<<
>>

Изучение педагогического опыта

  Значительное место в пополнении знаний занимает изучение массового опыта учителей и передового педагогического опыта, который носит преимущественно индивидуальный характер.

Массовый опыт — это совокупность широко распространенных приемов и методов, которые постоянно использует большинство учителей. Он позволяет выявить ведущие тенденции в обучении на современном этапе.

Суть передового педагогического опыта заключается в достижении высоких и стабильных результатов обучения. Он может быть представлен мастерством и новаторством [10].

Мастерство предполагает умелое и рациональное использование уже известных рекомендаций науки при наличии высокого уровня педагогической техники. Эти показатели в сочетании с личными качествами образуют своеобразный и эффективный стиль работы, который обеспечивает обучение на более высоком уровне, чем в массовой практике. Мастерство может и не содержать элементов новизны.

Новаторство отличается оригинальностью и новизной решения педагогических задач. Степень новизны может быть различной: от внесения новых положений в науку (явление довольно редкое) до эффективного сочетания уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогического труда.

Мастерство и новаторство могут существовать вне зависимости от проведения исследовательской работы. Но они могут быть и объектом специального изучения. При этом используют ряд методов педагогических исследований, которые подробно описаны в специальных изданиях [11].

Изучение опыта осуществляется по принципу: факты общие положения идеи -gt;¦ новые факты и.

Факты собирают путем наблюдения и описания педагогического процесса (стенограммы уроков). Они служат базой для педагогических обобщений и выводов. Поэтому чем больше собрано фактов, характеризующих деятельность учителя, тем достовернее будут выводы. Исследователи утверждают, что делать определенные выводы о деятельности учитея можно после посещения 30—35 уроков или воспитательных мероприятий [12] [13].

После сбора и описания фактов приступают к их обобщению, т. е. к формулировке выводов, которые возникают в результате анализа, сравнения и классификации фактов. Обобщение дает возможность увидеть за отдельными фактами главное — педагогическую идею, которая в них материализуется.

Покажем этот путь на простом примере. Обнаружив на нескольких уроках, что учитель приводит интересные примеры из жизни растений или животных, можно сделать вывод о том, что в процессе обучения используются элементы занимательности. Этот вывод представляет собой не что иное, как обобщение фактов. Установив, что этот прием повышает интерес учащихся к изучению биологии (посредством бесед, анкетирования, наблюдения за работой школьников на уроках и дома), приходим к заключению общедидактического характера: применение элементов занимательности активизирует интерес учащихся к учению. Исходя из этого, каждый учитель будет искать пути ее реализации применительно к конкретным урокам (подбирать занимательный материал и включать его в урок). Дополнительные наблюдения уроков будут подтверждать или ограничивать сферу применения первоначального вывода.

Убедившись в правильности выводов, можно приступить к оформлению и передаче опыта. Это может быть сделано в форме устного выступления на педагогическом совете, методическом объединении или семинаре. Но работа может быть оформлена и в разных

формах письменного изложения: доклад на педагогических чтениях, публикация в печати. При этом важно помнить слова К. Д. Ушинского о том, что передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт. 

<< | >>
Источник: Конюшко В. С.. Как подготовить урок биологии: Пособие дляучителя. 1988

Еще по теме Изучение педагогического опыта:

  1. Рекомендуемая схема опыта по определению персистентности действия      антигельминтиков
  2. Педагогическая работа
  3. Педагогическая работа и подготовка кадров.
  4. РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ФИЗИКИ И МЕЛИОРАЦИИ ПОЧВ А. Ф. Вадюнина
  5. О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ В ОБЛАСТИ НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ ЗА СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Т. И. Евдокимова
  6. 4.2. Экспериментальное изучение отбора
  7. Методы изучения бентоса
  8. Изучение подострой и хронической токсичности. 
  9. Изучение фотосинтезирующих бактерий
  10. 15.2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  11. Изучение структуры сообществ
  12. Необходимость комплексного подхода к изучению эволюции
  13. 6.4.3. Методы изучения генетики человека
  14. 6.7. Основы методики изучения структуры популяций
  15. ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ ГАЛОИДФЕНОКСИКИСЛОТ
  16. Методы изучения эволюции экосистем
  17. Физико-химическое изучение клетки
  18. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ У БАБОЧЕК
  19. Методы изучения конкуренции