Методы исследования
Согласно новейшей систематике методов научного исследования (В.Н. Дружинин), все методы можно разделить на две группы: естественнонаучные и герменевтические. Все классические методы исследования (наблюдение, опрос, эксперимент) определяются как естественнонаучные.
К герменевтическим относятся понимание, интроспекция.Однако специфика объектов зоопсихологического исследования исключает возможность использования многих классических методов. В частности, при работе с животными полностью исключен опрос (и письменный, и устный, и телефонный), поскольку животные не могут ни понять вопросов, ни ответить на них. Метод интроспекции (наблюдение человека за состояниями собственной психики), столь активно использующийся в психологии на протяжении столетий, также не подходит для животных, поскольку, даже если окажется, что они способны к рефлексии и самонаблюдению, рассказать об этом они не смогут (есть даже такое выражение: «собака все понимает, а сказать не может»), поэтому их самонаблюдение все равно останется недоступным экспериментатору.
Из оставшихся методов в зоопсихологии широко используется наблюдение и эксперимент.
Наблюдение - это фиксация поведения животного (главным образом, двигательного) с помощью глаза или вспомогательных механизмов (фото-, кинокамеры). Одним из методов, позволяющих получить уникальную информацию, является наблюдение за животным в естественных условиях его обитания (естественное наблюдение). Благодаря ему можно не только получать информацию о поведении животного, но и изучать изменения в поведении, которые наступают при тех или иных изменениях в окружающей среде, а также судить о приспособительных функциях психической деятельности. Выделят также лабораторное наблюдение, или наблюдение за животными в лабораторных условиях. Часто его совмещают с экспериментом.
Эксперимент - опыты на животном.
Под экспериментом понимают опыт, целью которого является изучение влияния каких-либо направленных изменений в условиях внешней или внутренней среды животного на его поведение или жизнедеятельность.Рассмотрим несколько специфических методов зоопси- хологического исследования.
Метод «открытого поля». Применяется для небольших животных (в лабораторных условиях - крыс, мышей, морских свинок и т.д.). Животное выпускают на открытое поле - открытое пространство, разделенное на квадраты. Фиксируется любая активность животного: передвижения, замирания, физиологические проявления и т.д.
Метод «лабиринта». Лабиринт представляет собой систему ходов. Подопытному животному (обычно голодному) ставится задача - найти путь к некоторой непосредственно не воспринимаемой им «цели», которой чаще всего выступает пищевая приманка.
Метод «обходного пути». В этом случае животное воспринимает приманку, но на пути к ней ему нужно обойти одну или несколько преград. Учитываются скорость и передвижения при поиске.
Метод «условных рефлексов». Различают рефлексы с положительным подкреплением и с отрицательным (реакция избегания). При положительных условных рефлексах желаемое поведение животных подкрепляют каким-либо поощрением (часто пищей) - таким образом, например, дрессируют собак. При отрицательном подкреплении, поведение, которое желают затормозить, сочетают с наказанием - например, ударом тока.
Метод «проблемной клетки (ящика)». Перед животным ставится задача: или открыть для себя выход из клетки, приводя в действие различные приспособления, или же, наоборот, проникнуть в клетку, где находится подкорм. Для высокоразвитых животных опыт усложняют: для решения задачи им часто необходимо воспользоваться орудиями, например с помощью палки сбить банан с верхней полки. Тест 1.
Зоопсихология занимается изучением психической деятельности:
а) пресмыкающихся;
б) человека;
в) животных;
г) растений. 2.
Кто предложил 2 подхода к проблеме психической деятельности животных:«монизм сверху» и «монизм снизу»?
а) И.П.
Павлов;б) В. А. Вагнер;
в) К.Э. Фабри;
г) С.И. Иванов. 3.
Монизм сверху еще называют:
а) апоморфизмом;
б) антропоморфизмом;
в) верхним морфизмом;
г) неоморфизмом. 4.
К убежденным противникам антропоморфизма принадлежал:
а) И.П. Павлов;
б) К.Э. Фабри;
в) А.Н. Леонтьев;
г) В.Н. Дружинин. 5.
Согласно утверждению К.Э. Фабри, психика является:
а) формой отражения, позволяющей животному адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды;
б) формой существования;
в) деятельностью;
г) способом действия. 6.
На сколько групп можно разделить все методы (по систематике В.Н. Дружинина)?
а) две;
б) три;
в) пять;
г) десять. 7.
Герменевтические методы - это:
а) наблюдение и опрос;
б) наблюдение и эксперимент;
в) естественнонаучный эксперимент;
г) понимание и интроспекция. 8.
В зоопсихологии используются метод(ы):
а) наблюдения и опроса;
б) наблюдения и эксперимента;
в) наблюдения;
г) самонаблюдения. 9.
В методе «лабиринта» животному ставится задача:
а) найти путь к цели;
б) завернуть за угол;
в) нажать на кнопку;
г) вернуться назад. 10.
Естественное наблюдение - это:
а) наблюдение за животным в естественных условиях обитания;
б) наблюдение за любым животным;
в) спонтанное наблюдение;
г) наблюдение, не фиксируемое по времени.
Вопросы для самопроверки 1.
Какого отечественного ученого считают основоположником зоопсихологии как науки? 2.
Раскройте сущность основных подходов в изучении психической деятельности животных. 3.
Каковы основные положения теории психического отражения реальности? 4.
Как соотносятся поведение и психика животных? 5.
Как развивались зоопсихология и сравнительная психология на рубеже ХІХ-ХХ вв.? 6.
Назовите основных ученых-зоопсихологов и дайте характеристику их трудам. 7.
Опишите основные методы зоопсихологических исследований.
Литература 1.
Вагнер В. А. Биопсихология и смежные науки. - Петроград: Образование, 1923. 2.
Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М., 2003. 3.
Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология. - М., 2004. 4.
Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. - М., 1997. 5.
Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии / / Ред.-сост. Н.Н. Мешкова и Е.Ю. Федорович. - М., 2000.
Еще по теме Методы исследования:
- Методы изучения шмелей на фуражировочном участке: полевые методы исследования экологии и этологии шмелей
- 10.2. МЕТОДЫ ОТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1.3. МЕТОДЫ ЗООГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- Новые методы и средства исследования
- ПРИБОРЫ ИММУНОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 3.2 Материалы и методы исследования
- 3. БИОХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРОВИ
- ГЛАВА 11. Экспресс-методы химико-токсикологического исследования
- МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОЧВ
- Инструментальные методы исследования.
- ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧВЕННОЙ БИОТЫ
- 2.1. Материалы и методы исследований
- МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖИМОГО РУБЦА
- ГЛАВА 8 МЕТОДЫ ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧВЕННОЙ БИОТЫ
- 2.4.2. Сравнительная характеристика обучения животных методом «проб и ошибок» в исследованиях Торндайка