<<
>>

10. Пока Дарвин писал «Длинную рукопись»

Что рыба проще человека - всем интуитивно ясно, но можно ли утверждать, что, например, лягушка проще ящерицы? Конечно, у ящерицы сложнее устроено сердце и есть амнион (оболочка, препятствующая высыханию яйца), но зато у лягушки есть три способа дыхания - жаберное, легочное и кожное.

Чтобы не вести бесконечные споры, нужно общее правило, критерий высоты организации. Такой критерий предложил Бэр: выше организованы те, у кого можно указать большее число различных (по строению и функции) органов. В 1828 году ему удалось показать, что четыре типа Кювье являются четырьмя типами онтогенеза, а значит в каждом типе можно стало выстраивать организмы в ряды еще и по числу различимых стадий развития зародышей.

Подход Бэра довел в 1853 году до совершенства немецкий зоолог и палеонтолог Генрих Бронн. Он предложил критерий высоты организации, наиболее годный для работы: морфологический прогресс он характеризовал не только через дифференцированность и специализацию частей тела, но и через симметрию тела, уменьшение числа гомологичных органов, концентрацию органов в пределах тела (например, головной мозг у высших вместо распределенных по телу ганглиев у низших) и их проникновение в глубь тела, а также - через усложнение онтогенеза.

Исследуя вымершие и нынешние организмы, именно Бронн выявил фактические прогрессивные линии их развития, чем заложил, в сущности, основы эволюционизма. Тем самым он встал перед трудной проблемой: его огромный материал ясно говорил об эволюции, тогда как сама идея эволюции считалась в его кругу ненаучной фантазией.

Профессионально он принадлежал морфологической школе Кювье, но собственные работы и принадлежность (душой) немецкой культуре вели его в объятия натурфилософии, которую та школа строго порицала. Личный выход Бронн нашел в том, что взялся описать с единой теоретической позиции весь фактический ход развития жизни на Земле (данные об этом были уже весьма обширны), однако сам факт порождения одним видом другого отрицал, считая эволюцию непрерывным творением, как когда-то сделал Лейбниц.

Иными словами, Бронн как натурфилософ избрал путь Лейбница в ущерб Окену.

Его позиция импонировала кювьеровской школе, и в 1857 году Брони получил премию Парижской Академии наук за обширную книгу «Исследования законов развития органического мира во время образования земных оболочек». Написана она тяжело и беспорядочно - несмотря на просьбу французских академиков облегчить стиль, Бронн ухитрился дать неудобочитаемый текст даже по-французски; немецкий же вариант местами вообще неподъемен. Ее мало читали и вскоре забыли.

Однако «Исследования» Бронна - одна из самых значительных книг той поры, итог немецкого додарвинского эволюционизма. Без нее нельзя уяснить ни причины успеха «Происхождения видов», ни развития эволюционизма вообще. Мы привыкли считать, что представление о постепенном развитии жизни вошло в науку с Дарвином, но ведь в его книгах нет ни описания истории флор и фаун, ни анализа морфофизиологической эволюции каких-либо групп организмов, ни глобальных обстоятельств (связи эволюции жизни с составом атмосферы, животных с растениями и т. п.), ни многого другого. Все это мы видим в трудах Бронна.

(Его выводами, кстати, широко пользовался и Рулье. Увы, как раз «Исследований» Бронна он увидать не успел - в расцвете сил он в 1858 году внезапно умер, нанеся страшный урон и своей семье и московской эволюционной школе.)

Вот «Первый фундаментальный закон» Бронна (формулировка его столь длинна, что я вынужден дать ее в выдержках):

«Различные организмы следовали во времени и пространстве в стольких типах и количествах, какие соответствовали внешним условиям», причем «появление двух органических царств было одновременно», «первичное население соответствовало теплому климату без смены времен года», а «все последовательные обновления населения достигались уничтожением прежних видов и последовательным появлением новых видов, без постепенных переходов» (H.G. Broun. Untersuchungen iiber die Entwickelungsgesetze der organischen Welt wahrend der Bildungszeit unzerer Erdoberflache. Stuttgart, 1858, S.

483-484). Добавлю, что среди сил, истребляющих прежние виды, Бронн допускал и вытеснение худших вариантов лучшими - как у Дарвина.

А вот «Второй фундаментальный закон»:

«Наряду с первым, явно существует положительный и независимый закон творения, даваемый нам в простоте и упорядоченности всех, как одновременных, так и последовательных обновлений органического мира.»

