1-4. Религия и наука о рождении мира


В греческих богов давно никто не верит, и мы спокойно можем указывать на различные исторические слои в их мифах. Никого не коробят даже прямые противоречия - так, у Гесиода в стихе 217 «Теогонии» три Мойры (богини судьбы) рождены богиней ночи, а в стихе 904 - ее внучатым племянником Зевсом и его второй женой Фемидой.
Ясно, что поэт собирал и обрабатывал разные мифы. Кстати, в ранних мифах Зевс побаивается Мойр, а в поздних повелевает ими.
С Библией дело обстоит иначе: она до сих пор - священный текст для многих, и они отрицают всякие в ней противоречия. He будем спорить, однако встает вопрос: чему при этом верить, а чему нет?
Еще 2 тыс. лет назад грекоязычный иудей Филон Александрийский, философ и богослов, предложил трактовать непонятные и противоречивые места Библии как иносказание. Его идею отвергли, но она не раз заново возникала в христианском богословии, и именно из нее в XVII веке родился конкордизм (от лат. concors - дружный, согласный) - теория, по которой наука не противоречит священному Писанию, а раскрывает его новый смысл. Этот смысл якобы не мог прямо быть высказан Богом прежде, чем люди созрели для понимания. В частности, шесть дней творения конкордизм истолковал как шесть геологических эпох, так что первая глава Книги Бытия теперь выступала как бы описанием эволюции мира и жизни.
Допустим, говорят скептики (не только атеисты), конкордизм прав, но как объяснить прямые противоречия - внутри Писания и между Писанием и наукой? Как нам считать: человек первоначально создан наполнять собой Землю и повелевать природой (Бытие, гл. 1), или же - жить ограниченным числом особей в специально уготованном раю (Бытие, гл. 2)? Вопрос стал особо актуальным в XX веке, когда стало ясно, что завет «наполняйте землю» человек выполнил и перевыполнил; и актуальность его будет нарастать. He менее актуален ныне и такой вопрос: человек - это оба пола (как в главе 1) или только мужчина (как в главе 2)? А как толковать то место Библии, где прямо сказано, что светила созданы лишь на четвертый день, когда земля уже зеленела растениями? Параллель с греческим мифом очевидна, а вот согласование с наукой - отнюдь.
И главное: если Бытописатель изрек для “незрелого” читателя прямую и очевидную в то время ложь (в Египте и Вавилонии давно знали, что источник дневного света - Солнце), то верить ли остальному тексту Писания? Что приличнее для христиан - выдумывать вольные толкования противоречий (их приводит, не соглашаясь с ними, упомянутый в п.
1-1 христианин А. Рос, с. 352-356) или честно согласиться с противоречием?
«Непонятно, как растения, сотворенные на 3-й "день”, могли существовать без Солнца, сотворенного на 4-й “день”» - пишет православный палеобота-

ник А.В. Гоманысов в сб. “Той повеле, и создашася” (с. 188).
По мне, именно для авторитета религии лучше и честнее прямо признать, что Писание тоже собрано из мифов разных времен. Однако его сличения, хотя бы с греками, верующие христиане избегают. А как быть с ископаемыми, которые явно принадлежат не тем видам организмов, что живут ныне? Значит ли это для верующего, что Бог творил неоднократно?
Разумеется, спор верующего с неверующим (или иначе верующим) бессмыслен, и не надо вступать в него. Однако замечу, что возможно всего линии поведения: отрицание науки («научные» креационисты), отрицание религии (атеисты), отрицание обеих (нищие духом) и конкордизм. Последний как раз и можно назвать научным (без кавычек) креационизмом. С ним мы не раз будем иметь дело.
Надо еще добавить, что кроме естествознания есть также история и филология, и все они ясно показывают, как священные тексты эволюирова- ли и друг на друга накладывались. В частности, все древние культуры в момент появления их первых дошедших до нас текстов предстают носителями широких прав женщин. Отсюда и культы богинь. Следами этого в Библии являются творение обоих полов людей в главе 1 и наделенная свойствами богини Мудрость в «Притчах Соломоновых».
Затем, в зрелой Античности, женщины всюду вытесняются из общественной жизни, что сперва ведет к выхолащиванию культа богинь (они становятся безгласными женами богов), а затем и к победе монотеизма (единобожия), где Бог мыслится мужчиной. Словом, Писание предстает делом рук человеческих, и это нисколько не мешает многим ученым веровать, согласно их убеждениям. Подлинный конкордизм и состоит, по-моему в том, чтобы признать это обстоятельство.
Если пользоваться нынешним языком, то в главе 1 Книги Бытия человек понят как биологический вид, особенностью которого (если угодно, тезисом видового диагноза) является тяга к господству над природой и к познанию, а также - вера. Этот вид создан после всей прочей природы и поставлен повелевать ею. Итог трех тысяч лет господства такого взгляда на мир мы видим сегодня. В главе 2 Книги Бытия, вероятно написанной много позже, человек рассмотрен с позиций общественных и хозяйственных. 
<< | >>
Источник: Чайковский Ю.В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции.. 2006

Еще по теме 1-4. Религия и наука о рождении мира:

  1. Эволюционное учение и религия
  2. 1-3. Начало идей эволюции - в религии
  3. Религия и знание
  4. Период рождения молодняка.
  5. 10. Берг и рождение номогенеза
  6. РОЖДЕННЫЕ ПОЛЗАТЬ
  7. 11. Активность и рождение поля жизни
  8. 1-8. Рождение идеи предначертанной эволюции
  9. 12. Рождение генетики. Дарвинизм по де-Фризу и Мензбиру
  10. 15* Национальная наука
  11. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА