАСТИТЕЛЬНОСТЬ ВЕРХОВОГО БОЛОТА

 

В. А. Смагин

Ботанический институт РАН, Санкт-Петербург

Рассматривается динамика развития болотной экосистемы, подвергшейся поливу стоками с животноводческих ферм и комплексов.

После прекращения воздействия развитие растительности, на одном из таких болот, пошло не по болотному, а по лесному ряду.

Во второй половине 1970-х годов для Ленинградской области острой экологической проблемой явилась утилизация и очистка сточных вод интенсивно строящихся крупных животноводческих комплексов. Удаление навоза проводилось путем гидросмыва и объем стоков достигал десятков миллионов кубических метров в год. Стоки очищались на очистных сооружениях (от твердой фракции), а доочистка проходила на полях орошения, полях запахивания и биологических прудах. Все эти способы доочистки были очень дороги и не всегда эффективны. Поэтому шли поиски других, менее затратных путей решения проблемы. Наиболее дешевым и эффективным методом оказалось использование фильтрационных свойств болот. Очистные способности болотных экосистем довольно давно учитываются в США и Канаде. В нашей стране на возможность использования этих свойств болот обратила внимание М.С. Боч, благодаря энтузиазму которой опытнопромышленная проверка очистки стоков была проведена на 2-х болотах Ленинградской области: Гуриновском (900 га), рядом с которым расположен откормочный комплекс «Пашский» (22 тыс. бычков) и небольшом болоте вблизи пос. «Петровское», где была свиноферма (20 тыс. свиней), с 1995 г не функционирует. Именно об этом болоте проводились наблюдения за восстановительными сукцессиями.

В отличие от болота «Гуриновского», обширного массива, состоящего из мезотрофных осоково-сфагновых и евтрофных осоковых, березово-осоковых. березово-тростниковых, черноольховых болот, нарушения растительности которого были минимальны (на болото поступали исключительно осветленные стоки), и проявлялись только непосредственно в узких «рукавах» стока, болото у пос.

