Начало научного пути
Одна из статей Э. Майра называется «Случай или умысел» (Мауг, 1962), в ней возникновение генетической изменчивости, проявившейся в фенотипе, он характеризует как случайность, а роль селекции в ее закреплении и сохранении трактует как планомерный аспект эволюции.
Такой подход к эволюции перспективен при рассмотрении профессиональной карьеры большинства архитекторов эволюционного синтеза, включая самого Майра. Его первые шаги в жизни и науке, на первый взгляд, не имели никакого отношения к его будущим эволюционным работам, но рассматриваемые ретроспективно, кажутся цепью событий, изначально призванных реализовать некую программу его становления как эволюциониста.Эрнст Майр родился 5 июля 1904 г. в небольшом немецком городке Кемптоне, в Баварии. У него было два брата: старший Отто (1901-1985) и младший Ганс (1906-1954). Их семья принадлежала к среднему классу. В ней особое внимание уделяли не только профессиональному образованию, но и общей культуре, а книги занимали важное место в жизни всех членов семьи. Библиотека отца насчитывала несколько тысяч томов по различным отраслям науки, философии, литературе и искусству. Сколь велико было значение образования в среде немецких интеллектуалов, показал в своей классической книге «Закат немецких мандаринов» Ф. Рин- гер (Ringer, 1969), а применительно к сообществу биологов Германии в первой трети 1920-х гг. — Дж. Харвуд (Harwood, 1993). Образовательный идеал профессуры сказывался на стиле мышления лидеров немецкой биологии и на их исследовательских программах. Ее характерными чертами были стремление к синтезу, а не к узкой специализации, всестороннее, а не экспертное знание, стремление к достижениям в интеллектуальных областях и искусстве, а не в бизнесе или политике и т. д. Все эти свойства в полной мере впоследствии проявились в биологических и историко-философских трудах Майра (Burkhardt, 1994: 361).
Традиционно Майры выбирали две профессии — медицину или юриспруденцию, которые, несмотря на все различия между ними, требовали от всех, специализировавшихся в них, точности, подчас скрупулезности, аккуратности и ответственности. Вероятно, это отразилось и на семейной атмосфере в целом, и на характере Э. Майра. He менее важным для формирования его личности было то, что, хотя отец был преуспевающим юристом, у него были широкие интересы, в том числе и увлечение естественной историей и палеонтологией. Он часто брал своих сыновей на загородные прогулки, приучая их определять местные растения и животных. Из-за служебных перемещений отца в 1908 г. семья переехала в Вюрцбург, где у Э. Майра впервые проявился интерес к естественной истории, особенно к птицам, а в 1914 г. — в Мюнхен. В подростковом возрасте Майр уже узнавал всех местных птиц по внешнему виду и голосу. Ho в те годы никак не проявился его будущий интерес к эволюции. Правда, знаменитую книгу Э. Геккеля «Мировые загадки» он прочитал с огромным интересом, но не из-за изложенных в ней эволюционных идей, а как памфлет против библии и за эмоционально выраженную версию материалистического монизма. Примерно те же чувства вызвали у него книги известного популяризатора дарвинизма В. Бёлыие (W. Bolsche) «Любовь к природе», «Происхождение человека», «Доисторический человек» и др., которые он изучил еще до поступления в гимназию, во время домашнего самообразования.
После скоропостижной смерти главы семейства в июле 1917 г. мать Эрнста, Елена (девичья фамилия Пусинелли), с сыновьями перебралась в Дрезден, где Э. Майр окончил гимназию. Он изучил довольно подробно биологию по четвертому изданию популярного в то время школьного учебника К. Клэперин, но в нем всего 19 страниц было уделено доказательству эволюции, а также возражениям против теории естественного отбора. Эволюционные проблемы были поданы с позиций ламаркизма. В 1923 г. Эрнст, следуя семейной традиции, поступил на медицинский факультет университета в Грайфсвальде.
Он вряд ли получил бы высшее образование без уникальных способностей, трудолюбия, а также понимания и поддержки со стороны семьи, потерявшей большую часть семейных сбережений из-за гиперинфляции в начале 1920-х гг. В университетах Э. Майр и его братья учились благодаря стипендиям и пенсии матери.Важным фактором, предопределившим преданность науке и последующий успех в ней, как и у других выдающихся эволюционистов (Ч. Дарвина, А. Уоллеса, С.С. Четверикова, Ф.Г. Добржан- ского, Н.В. Тимофеева-Ресовского и др.), было увлечение Майра естественной историей. Он с юных лет зарекомендовал себя наблюдательным натуралистом, научившись не только рано определять птиц, но и изучать особенности их экологии и этологии. Майр был прирожденным полевым натуралистом, предпочитавшим изучать птиц в природе, с учетом всех сложностей их взаимодействий с другими видами и средой обитания. 23 марта 1923 г. Майр, наблюдая в бинокль, подаренный ему матерью по случаю сдачи выпускных экзаменов в гимназии, сделал свое первое открытие. Он обнаружил пару красноносых нырков (Naetta rufina). Это было первое с 1846 г. подтверждение пролета этого вида в Центральной Германии. Как показали последующие наблюдения за N. rufina в других частях Германии, его пролет здесь был связан с повторным заселением южного берега Балтийского моря, где эти птицы гнездятся до настоящего времени (Мауг, 1994а: 273).