Запомним про упорядоченность (о ней мы будем говорить в ч. 6). Суть же данного закона в том, что наряду с внешними условиями (которые, будучи чисто негативным фактором, могли только ограничивать «действия по плану творения»), необходимо некоторое активное начало, формирующее как организмы, так и их отношения. В этих рамках Бронн отмечал

«постоянное равновесие между растениями и животными, наземными и водными животными, травоядными и хищными - в каждом творении; и всё это делается

гораздо точнее, чем можно ожидать действием одних внешних условий, которые могут разрушать, но не создавать ... Систематическое и прогрессивное развитие, как и закон, который им управляет, суть факты, в которых невозможно дольше заблуждаться. Тем не менее, мы не должны представлять это прогрессивное развитие как состоящее в первичном появлении одних лишь Phytozoa», т.е. животнорастений (ныне этот термин забыт, вместо этого говорят о низших тканевых животных). И далее:

«Высшие подцарства [типы - Ю.Ч.] были сотворены друг за другом быстро, тогда как классы и отряды, впервые появившись, были представлены формами, постепенно восходящими» (там же, S. 487-488).

Как Бронн понимал феномен «восхождения» (прогресса), мы уже знаем, а теперь он решил обсудить еще и его механизм. Допуская конкуренцию как одну из причин вымирания, Бронн связывал появление новых форм не с конкуренцией, а с действием особой силы природы: “Ta же сила, которая первоначально создала организмы, ... действовала в течение всей геологической истории, вплоть до появления человека. При этом нигде не обнаруживается постепенного превращения прежних видов в новые; наоборот, новые виды всюду возникают без участия прежних” (там же, S.

80). He надо думать, что Бронн понимал эту силу как постоянное вмешательство божьей воли - нет, он понимал ее именно как особую силу, аналогичную гравитации, химическому сродству и т.п.

Бронн ввел замечательное понятие, закон террипетного развития (по- французски terripete - нечто устремленное к земле): тип морфологически «стоит тем выше, чем более преобладают в нем наземные классы и отряды». Бронн пояснял: в ходе истории чисто морские формы становились литоральными (живущими в зоне прилива), затем береговыми, просто наземными и, наконец, горными. Такую последовательность форм Бронн назвал террипетной и обнаружил, что вдоль нее наблюдается морфологический прогресс, т.е. усложнение строения.

В пояснение приведу пример: плавник преобразуется в ласт, ласт - в лапу и т.д.; тело приподымается на все более длинных ногах, затем принимает наклонное (а потом и вертикальное) положение, а передние конечности обращаются в крылья или в руки; при этом наблюдается усложнение мозга позвоночных. Данным законом мы воспользуемся в частях 3 и 4.

Бронн не признал, даже намеком, что террипетный ряд может быть генетическим, но в конце «Исследований» сделал робкий подарок эволюционистам: «...мы не знаем, какую роль взял на себя Творец в определении систематического порядка организмов». То есть - Бог не обязательно сам творил каждый вид.

Некоторые палеонтологи писали об эволюции более прямо. Так, швейцарский палеоботаник Освальд Геер в 1859 году опубликовал свою теорию перечеканки (die Umpragungstheorie), согласно которой современная флора

произошла из флоры третичного периода^ сразу, после долгого времени постоянства. Видно влияние катастрофизма Кювье, но “перечеканка” одного типа строения в другой означала эволюцию, притом в широком смысле (не только видов, но и флор как целого). 

<< | >>
Источник: Чайковский Ю.В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции.. 2006

Еще по теме 10. Пока Дарвин писал «Длинную рукопись»:

  1. НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ (ПОКА) ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ
  2. 2. Поздний Дарвин
  3. Дарвин
  4. 8. Молодой Дарвин
  5. 7. Диалектика отбора. Дарвинизм по Дарвину
  6. 11* Метод Дарвина и случайность
  7. 1-12. Дорожки от Хэйла к Дарвину...
  8. 13. Дарвин без Мальтуса
  9. 16. Эразм Дарвин и принцип активности
  10. Непосредственные предшественники Ч. Дарвина
  11. ЭЛЕМЕНТЫ ДИАЛЕКТИКИ В УЧЕНИИ ДАРВИНА
  12. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧАРЛЗА ДАРВИНА
  13. КТО ВАЖНЕЕ — ДАРВИН ИЛИ УОЛЛЕС?
  14. Гпава 3. Наследие Дарвина
  15. 2.3. Влияние эволюционного учения Ч. Дарвина на исследование поведения. Книга Дж. Роменса. «Канон Ллойда-Моргана»