1-3[3] Библия: мир и человек сотворены дважды
В книге Бытия (первая книга Священного писания евреев и христиан) читаем, что Бог (его происхождение не рассматривается) сотворил, как и у греков, сперва землю, затем свет (день первый).
Во второй день“И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил вод) , которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом”.
В третий день
“сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод морями”.
Вчитаемся в эти слова, ибо предлагаемая космология совсем отлична от иных космологий Древности: земной мир подобен водолазному кессону, где вода снизу и сверху. Модель наглядно объясняет феномен дождя (отсюда выражение: «Разверзлись хляби небесные») и делает понятной легенду о Всемирном потопе, но ничего более. Для засушливой Палестины такая космология удивительна (у соседних египтян мифа о Потопе нет). Как узнали в XX в., она заимствована из шумерского мифа.
Другие народы видели мир иначе. В частности, в иных восточных космогониях отделение земли от неба символизировало разделение женского и мужского начал. Это видно из того, что обычно небо там является мужчиной, а земля женщиной (у египтян наоборот). Чисто мужская еврейская космогония лишилась этой символики. Подробнее см.: Гоейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы. Книга Бытия. М., БСГ Пресс, 2002.
Обычно комментаторы Библии всю тему странного «кессона» обходят, сразу переходя к творению живого. А именно, в тот же третий день
«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его...».
В этом выражении «семя по роду своему» можно видеть намек на принцип наследственности (который у греков то и дело игнорировался).
И лишь в четвертый день Бог создал небесные светила. Здесь - обычное для ранних мифов непонимание роли Солнца, уверенность, что оно - всего лишь сгусток дневного света. Однако тьма уже (в отличие от греков)
мыслится как отсутствие света, а не как особая сущность4.
На пятый день Бог творил водных животных, а на шестой - наземных. Наконец, тоже в шестой день, Бог творит человека.
Суть человека выступает в главе 1 книги Бытия двойной: с одной стороны, к человеку отнесено то же, что и к животным, божье обращение «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» и так же, как животным, отданы в пищу растения; но с другой, Бог призвал человека обладать землею и животными (не разрешив, но и не запретив поедать их), а самого его объявил своим образом и подобием - как мужчину, так и женщину.
Однако глава 2 дает иную трактовку творения: «по образу и подобию» создан мужчина, Адам, он получает в пользование рай, узнаёт от Бога запрет на плоды «древа познания добра и зла» и нарекает имена всем птицам и наземным животным - всё это без женщины. После этого Бог творит женщину (Еву) из ребра человека. Об их размножении сказано лишь после грехопадения: тогда Бог обрек ее на тяжкие роды и подчинение мужу, а его - на тяжкий труд для пропитания. И обоих, изгнав из рая, лишил бессмертия.
Этот странный разнобой священной истории повлёк огромную литературу и до сих пор влияет на биологию, о чем мы узнаем в конце главы 9.
Ho это что! Есть в Библии куда более удивительное место: иной взгляд на всё творение. В «Притчах Соломоновых» Мудрость говорит:
«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони... Я родилась, когда еще не существовали бездны,... когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны [...] Тогда я была при Нем художницею».
Вдумаемся: история вселенной, начинаемая с мудрости (не сотворенной, а родившейся, как языческие богини), за которой следовали «начальные пылинки вселенной», а вовсе не твердые небо и земля, - вот уж неожиданный для нас взгляд древних монотеистов на эволюцию. Все такие тексты в Библии ясно говорят учёным (в том числе многим верующим ученым), что Библия, как и все священные книги, несет следы разнородных верований разных эпох (см. Гоейвс Р., Патай Р.), а вовсе не послана свыше.
Конечно, мыслители думали о рождении мира всюду, в том числе в странах, где естествознания долго не было. В Ригведе (Индия) читаем:
«Боги пришли после, когда Вселенная уже была создана. Кто же знает, когда она поднялась из вод? Когда началось творение - быть может, оно само сотворило себя, а быть может, и нет. Тот, кто... на высочайшем из небес, только он это знает - а быть может, не знает и он».
Ясно, что «мировое яйцо» не устраивало автора. Как и греков -VII века.
Еще по теме 1-3[3] Библия: мир и человек сотворены дважды:
- Дополнение 10. Мифы, Библия и эволюция человека
- 1.1. Мир почв, измененных деятельностью человека:индивидуальность почвенных тел и континуальностьпочвообразования
- 17.2. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ. АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ
- МИР ЧЕРВЕЙ
- 14. Мир как целое у Ганса Дриша. Энтелехия
- МИР РАСКРАШЕН В ЦВЕТА HE ДЛЯ ВСЕХ
- МИР ГЛАЗАМИ ПАУКА
- ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ...
- РА. Кубыкин. Удивительный мир пресмыкающихся, 2003
- Животный и растительный мир как единое целое
- "УМОМ СОБАКИ ДЕРЖИТСЯ МИР"
- 13** Мир гак географическое целое
- 13. Российский эволюционизм: мир как целое