Составление плана урока

  Если учитель, готовясь к уроку, следовал советам автора, то к данному моменту у него накопилось много записей. Это формулировки цели и задач урока, структурные компоненты содержания и порядок их изучения, методы и средства изучения каждого вопроса содержания, перечень и очередность отдельных этапов урока, характер деятельности учителя и учеников на каждом из этих этапов и т.
п. Но эти беглые рабочие заметки еще не представляют собой плана урока. Подготовка к уроку и записанный в тетрадь план — это не одно и то же. Необходимо критически оценить сделанное и соотнести с имеющимся в распоряжении учителя временем.
Может оказаться, что все намеченное не сможет уложиться в урок. И тогда придется сократить проверку знаний или вовсе отказаться от нее и от некоторых дополнительных фактов, заменить беседу или решение проблемной ситуации объяснением учителя, сократить число тренировочных упражнений. Какой вариант предпочтительней, без учета конкретных условий урока сказать невозможно.
Теперь о письменной фиксации плана урока. Это личный документ учителя. Поэтому никаких обязательных форм и схем поурочного плана не существует.
Каждый может писать план урока так, как считает нужным. Здесь необходимо не указывать, а советовать, помогать, консультировать.
Какую бы форму записи пи выбрал учитель, план должен отражать основные особенности урока и иметь необходимый к нему материал.
Наиболее распространенным является следующее оформление плана: называют тему, цель и оборудование; записывают ход урока в соответствии с его структурой. По каждому пункту хода урока отмечают основные вопросы содержания, методы и средства изучения их п примерное время. Ход урока записывают в виде текста или таблицы.
Наивно было бы предполагать, что всю работу по подготовке и планированию урока, описанную в данном пособии, учитель будет выполнять в полном объеме каждый год к каждому уроку. Смысла в этом пет. Если тема сложилась уже давно и не подвергалась коренной переработке, то достаточно эту работу обстоятельно провести один раз.
Следует ли из этого делать вывод о том, что можно несколько лет подряд пользоваться одними и темн же планами, записанными в общую тетрадь? Очевидно, нет. Изменяются требования к процессу обучения, приходят другие ученики, появляется новое оборудование, изменяются методические взгляды учителя. Все это должно находить отражение в подготовке и планировании урока. Даже для двух параллельных классов один и тот же план не всегда пригоден.
Значит, рабочий план должен обладать определенной гибкостью, позволяющей без больших затрат времени и труда приспосабливать его к конкретным условиям. Созданию такого мобильного плана препятствует существующая традиция — записывать его в тетради. «Учителю давно пора отказаться от развернутых, подробных планов и конспектов, выполненных в тетрадях. Переходить надо на карточки. Это научный метод работы» 6Э. Еще более определенно высказал эту мысль Б. Г. Иоганзен: «...запись в тетрадях и ежегодное переписывание одного и того же в новую тетрадь, является вопиющим нарушением правил НОТ»[69] [70].
Польза оформления записей на карточках уже отмечалась (с. 11). Попытка использовать систему карточек для подготовки к урокам предпринята учителем Е. В. Максимовым [71].
Для каждого урока биологии он завел отдельный конверт размером 20 X 14 см, внутри которого помещен следующий постоянный набор карточек на плотной бумаге: 1 — план проведения урока; 2 — оборудование урока; 3 — что писать на доске; 4 — вопросы и задания для раздачи учащимся на столы; 5 — вопросы для устной проверки знаний; 6 — выводы по материалу урока.

