<<
>>

Методы исследования

Согласно новейшей систематике методов научного исследования (В.Н. Дружинин), все методы можно разделить на две группы: естественнонаучные и герменевтические. Все классические методы исследования (наблюдение, опрос, эксперимент) определяются как естественнонаучные.

К герменевтическим относятся понимание, интроспекция.

Однако специфика объектов зоопсихологического исследования исключает возможность использования многих классических методов. В частности, при работе с животными полностью исключен опрос (и письменный, и устный, и телефонный), поскольку животные не могут ни понять вопросов, ни ответить на них. Метод интроспекции (наблюдение человека за состояниями собственной психики), столь активно использующийся в психологии на протяжении столетий, также не подходит для животных, поскольку, даже если окажется, что они способны к рефлексии и самонаблюдению, рассказать об этом они не смогут (есть даже такое выражение: «собака все понимает, а сказать не может»), поэтому их самонаблюдение все равно останется недоступным экспериментатору.

Из оставшихся методов в зоопсихологии широко используется наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это фиксация поведения животного (главным образом, двигательного) с помощью глаза или вспомогательных механизмов (фото-, кинокамеры). Одним из методов, позволяющих получить уникальную информацию, является наблюдение за животным в естественных условиях его обитания (естественное наблюдение). Благодаря ему можно не только получать информацию о поведении животного, но и изучать изменения в поведении, которые наступают при тех или иных изменениях в окружающей среде, а также судить о приспособительных функциях психической деятельности. Выделят также лабораторное наблюдение, или наблюдение за животными в лабораторных условиях. Часто его совмещают с экспериментом.

Эксперимент - опыты на животном.

Под экспериментом понимают опыт, целью которого является изучение влияния каких-либо направленных изменений в условиях внешней или внутренней среды животного на его поведение или жизнедеятельность.

Рассмотрим несколько специфических методов зоопси- хологического исследования.

Метод «открытого поля». Применяется для небольших животных (в лабораторных условиях - крыс, мышей, морских свинок и т.д.). Животное выпускают на открытое поле - открытое пространство, разделенное на квадраты. Фиксируется любая активность животного: передвижения, замирания, физиологические проявления и т.д.

Метод «лабиринта». Лабиринт представляет собой систему ходов. Подопытному животному (обычно голодному) ставится задача - найти путь к некоторой непосредственно не воспринимаемой им «цели», которой чаще всего выступает пищевая приманка.

Метод «обходного пути». В этом случае животное воспринимает приманку, но на пути к ней ему нужно обойти одну или несколько преград. Учитываются скорость и передвижения при поиске.

Метод «условных рефлексов». Различают рефлексы с положительным подкреплением и с отрицательным (реакция избегания). При положительных условных рефлексах желаемое поведение животных подкрепляют каким-либо поощрением (часто пищей) - таким образом, например, дрессируют собак. При отрицательном подкреплении, поведение, которое желают затормозить, сочетают с наказанием - например, ударом тока.

Метод «проблемной клетки (ящика)». Перед животным ставится задача: или открыть для себя выход из клетки, приводя в действие различные приспособления, или же, наоборот, проникнуть в клетку, где находится подкорм. Для высокоразвитых животных опыт усложняют: для решения задачи им часто необходимо воспользоваться орудиями, например с помощью палки сбить банан с верхней полки. Тест 1.

Зоопсихология занимается изучением психической деятельности:

а) пресмыкающихся;

б) человека;

в) животных;

г) растений. 2.

Кто предложил 2 подхода к проблеме психической деятельности животных:«монизм сверху» и «монизм снизу»?

а) И.П.

Павлов;

б) В. А. Вагнер;

в) К.Э. Фабри;

г) С.И. Иванов. 3.

Монизм сверху еще называют:

а) апоморфизмом;

б) антропоморфизмом;

в) верхним морфизмом;

г) неоморфизмом. 4.

К убежденным противникам антропоморфизма принадлежал:

а) И.П. Павлов;

б) К.Э. Фабри;

в) А.Н. Леонтьев;

г) В.Н. Дружинин. 5.

Согласно утверждению К.Э. Фабри, психика является:

а) формой отражения, позволяющей животному адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды;

б) формой существования;

в) деятельностью;

г) способом действия. 6.

На сколько групп можно разделить все методы (по систематике В.Н. Дружинина)?

а) две;

б) три;

в) пять;

г) десять. 7.

Герменевтические методы - это:

а) наблюдение и опрос;

б) наблюдение и эксперимент;

в) естественнонаучный эксперимент;

г) понимание и интроспекция. 8.

В зоопсихологии используются метод(ы):

а) наблюдения и опроса;

б) наблюдения и эксперимента;

в) наблюдения;

г) самонаблюдения. 9.

В методе «лабиринта» животному ставится задача:

а) найти путь к цели;

б) завернуть за угол;

в) нажать на кнопку;

г) вернуться назад. 10.

Естественное наблюдение - это:

а) наблюдение за животным в естественных условиях обитания;

б) наблюдение за любым животным;

в) спонтанное наблюдение;

г) наблюдение, не фиксируемое по времени.

Вопросы для самопроверки 1.

Какого отечественного ученого считают основоположником зоопсихологии как науки? 2.

Раскройте сущность основных подходов в изучении психической деятельности животных. 3.

Каковы основные положения теории психического отражения реальности? 4.

Как соотносятся поведение и психика животных? 5.

Как развивались зоопсихология и сравнительная психология на рубеже ХІХ-ХХ вв.? 6.

Назовите основных ученых-зоопсихологов и дайте характеристику их трудам. 7.

Опишите основные методы зоопсихологических исследований.

Литература 1.

Вагнер В. А. Биопсихология и смежные науки. - Петроград: Образование, 1923. 2.

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М., 2003. 3.

Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология. - М., 2004. 4.

Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. - М., 1997. 5.

Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии / / Ред.-сост. Н.Н. Мешкова и Е.Ю. Федорович. - М., 2000.

<< | >>
Источник: Ермаков В.А.. ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. - 98 с.. 2008

Еще по теме Методы исследования:

  1. Методы изучения шмелей на фуражировочном участке: полевые методы исследования экологии и этологии шмелей
  2. 10.2. МЕТОДЫ ОТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  3. 1.3. МЕТОДЫ ЗООГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  4. Новые методы и средства исследования
  5.   ПРИБОРЫ ИММУНОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ  
  6. 3.2 Материалы и методы исследования
  7.   3. БИОХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРОВИ  
  8. ГЛАВА 11. Экспресс-методы химико-токсикологического исследования
  9. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОЧВ
  10. Инструментальные методы исследования.
  11. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧВЕННОЙ БИОТЫ
  12. 2.1. Материалы и методы исследований
  13.   МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖИМОГО РУБЦА 
  14.   ГЛАВА 8 МЕТОДЫ ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  15. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧВЕННОЙ БИОТЫ
  16. 2.4.2. Сравнительная характеристика обучения животных методом «проб и ошибок» в исследованиях Торндайка