Хотя окружающие не верили, что ему удалось правильно определить этот вид птиц, Майр, уверенный в важности своего наблюдения, запасшись рекомендательным письмом, отправился в Музей естественной истории Берлинского университета, чтобы сообщить о своем открытии куратору коллекции птиц и редактору журнала «Ornithologische Monatsberichte» профессору Эрвину Штреземанну. Последний, прочитав полевое описание красноносого нырка и проэкзаменовав Майра на предмет знания других близких видов, предложил ему подготовить публикацию, которая стала его первой научной работой (Mayr1 1923).
В те годы Майр еще не думал стать орнитологом, а, следуя по стопам крестного отца, дедушки и прадедушки, успешно окончил за два года курс медицины и получил степень кандидата медицины, дававший ему право заниматься медицинской практикой.
Причем по всем предметам Майр получил высшую оценку. Сам выбор Грайфсвальда для университетского образования был не случаен. Город, расположенный на побережье Балтийского моря, был очень интересен с орнитологической точки зрения и к тому же расположен недалеко от Берлина, что было важно для Майра, так как Штреземанн предоставил ему возможность бесплатно работать в Музее во время университетских каникул.В Грайфсвальде он записался на курс лекций по генетике, но, обнаружив быстро, что лектор текстуально повторяет книгу Э. Ба- ура, перестал посещать эти занятия и ограничился чтением первоисточника. Генетика растений не произвела на Майра особого впечатления и не повлияла в то время на его научные интересы. Зоологию он изучал вначале под руководством профессора К. Аль- вердеса, а затем знаменитого цитолога, ученика Р. Гертвига — Р. Бюхнера. Об эволюционных взглядах первого Майр в воспоминаниях отмечал, что его можно было назвать сторонником любой концепции, кроме дарвинизма. Бюхнер же допускал, что и ламаркизм, и дарвинизм в равной мере имеют право на существование как научные гипотезы (Мауг, 1980с: 282-283), но отвергал эволюционное значение градуальной изменчивости со ссылками на опыты В. Иоганнсена о бессилии отбора в чистых линиях. В целом он склонялся к признанию комбинации естественного отбора с автогенными факторами как механизма, обеспечивающего и прогрессивную эволюцию, и адаптацию. Превосходным ученым был преподаватель курса анатомии человека, гистологии и эмбриологии К. Петер, который телеономию онтогенеза без всяких оговорок перенес на филогенез. И хотя, по мнению Майра, его книгу «Целенаправленность эволюции» можно было легко интерпретировать с позиций селекционизма, она оказала на него в то время небольшое влияние, так как сам Петер не мог допустить, что гармоничный, целенаправленный эмбриогенез позвоночных был результатом случайных мутаций.
Во время учебы в Грайфсвальде Майр не раз пользовался любезным предложением Штреземанна в свободное время работать с орнитологическими коллекциями в Берлине, изучая преимущественно птиц тропиков, а также других регионов.
Эта работа, а также обещание Штреземанна взять его в экспедицию в качестве сборщика окончательно определили выбор Майром биологии как основной профессии.Всю дальнейшую жизнь Майра по доминированию его научных интересов и смене мест работы условно можно разделить на четыре перекрывающих друг друга периода. В 1925-1953 гг. он занимался главным образом систематикой птиц и теорией систематики в Берлинском университете и Американском музее естественной истории. Выполненные тогда исследования стали базой для второго периода, который фактически начался в 1942 г. публикацией книги «Систематика и происхождение видов» и был посвящен главным образом усилиям по институциализации нового эволюционного синтеза и его пропаганде. Ho главной функциональной обязанностью Майра в это время оставалась по-прежнему обработка орнитологических коллекций. Третий период четко обозначился с его переходом в 1953 г. в Гарвардский университет на должность «Агасисс профессора». Здесь его интересы были сконцентрированы в основном на проблемах систематики и эволюции. Занятие ими, в свою очередь, обеспечило в 1974 г. плавный переход к доминированию работ по истории и философии биологии, когда Майр ушел на пенсию и стал почетным профессором. Отныне значительную часть времени Майр посвящал защите СТЭ и разъяснению социально-культурных и когнитивных условий ее возникновения.
О смешении его научных интересов в течение жизненной карьеры наглядно говорит таблица I, составленная Ф. Гиллом (Gill, 1994: 14) (см. вклейку).
Еще по теме Начало научного пути:
- 1-3. Начало идей эволюции - в религии
- Начало охотаренды
- Начало гонения кошек…
- Разведение рыбы: начало
- Начало работ в Омо
- Начало трофодинамических исследований сообществ.
- Начало эпохи возрождения, как изменилась жизнь кошек…
- Тернистые пути к новой философии биологии
- ПОВТОРЕНИЕ ПУТИ
- Основные пути и способы видообразования
- ЗАМЫСЛОВАТЫЕ ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ
- 5.5. ПУТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОРГАНИЗМАМИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
- ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АЗОТНЫХ УДОБРЕНИЙ
- Пути преобразования ценотических систем
- ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ АГРОТЕХНОЛОГИЙ
- Основные пути биологического прогресса
- Два пути возникновения упорядоченности
- 2-1. Научная революция
- Научные исследования.
- IV. ПУТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