ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возможно, некоторым покажется, что многие советы достаточно просты, общеизвестны. Ничего удивительного в этом нет. Автор не ставил перед собой задачу разрабатывать новую, оригинальную методику. Здесь предпринята попытка обобщить имеющиеся разрозненные методические рекомендации, выстроить их в определенную систему действий учителя по подготовке урока биологии.
План — это лишь контуры будущего урока. Лаконичные записи вынуждают учителя излагать материал «своими словами», а план служит только ориентиром. Для того чтобы он успешнее выполнял эту функцию, в плане делают разнообразные контрастные пометки. Например: около наиболее важных вопросов ставят восклицательный знак; материал, который нужно дать ученикам для записи, обводят рамкой и т. п.
Мало написать хороший план урока, его нужно еще успешно реализовать. Это зависит не только от подготовленности учителя, но и от целого ряда факторов. Поэтому в работе учителя всегда есть элемент импровизации, творчества. Здесь уместно напомнить слова В. А. Сухомлпнского: «Без предвиденья и плана работа немыслима, но контуры хорошего урока рождаются в представлении учителя лишь вчерне, в общих чертах,— хороший лее урок, как подлинное творчество учителя, создается уже на самом уроке...