В зависимости от целей и содержания урока в отдельные конверты вкладывают дополнительные карточки: 1 — материалы партийных и правительственных постановлений; 2 — проблемная ситуация; 3 — вопросы поисковых бесед; 4 — вопросы для закрепления материала; 5 — занятость учащихся на уроке; 6—программированная работа; 7 — лабораторная работа; 8 — варианты письменных контрольных работ; 9 — формы таблиц для самостоятельных работ; 10 — дополнительные сведения по теме; 11 — литература, рекомендуемая по теме (для учителя и для учащихся). Каждая из этих карточек должна хотя бы по одному разу встречаться в каждой учебной теме.
Кроме карточек, в каждый конверт вкладывают: 1 — пленки для кодоскопа; 2 — диапозитивы (в маленьком конверте); 3 — фотографии, рисунки, открытки, схемы для демонстрации через эпидиаскоп; 4 — «немые» рисунки и игровой материал (на каждый стол); 5 — вырезки из газет и журналов, выписки из книг.
На лицевой стороне конверта крупно пишут название общей темы, порядковый номер урока, тему его, номер класса, а также наклеивают рисунок (схема или фотография), соответствующий главной теме урока. Он не только символ урока, в соответствующем месте его проецируют на экран через эпидиаскоп.
На обратной стороне конверта записывают цель урока. На первом конверте по учебной теме указывают ее учебно-воспитательные задачи. На обратной стороне конвертов условными знаками обозначают основные особенности данного урока. Например: -1

программированная работа, х — проблемная ситуация, ? — экранные пособия, О — работа с учебником, Д — лабораторная работа и т. п.
Такие обозначения позволяют быстро найти коп верт такого урока, на котором предусматривается использование нужного приема.
Таким образом, в конверте каждого урока есть все необходимое для эффективного проведения занятий. Учитель просматривает соответствующий конверт, восстанавливает в памяти ход урока и, если нужно, вносит необходимые поправки и дополнения. Для этого нет необходимости переписывать все карточки. Чтобы изменить план, достаточно переставить местами отдельные карточки, какую-то из них отложить в запас или добавить новую.
Поурочная картотека позволяет гибко маневрировать содержанием и методикой урока. Даже во время перерыва можно сделать перестановку карточек и в параллельный класс идти с планом, соответствующим особенностям этого класса.
Создание поурочной картотеки,— предупреждает Е. В. Максимов,— дело серьезное и трудоемкое. Оно не терпит спешки и стремления сократить сроки изготовления, так как при составлении каждого поурочного конверта необходимо просмотреть немало методической литературы. Кроме того, однажды возникнув, она нуждается в постоянном совершенствовании. В этом — залог успеха ее применения.
Большие затраты времени на создание такой картотеки компенсируются тем, что впоследствии учитель избавляется от ежедневной писанины. Работа по подготовке урока приобретает творческий характер. Справедливо отмечает Н. Коробенкова: «Не знаю, приходилось ли кому встречать педагога, который на вопрос «Ваше любимое занятие?» — ответил бы: «Составление поурочного плана». Но если мы озабочены тем, чтобы учить всех и учить хорошо, то работа над поурочным планом станет для нас не тяжелой «трудовой повинностью», а актом творчества»[72].
<< | >>
Источник: Конюшко В. С.. Как подготовить урок биологии: Пособие дляучителя. 1988

Еще по теме Составление плана урока:

  1. Составление схемы смешении древесных пород дли лесных полос
  2. Конюшко В. С.. Как подготовить урок биологии: Пособие дляучителя, 1988
  3. Ксену
  4. 6.4.3. Методы изучения генетики человека
  5. Последние известия из сектора 9
  6. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОТИВОПАРАЗИТАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  7. Работа над мировой почвенной картой.
  8. БЕСПОДСТИЛОЧНЫЙ НАВОЗ И СИСТЕМА УДОБРЕНИЯ В СЕВООБОРОТЕ
  9. 5-17. Жоффруизм и давление нормы
  10. Заключение эксперта
  11.    Болезни органов пищеварения
  12. К ИСТОРИИ ВОПРОСА
  13. ВВЕДЕНИЕ
  14. Болезни органов пищеварения
  15. Подбор в пл еменной работе
  16. Экономическая эффективность минимизации основной обработки почвы и применения гербицидов