<<
>>

Глава 1. Предмет и задачи

Наука зоопсихология, как можно догадаться уже из ее названия, занимается психологией животных.

Существует как минимум два основных подхода к проблеме психической деятельности животных.

Известный отечественный ученый, основоположник зоопсихологии В. А. Вагнер назвал их «монизм сверху» и «монизм снизу». «Монизм снизу» очень часто встречается во взглядах эволюционистов, рефлексологов, бихевиористов. Исследователи этого направления подходят к проблеме психической деятельности животных немного упрощенно, сводя ее к рефлексам, врожденному инстинктивному поведению, а то и вообще отрицая существование у животных психической деятельности, не найдя ей места в цепочке «стимул - реакция».

Монизм сверху, иначе называемый антропоморфизм, наоборот, объясняет поведение животных, исходя из психических свойств и особенностей, которые на самом деле присущи только человеку.

И.П. Павлов, убежденный противник антропоморфизма, запрещал в своей лаборатории пользоваться такими выражениями, как «собака захотела...», по его мнению, собака просто не может «захотеть», потому что «хотение» (осознанное желание) присуще только человеку.

Между крайними взглядами монизма сверху и снизу находится множество других подходов, пытающихся найти решение проблемы «может ли животное мыслить?» где-то посередине.

Одно из таких «срединных направлений» - это теория зарождения и развития психики как способа отражения объективной реальности А.Н. Леонтьева. Согласно этой теории, «психика является формой отражения, позволяющей животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды» (по К.Э. Фабри). Это материалистическое направление, и согласно его основам, психика вообще - есть свойство высокоразвитой органической материи, а именно, нервной ткани. У подавляющего большинства животных нервная ткань присутствует и уже на ранних стадиях филогенеза (эволюционный процесс становления и развития вида), обнаруживает тенденцию к концентрации, образуя нервные узлы, ядра, поля.

Венцом эволюции нервной ткани является образование головного мозга, отвечающего за нервно-психическую деятельность.

Психика животных неотделима от поведения. Под поведением обычно понимают всю совокупность внешней, преимущественно двигательной активности животного, направленной на установление жизненно необходимых связей со средой. Поведение направлено на внешний мир, который отражается психикой. Поведение - это и ответная реакция животного на определенное отражение и новое изменение внешнего мира, которое, в свою очередь, также будет отражено психикой.

В таком случае, психическая деятельность животного - это весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного. Однако поскольку поведение заметно внешне, а собственно психика животного (как, впрочем, и человека) все-таки до сих пор остается неразгаданным «черным ящиком», то обычно многие исследователи (К.Э. Фабри, в том числе) говорят о примате поведения. Поэтому многие психические явления у животных мы будем рассматривать исходя, прежде всего, из их двигательной активности в конкретных условиях жизни.

Говоря о предмете зоопсихологии, следует заметить, что В.А. Вагнер считал зоопсихологию лишь частью сравнительной психологии, в которую в качестве второй составной части он включал и психологию человека. Однако в настоящее время сравнительную психологию принято считать наукой о закономерностях происхождения и развития психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности. Поэтому сравнительно-психологическое исследование в качестве обязательного компонента предполагает, кроме зоопсихологического, еще и сравнительное (по отношению к животным) изучение психической деятельности человека.

Вопрос о сравнении психической жизни животных и человека один из наиболее острополемических. Получивший в последние годы широкое распространение религиозный (христианский) подход говорит о полном отрыве психики человека от психики животных, благодаря наличию у человека особой субстанции - «души», которая у животных отсутствует, поэтому ни о каком сравнении речь идти не может.

Материалисты, напротив, отрицают наличие души - как у человека, так и у животных. Главное отличие психической деятельности человека от таковой у животных состоит в том, что благодаря общественно-трудовой практике и связанной с ней членораздельной речи, человек способен к отражению внешнего мира в двух планах: чувственном и понятийном (абстрактно-логическом). Животные, даже самые высокоразвитые, способны отображать мир только в чувственной форме (восприятие), абстрактно-логический план у них отсутствует.

<< | >>
Источник: Ермаков В.А.. ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. - 98 с.. 2008

Еще по теме Глава 1. Предмет и задачи:

  1. 18.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ ПАРАЗИТОЛОГИИ
  2. Предмет, основные цели и задачи ветеринарной токсикологии с основами экологии
  3. ПРЕДМЕТ СУДЕБНОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ
  4. Раздел I. Предмет, задачи и методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии
  5. Часть 1 ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ АГРОХИМИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АГРОХИМИИ. ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ РАСТЕНИЙ
  6. Глава 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОЛОГИИ
  7. ГЛАВА 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЗООГИГИЕНЫ
  8. Глава 1 ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И МЕСТО АГРОХИМИИ СРЕДИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУК
  9. ГЛАВА ПЯТАЯ ЗАДАЧА СО МНОГИМИНЕИЗВЕСТНЫМИ
  10. Зоология как предмет преподавания в школе
  11. 4.6.3. Методики изучения способности животных к оперированию пространственно-геометрическими признаками предметов
  12. Предмет экологии насекомых
  13. Подход классического физика к предмету
  14. Подход к предмету у наивного физика
  15. ЗАДАЧИ ОБРАБОТКИ ПОЧВ
  16. 4.6.1. Понятие об «эмпирических законах» и элементарной логической задаче
  17. Цель и задачи исследования.
  18. Цели и задачи дисциплины
  19. 1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