Петровское пострадало существенно. Оно представляло собой небольшое (50 га) верховое болото покрытое однообразной сосново- кустарничково-пушицево-сфагновой растительностью, с маломощной торфяной залежью (1-2 м). Стоки подаваемые в центр болота по трубопроводу, не всегда являлись «осветленкой», зачастую содержали твердую фракцию, смена места выпуска стоков проводилась не так часто как следовало бы (сказывалась экономическая ситуация — работы начались в 1988 г.). Но не смотря на это, а также на малые размеры, в течение первых 4-х лет болото успешно справлялось с очисткой стоков, очищая их в 100-200 раз по содержанию аммиака и в 10-20 раз — фосфора. В последующие годы (1992-94 г ), когда уже почти вся площадь болота подверглась воздействию стоков, качество стекающей с него воды ухудшилось. Тем не менее болото справилось с ролью фильтра — в протекающую вблизи реку Черную, загрязненные стоки не попали, но как показали дальнейшие наблюдения, ценой своей гибели. С самого начала полива растительность болота претерпела существенные изменения. Непосредственно вблизи выпуска стоков у сосны сразу же началось пожелтение и опад хвои, через 3-5 месяцев она погибла. Сразу же гибнет сфагновый мох. Быстро происходит гибель кустарничков, они сохраняются лишь на высоких кочках в зоне удаленной от водовыпуска на 50 м (при условии продолжения полива в этом месте не более полу года). Наиболее стойким оказался — Eriophorum vaginatum. Более того, на удалении 100 м. от места разлива стоков, в зоне умеренной подпитки биогенными веществами (NH4-IOO мг/л, Р2О5-4О мг/л) наблюдается резкое увеличение обилия пушицы, ее проективное покрытие достигает 100%. Здесь происходит увеличение прироста побегов (вдвое) и размеров хвои у сосны, увеличение прироста и продуктивности у кустарничков, кроме низкорослых, вытесняемых разрастающейся пушицей. У сосны наблюдается здесь интенсивное возобновление. Но к сожалению малые размеры болота, и невозможность (по экономическим причинам) переброски трубопровода на соседнее болото, с целью дать время на восстановление экосистеме поливаемого болота, предопределили перегрузку его стоками, повлекшую полную гибель естествен- йой растительности на большей части его площади.
Болото оказалось покрытым густыми зарослями сорняков, перемежаемых зарослями Typha latifoha и Phragmites australis. На третий год после прекращения полива, появляется обильный подрост березы (ранее произрастающие на болоте немногочисленные и угнетенные деревца березы при поливе погибают). Рост березы очень интенсивен. Подача стоков на болото прекращена к началу 1995 г., к этому же время прекращаются регулярные ежемесячные наблюдения за качеством стекающей с болота воды, фенологические наблюдения, ежегодное изучение продуктивности и динамики растительности. Переопи- еание и составление плана-карты растительности болота проведено спустя 3 года, в августе 1998 г., и результаты его были удивительными. Вместо ожидаемой растительности березово-тростникового и рогозового болота, мы увидели молодой густой березняк, поражающий, на фоне залитых водой в условиях очень влажного лета 1998 г. окружающих болота лесов, своей сухостью. Он образовался в центральной части болота, первой принявшей стоки, и куда, с середины 1989 г. они более не подавались. В этой части болота можно проследить весь временной ряд развития растительности за период 10 лет. До полива произрастала растительность которую, по составу доминантов. можно охарактеризовать как Pinus svlvestris - Chamaedaphne calyculata + Eriophorum vaginatum - Rubus chamaemorus - Sphagnum angu- stifolium + S. magellanicum. Полив начат в самом конце 1988 г., в начале мая 1989 г. растительность выглядела так — Pinus sylvestris - Chamaedaphne calyculata + Eriophorum vaginatum, причем покрытие и жизненность оставшихся расте-ний снизились. Мхи сохранились лишь на высокой кочке {Sphagnum magellanicum — 10%, Pleurozium schreberi — 10%). В конце мая погиб мох и на кочках. В июле у сосны пожелтела вся хвоя, в нижних ярусах все погибло (пушица — 1%). В конце августа сосна потеряла всю хвою и погибла, несколько разрослась пушица (5%), появились сорняки: Taraxacum officinale (5%), Tussilago farfara (3%), Epilobium adenocaulis (1%), и ряд других.
К концу сентября все эти виды, включая пушицу, увеличили покрытие в полтора — три раза, a Epilobium adenocaulis — в 8 раз. В мае 1990 г. растительность была очень разреженной, преобладали пушица и кипрей (по 8%)., к концу июля исчезла пушица и разрослись рогоз, иван чай и марь, растительность вновь приобрела подобие ярусного строения — Typha latifolia - Chenopodium alba + Chamenerion angustifolium - Epilobium adenocaulis + Tusselago farfara. Через год, в июле 1991 г. Epilobium adenocaulis образовал сплошные заросли (покрытие 100%), появилась крапива (8%). Такое строение сообщество сохраняло на протяжении 3 лет, по 1993г включительно, на протяжении этого времени в его состав добавлялись, в небольшом количестве, щучка дернистая, ежа сборная, канареечник, паслен, череда. В 1992г появилась поросль березы. В 1993 г. подрост березы достигает высоты 1,5-2 м.. но покрытие его не велико — 3%. такое же по* крытие имела и Salix aurita (высота 1м). В 1994 г. происходит смена дом®, нанта, им становится Bidens tripartita (85%). В 1995 г растительность насчитывала 11 видов, доминировали череда (65%), крапива (35%), кипрей (10%). Береза достигала высоты 2-3 м, а ее покрытие 8-10%. Через 3 года береза достигла высоты 3,5-4 м и образовала густой полог сомкнутостью 6; остальной состав был следующим: ива (5%). крапива (5). череда (2), вейник (5). иван чай (3). щучка дернистая (8), луговик извилистый (8). Ря. дом располагаются густые заросли вейника (80-98%). над которым высится подрост березы (выс. 3 м, покр. 10%), далее по направлению участков более позднего полива, находятся заросли крапивы. В местах последнего, наиболее продолжительного полива, возвышаются густые моновидовые заросли рогоза и тростника, перемежаемые «полянами» из кипрея. Со всех сторон на эти участки надвигается поросль березы. Болотная растительность сохранилась лишь на одном участке болота 60x150 м., здесь произошел существенный отпад древостоя, но он компенсируется интенсивным развитием подроста (покр. 15%), сохранились все виды первоначальной болотной растительности, более обильными, чем на обычном болоте, стали пушица и клюква. Есть инородные включения: иван чай (1%), кипрей (1), вейник (+), обилен подрост березы. Тем не менее, это фрагмент настоящего болота. И представляется интересным проследить за его взаимоотношением с образующимся вокруг него березовым лесом. Наблюдения за дальнейшей динамикой растительности будут продолжены. В заключение отметим еще раз, что наблюдать столь сильное осушение болота ранее не доводилось, ибо образовавшиеся здесь растительность, да и ландшафт в целом напоминают то, что видим на месте болот выработанных фрезерным способом и заброшенных, — густой березняк шучковый или мертвопокровный. С помощью гидроосушительной лесомелиорации такого результата достичь едва ли возможно.

<< | >>
Источник: С.Э. Вомперский. Болота и заболоченные леса в свете задач устойчивого природопользования. Материалы совещания. 1999

Еще по теме ВОЗДЕЙСТВИЕ СТОКА ОТ СВИНОФЕРМЫ НАРАСТИТЕЛЬНОСТЬ ВЕРХОВОГО БОЛОТА:

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДИНАМИКЕ СТОКА С ЗАБОЛОЧЕННЫХ РЕЧНЫХ ВОДОСБОРОВБОЛЬШОГО ВАСЮГАНСКОГО БОЛОТА Л. И. Дубровская, Д. В. Дроздова
  2. ЦИКЛИЧЕСКИЕ СМЕНЫ ДРЕВОСТОЕВ НА ВЕРХОВОМ БОЛОТЕ:АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ ЧАСТИЧНОЙ ГИБЕЛИ СОСНЫ
  3. ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОДНО-БОЛОТНОГОКОМПЛЕКСА ВЕРХОВЬЕВ Р.ЯУЗЫ.
  4. ВЛИЯНИЕ ОСУШИТЕЛЬНОЙ мелиорацииНА СТРУКТУРУ МИКОБИОТЫ В ПОЧВАХ НИЗИННОГО и верхового типов заболачивания
  5. Виды антропогенных воздействий
  6. Почвы, нарушенные механическими воздействиями
  7. Мониторинг и антропогенные воздействия
  8. Воздействие извне
  9. ВОЗДЕЙСТВИЕ ПАРАЗИТОВ НА ОРГАНИЗМ ХОЗЯИНА
  10. Воздействие света на насекомых
  11. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА НА РАСТЕНИЯ
  12. 13.4. Механические воздействия
  13. Основные принципы воздействия абиотических факторов