2.4.2. Сравнительная характеристика обучения животных методом «проб и ошибок» в исследованиях Торндайка
Э. Торндайк в своих исследованиях применил метод так называемых «проблемных ящиков» (идея была подсказана К. Л. Морганом, который видел, как собака научилась открывать задвижку садовой калитки; см. рис. 3.5). Животное (например, кошку) помещали в запертый ящик, выйти из которого можно было, только совершив определенное действие (нажать на педаль или рычаг, открывающие задвижку). После множества «проб» (достаточно беспорядочных движений), которые в своем большинстве бывают неудачными, т.е. «ошибками», животное, наконец, совершает нужное действие, а при повторных помещениях в этот ящик выполняет его каждый раз быстрее и чаще.
По Торндайку, исходным моментом поведенческого акта является наличие так называемой проблемной ситуации, т.е. таких внешних условий, для приспособления к которым у животного нет готового двигательного ответа (т.е. видоспецифического инстинктивного акта). Решение проблемной ситуации определяется взаимодействием организма как единого целого со средой. Выбор действий животное осуществляет активно, а формирование действий происходит путем упражнений.
26
о ^ниге «Интеллект животных» (1898) Торндайк утверждал, что рние задачи является интеллектуальным актом.
Й- решение задачи появляется как результат активных действий инди-
t вида благодаря последовательному перебору различных манипу-
• ^
ass.. ляции._______________
На основе экспериментальных данных Торндайк сформулировал пяд законов поведения при решении животным задач, основанном на «пробах и ошибках».
Эти законы долгое время служили важной теоретической базой экспериментальной психологии.Своими работами Торндайк положил начало объективному изучению поведения. Введенные им в практику лабораторного исследования методы (в том числе и метод «проблемных ящиков») позволяли количественно оценивать ход процесса научения. Торндайк первым ввел графическое изображение успешности выработки навыка — «кривую научения» (см. рис. 3. 4Б).
Переход к строгой количественной оценке действий подопытного животного сделал Торндайка основоположником экспериментальной психологии животных. Он был первым, кто сопоставил скорость обучения у представителей разных таксономических групп (позвоночных и беспозвоночных). Его данные впервые свидетельствовали, что в целом скорость формирования простых навыков у всех млекопитающих приблизительно одинакова, хотя обезьяны обучаются несколько быстрее других животных. Этот факт впоследствии был многократно подтвержден (Воронин, 1984) и оказал важное влияние на выбор объектов и направлений будущих исследований. Предполагалось, что коль скоро все позвоночные обучаются приблизительно одинаково быстро, то, по-видимому, закономерности и механизмы этого процесса целесообразно изучать на более доступных лабораторных животных — крысах и голубях. Многие десятилетия они были основными объектами экспериментов, которые именовались «сравнительными», хотя на самом деле таковыми не являлись. Закономерности, обнаруженные при анализе процесса обучения у крыс и голубей, исследователи переносили на всех представителей классов млекопитающих и птиц в Целом. В следующих главах мы приведем примеры того, что во многих случаях такой перенос совершенно неправомерен.
Работы Торндайка впервые позволили экспериментально разде--"ить различные формы индивидуально приспособительного поведе-"ия. Первоначально предполагалось, что поведение животного в «проблемном ящике» будет служить демонстрацией разумного решения задачи.
Торндайк показал, что в основе этого поведения лежит более простой процесс — обучение методом «проб и ошибок».
11
Таким образом, вклад Э. Торндайка в экспериментальную психологию состоит в следующем:
* он одним из первых разработал метод изучения поведения в эксперименте, который надолго вошел в научный обиход;
* сформулировал законы обучения, ввел количественные оценки этого процесса и способ его графического отображения;
* впервые дал сравнительную характеристику способности к обучению животных разных видов;
* показал, что в основе поведения, которое можно расценить как проявление разума, во многих случаях лежат другие, более простые по своей природе процессы;
* благодаря исследованиям Торндайка успешно развиваются современные направления экспериментальной сравнительной психологии.
Еще по теме 2.4.2. Сравнительная характеристика обучения животных методом «проб и ошибок» в исследованиях Торндайка:
- 3.2.2.3. Инструментальные условные рефлексы (или обучение методом проб и ошибок)
- Раздел I. Предмет, задачи и методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии
- 2.2.1.1. Сравнительная оценка методов выявления грибов рода Malassezia на покровных тканях животных
- 8 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И МОРФОФИЗИОАОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
- 8.2. Сравнительная характеристика уровня элементарной рассудочной деятельности (элементарного мышления) у животных разных таксономических групп
- СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВАКЦИН И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ
- 5-16. Сравнительный метод и пространство жизни
- 9.5. Генетические исследования способности к обучению
- 8.1. «Сложное обучение» и уровень развития животных
- 6.3. Обучение животных языкам-посредникам
- 6.5. Обучение языкам-посредникам других животных
- Методы изучения шмелей на фуражировочном участке: полевые методы исследования экологии и этологии шмелей
- Методы исследования